Урок рукоделия в 6-м классе "Сохранение русских традиций. Вышивка орнамента"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  1. Расширить знания по видам декоративно-прикладного искусства.
  2. Продолжить формирование навыков по счетной вышивке.
  3. Научить вышивать крест.
  4. Познакомить с видами орнаментов.
  5. Развивать у детей творческое мышление, фантазию.
  6. Воспитывать эстетический вкус.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, проблемно-поисковый.

Формы работы: фронтальная и групповая.

Практическая работа: Вышивка “крест” - орнамент.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, математика.

Материально-техническое оснащение:

- компьютер;

- проектор;

- книги по вышивке крестом;

- коллекция схем по вышивке орнаментов;

- коллекция вышитых изделий с орнаментом: полотенца, салфетки;

- раздаточный материал – инструкционные карты по вышивке крестом;

- схемы вышивки орнаментов

Ход урока

I. Организационный момент:

- проверка присутствующих;

- проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы узнаем еще с одним видом счетной вышивки “крест”. Познакомимся с орнаментом в вышивке. Узнаем, какие орнаменты существуют в вышивке. Сами определим виды орнаментов и начнем вышивать орнамент.

Вопросы для проверки знаний

    1. Какие виды простейших швов вы знаете?
    2. Какие швы применяются для вышивки по контуру рисунка?
    3. Какие швы применяются для вышивки стебельков?
    4. Какую ткань применяют для вышивки счетными швами?
    5. Что представляет собой схема для вышивки?
    6. Как называется шов для вышивки, когда в клеточке расположен один наклонный стежок?
    7. Какие иглы применяются для вышивки?
    8. Какие виды счетных швов вы знаете?

Учитель. Вы уже слышали рассказ из истории вышивки, а сейчас послушайте еще одну историю.

Императрица Екатерина II скучала. Перед императрицей сидела робкая некрасивая, но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала.

Игла с ниткой сновала по голубому бархату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюльпанами, путаницей трав и звездами, похожими на снежинки.

Екатерина чуть скосила глаз. Она не торопилась разглядывать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаз, теперь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звезды – большие и малые – тысячи звезд – образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далеким голубовато-золотым огнем. Шитое платье понравилось императрице, Екатерина отметила платье, вышитое скромной девушкой.

Но когда пришло время отпустить мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы.

- Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама ты не красивая. Я хочу наградить тебя, - сказала Екатерина и протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением.

Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина II распорядилась: красивую вышивку должны выполнять красивые мастерицы. Разве нет на Руси красавиц? Надо их послать в Торжок.

С разных концов России в Торжок направили красивых, крестьянских девушек – вышивальщиц. Многие плакали, расставаясь с близкими, но ослушаться не смели.

- Как вы понимаете пословицу “С красивого лица воду не пить”?

- Что имел в виду Достоевский, когда говорил: “Красота спасет мир”?

Ученицы советуются между собой и дают ответы (в паре 2 ученицы)

Учитель. К нашему уроку было дано задание вашим одноклассницам провести исследование и узнать, что такое орнамент и какие виды орнаментов существуют.

Сейчас послушаем учениц:

Ученица. Что такое орнамент?

Орнамент – это украшение, узоры.

Народная вышивка имеет давнее историческое прошлое и отличается и устойчивостью. Шитье было ближе всего к человеку, украшая его одежду и предметы домашнего обихода. В разные периоды, в различных слоях общества вышивка приобретала свои специфические черты, которые наглядно прослеживаются в приемах исполнения, характере орнамента и используемых материалах.

Рис. 1.

Ученица. В каких вышивках применяется орнамент?

Особо выделяются следующие направления развития орнаментального шитья:

древнерусское шитье (лицевое и орнаментальное), придворная и городская вышивка, народная вышивка.

Рис. 2

Ученица. Когда в России появилось орнаментальное шитье?

