Цели:
- Расширить знания по видам декоративно-прикладного искусства.
- Продолжить формирование навыков по счетной вышивке.
- Научить вышивать крест.
- Познакомить с видами орнаментов.
- Развивать у детей творческое мышление, фантазию.
- Воспитывать эстетический вкус.
Вид урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, проблемно-поисковый.
Формы работы: фронтальная и групповая.
Практическая работа: Вышивка “крест” - орнамент.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, математика.
Материально-техническое оснащение:
- компьютер;
- проектор;
- книги по вышивке крестом;
- коллекция схем по вышивке орнаментов;
- коллекция вышитых изделий с орнаментом: полотенца, салфетки;
- раздаточный материал – инструкционные карты по вышивке крестом;
- схемы вышивки орнаментов
Ход урока
I. Организационный момент:
- проверка присутствующих;
- проверка готовности к уроку
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы узнаем еще с одним видом счетной вышивки “крест”. Познакомимся с орнаментом в вышивке. Узнаем, какие орнаменты существуют в вышивке. Сами определим виды орнаментов и начнем вышивать орнамент.
Вопросы для проверки знаний
- Какие виды простейших швов вы знаете?
- Какие швы применяются для вышивки по контуру рисунка?
- Какие швы применяются для вышивки стебельков?
- Какую ткань применяют для вышивки счетными швами?
- Что представляет собой схема для вышивки?
- Как называется шов для вышивки, когда в клеточке расположен один наклонный стежок?
- Какие иглы применяются для вышивки?
- Какие виды счетных швов вы знаете?
Учитель. Вы уже слышали рассказ из истории вышивки, а сейчас послушайте еще одну историю.
Императрица Екатерина II скучала. Перед императрицей сидела робкая некрасивая, но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала.
Игла с ниткой сновала по голубому бархату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюльпанами, путаницей трав и звездами, похожими на снежинки.
Екатерина чуть скосила глаз. Она не торопилась разглядывать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаз, теперь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звезды – большие и малые – тысячи звезд – образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далеким голубовато-золотым огнем. Шитое платье понравилось императрице, Екатерина отметила платье, вышитое скромной девушкой.
Но когда пришло время отпустить мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы.
- Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама ты не красивая. Я хочу наградить тебя, - сказала Екатерина и протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением.
Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина II распорядилась: красивую вышивку должны выполнять красивые мастерицы. Разве нет на Руси красавиц? Надо их послать в Торжок.
С разных концов России в Торжок направили красивых, крестьянских девушек – вышивальщиц. Многие плакали, расставаясь с близкими, но ослушаться не смели.
- Как вы понимаете пословицу “С красивого лица воду не пить”?
- Что имел в виду Достоевский, когда говорил: “Красота спасет мир”?
Ученицы советуются между собой и дают ответы (в паре 2 ученицы)
Учитель. К нашему уроку было дано задание вашим одноклассницам провести исследование и узнать, что такое орнамент и какие виды орнаментов существуют.
Сейчас послушаем учениц:
Ученица. Что такое орнамент?
Орнамент – это украшение, узоры.
Народная вышивка имеет давнее историческое прошлое и отличается и устойчивостью. Шитье было ближе всего к человеку, украшая его одежду и предметы домашнего обихода. В разные периоды, в различных слоях общества вышивка приобретала свои специфические черты, которые наглядно прослеживаются в приемах исполнения, характере орнамента и используемых материалах.
Рис. 1.
Ученица. В каких вышивках применяется орнамент?
Особо выделяются следующие направления развития орнаментального шитья:
древнерусское шитье (лицевое и орнаментальное), придворная и городская вышивка, народная вышивка.
Рис. 2
Ученица. Когда в России появилось орнаментальное шитье?
Русь познакомилась лицевым и орнаментальным шитьем в Х веке, когда оно пришло из Византии. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье использовалось для украшения предметов церковного обихода: покровов, шитых пелен под иконы, хоругвей, облачений священнослужителей.
Ученица. Где применялась вышивка орнаментов?
Искусство народной вышивки было развито повсеместно. Вышивкой украшали предметы крестьянского быта, одежду. Каждая губерния имела свои характерные орнаменты и типы вышивок. Художественное выражение зависело как от материала, так и от различных технических приемов.
Ученица. Какие виды орнаментов вы знаете?
Растительный орнамент состоит из рисунков стилизованных цветов веток, листьев, плодов.
Животный орнамент состоит из фигур стилизованных зверей и животных.
Ученица.
Геометрический орнамент часто состоит из геометрических фигур ромбов, квадратов, треугольников.
Птичий орнамент состоит из стилизованных фигур птиц.
Ученица.
Меандровый орнамент в виде непрерывных ломаных линий.
Антропоморфный орнамент человекообразный с изображением человеческих фигур или полуфигур. Чаще всего изображали человеческую фигуру. Это объясняется поклонением богине плодородия Мокошь. К такому орнаменту можно добавлять растительные элементы.
Учитель. Спасибо девочки. Ученицы просматривают презентацию.
Учитель. Давайте внимательно рассмотрим растительный орнамент, в котором в обобщенном стилизованном виде один и тот же мотив равномерно повторяется, образуя ритмическое построение. Повторение абсолютно одинаковых элементов, из которых состоит орнамент, называется раппортом.
Рис. 3.
III. Практическая работа
Ученицы делятся на 3 группы по 5 человек.
На свободном столе лежат цветные схемы орнаментов разных видов
Задание 1.
Каждой группе необходимо взять 2 орнамента, определить их название и решить, в вышивке какого изделия можно их использовать.
Учитель. Заслушаем ответы девочек.
Учитель.
Задание 2. А сейчас необходимо подготовиться к практической работе, но для этого необходимо вспомнить правила по технике безопасности при работе с ручными инструментами. Ученицы рассказывают правила при работе с иглой и ножницами.
Организуйте рабочее место. На стол положите самое необходимое для вышивки: ткань, пяльцы, набор ниток мулине, иголку для вышивания, ножницы.
Рис. 4.
Ученицы получают инструкционные карты по вышивке крестом.
Для вышивки орнамента ученицы получают растительные и животные орнаменты.
Учитель. Необходимо выбрать цвет ниток, вдернуть в иглу.
Сейчас давайте посмотрим. Крест состоит из двух наклонных стежков, расположенных в разные стороны. Нижний стежок креста располагается с нижнего левого угла в правый верхний. Если в верхнем ряду находится 2 креста, вышейте нижние стежки обоих крестов сначала в правую сторону, а затем возвращайтесь в обратную сторону. Верхние стежки располагайте с правого нижнего угла в верхний левый. Ученицы смотрят презентацию.
Перед вами сейчас лежит цветная схема орнамента, где каждая закрашенная клеточка обозначает цвет ниток. Сейчас мы рассмотрим еще одну схему для вышивки – это лист бумаги в клетку, на котором с помощью условных значков нанесен рисунок. Каждый определенный значок обозначает цвет ниток.
Рис. 5.
Ученицы приступили к выполнению практической работы.
Целевой обход учителя.
Учитель подходит к ученицам, проверяет правильность вышивки крестов, расположение орнамента на ткани.
VI. Закрепление изученного
- Расскажите о правильности вышивки креста.
- Что обозначает слово “орнамент”
- В каких изделиях можно вышивать геометрический узор орнамента?
V. Итог урока
Учитель спрашивает у учениц:
- Что вы узнали на уроке?
- Чему вы сегодня научились?
Выставление оценок. Показ лучших работ учащихся.
Домашнее задание.
Продолжить вышивку орнамента, принести на урок все для вышивания.