Русь познакомилась лицевым и орнаментальным шитьем в Х веке, когда оно пришло из Византии. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье использовалось для украшения предметов церковного обихода: покровов, шитых пелен под иконы, хоругвей, облачений священнослужителей.

Ученица. Где применялась вышивка орнаментов?

Искусство народной вышивки было развито повсеместно. Вышивкой украшали предметы крестьянского быта, одежду. Каждая губерния имела свои характерные орнаменты и типы вышивок. Художественное выражение зависело как от материала, так и от различных технических приемов.

Ученица. Какие виды орнаментов вы знаете?

Растительный орнамент состоит из рисунков стилизованных цветов веток, листьев, плодов.

Животный орнамент состоит из фигур стилизованных зверей и животных.

Ученица.

Геометрический орнамент часто состоит из геометрических фигур ромбов, квадратов, треугольников.

Птичий орнамент состоит из стилизованных фигур птиц.

Ученица.

Меандровый орнамент в виде непрерывных ломаных линий.

Антропоморфный орнамент человекообразный с изображением человеческих фигур или полуфигур. Чаще всего изображали человеческую фигуру. Это объясняется поклонением богине плодородия Мокошь. К такому орнаменту можно добавлять растительные элементы.

Учитель. Спасибо девочки. Ученицы просматривают презентацию.

Учитель. Давайте внимательно рассмотрим растительный орнамент, в котором в обобщенном стилизованном виде один и тот же мотив равномерно повторяется, образуя ритмическое построение. Повторение абсолютно одинаковых элементов, из которых состоит орнамент, называется раппортом.

Рис. 3.

III. Практическая работа

Ученицы делятся на 3 группы по 5 человек.

На свободном столе лежат цветные схемы орнаментов разных видов

Задание 1.

Каждой группе необходимо взять 2 орнамента, определить их название и решить, в вышивке какого изделия можно их использовать.

Учитель. Заслушаем ответы девочек.

Учитель.

Задание 2. А сейчас необходимо подготовиться к практической работе, но для этого необходимо вспомнить правила по технике безопасности при работе с ручными инструментами. Ученицы рассказывают правила при работе с иглой и ножницами.

Организуйте рабочее место. На стол положите самое необходимое для вышивки: ткань, пяльцы, набор ниток мулине, иголку для вышивания, ножницы.

Рис. 4.

Ученицы получают инструкционные карты по вышивке крестом.

Для вышивки орнамента ученицы получают растительные и животные орнаменты.

Учитель. Необходимо выбрать цвет ниток, вдернуть в иглу.

Сейчас давайте посмотрим. Крест состоит из двух наклонных стежков, расположенных в разные стороны. Нижний стежок креста располагается с нижнего левого угла в правый верхний. Если в верхнем ряду находится 2 креста, вышейте нижние стежки обоих крестов сначала в правую сторону, а затем возвращайтесь в обратную сторону. Верхние стежки располагайте с правого нижнего угла в верхний левый. Ученицы смотрят презентацию.

Перед вами сейчас лежит цветная схема орнамента, где каждая закрашенная клеточка обозначает цвет ниток. Сейчас мы рассмотрим еще одну схему для вышивки – это лист бумаги в клетку, на котором с помощью условных значков нанесен рисунок. Каждый определенный значок обозначает цвет ниток.

Рис. 5.

Ученицы приступили к выполнению практической работы.

Целевой обход учителя.

Учитель подходит к ученицам, проверяет правильность вышивки крестов, расположение орнамента на ткани.

VI. Закрепление изученного

  1. Расскажите о правильности вышивки креста.
  2. Что обозначает слово “орнамент”
  3. В каких изделиях можно вышивать геометрический узор орнамента?

V. Итог урока

Учитель спрашивает у учениц:

- Что вы узнали на уроке?

- Чему вы сегодня научились?

Выставление оценок. Показ лучших работ учащихся.

Домашнее задание.

Продолжить вышивку орнамента, принести на урок все для вышивания.