Умножение натуральных чисел. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • образовательная: отработка и закрепление умений умножать натуральные числа; находить значения выражений, используя законы умножения;
  • воспитательная: воспитание чувства ответственности, культуры общения, сопереживания;
  • развивающая: развитие внимательности, логического мышления, умения систематизировать и применять полученные знания.

Форма урока: урок-сказка

Оборудование: интерактивная доска, карточки, плакаты, картины-иллюстрации.

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Учитель: Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в страну сказок, но в ней вы не будете гостями, вы станете активными участниками всех событий, от вашего умения выполнять задания зависит судьба героев сказки.

2. Вступительная часть. Звучит музыка.

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него была жена Настасья - золотая коса и сын - Иван - царевич. Пошла раз царица по саду прогуляться, вдруг поднялся сильный Вихрь и унес царицу неведомо куда. Царь запечалился, закручинился, да не знает, как ему быть. Вот подрос царевич и отправился на поиски своей матушки. Ехал- ехал и доехал до стеклянной горы: стоит гора высокая, верхушкой в небо уперлась. Полез Иван - царевич на стеклянную гору.

Ребята, давайте поможем Ивану - царевичу на гору взобраться. Чем быстрее выполним эти задания, тем быстрее преодолеет первое препятствие царевич.

3. Устный счет. Таблички-карточки.

1) Вычисли: ; ; ; ; ; ; ; .

2) Раскрой скобки: ; ; ; .

3) Упрости выражение: ; ; .

Закрепление изучаемого материала. На доске картина - иллюстрация. Учитель: добрался царевич до вершины, отдохнул немного и пошел по горе. Шел-шел, видит медный дворец стоит. У ворот страшные змеи на медных цепях прикованы, огнем дышат, а рядом колодец, рвутся змеи к колодцу, да заперт он на замок. А замок с секретом, чтобы его открыть, надо шифр знать.

Что же, ребята, и здесь наша помощь потребуется: шифр в ответе задачи.

Задача-шутка. В мышином царстве 276 семей, в каждой семье по 5 деток. Сколько сапог нужно сшить сапожнику, чтобы обуть всех мышек?

Решение задачи записывает ученик на доске с комментированием, остальные учащиеся записывают решение в тетради.

Решение:

1)(м) мам и пап вместе;

2)(м) деток;

3)(м) всего мышек;

4) (с) потребуется всем мышкам.

Ответ: 13248 сапог.

Учитель: Открыл колодец царевич, напоил змей, присмирели они, прилегли. Вошел Иван в медный дворец, вышла к нему навстречу медного царства царевна. Спросил ее царевич, не слышала ли она о его матери - Настасье-царице. - Я то не знаю- отвечает царевна, - а вот недалеко отсюда живет моя средняя сестра. Может она тебе скажет. И дала ему медный шарик.

Давайте, ребята, вместе с царевичем отправимся за шариком в путь.

На интерактивной доске рисунок, ниже ученик записывает решение:

Учитель: Пришел царевич в серебряное царство, да закрыты ворота на замок. А на воротах сидит старый ворон и говорит: "Выполнишь правильно мои задания, отворятся ворота".

Самостоятельная работа. Карточки с заданиями.

1 вариант 2 вариант
1) Раскрыть скобки
2) Вычислить:

Два ученика выполняют работу на переносных досках, затем самопроверка.

Решение:

1 вариант 2 вариант

На доске картина-иллюстрация Учитель: Отворились ворота. Вышла к царевичу серебряного царства царевна, но и она ничего не знала о его матери. Дала ему серебряный шарик, чтобы он указал дорогу к ее старшей сестре - Елене Прекрасной. Катится шарик, отправимся и мы в путь.

На интерактивной доске рисунок.

Учитель: На пути царевича пропасть, давайте перекинем через нее мостик, правильно сравнив числовые выражения.

Решение:

. На доске появляется мостик в виде знака .

Учитель: Привел шарик царевича к дворцу Елены Прекрасной. Но вот беда: перед дворцом глубокий ров, а мост поднят, чтобы он опустился, нужно определить глубину рва, она зашифрована в этом задании.

Задание: Найти значение выражения: , если . Учащиеся выполняют задание самостоятельно, для проверки под крылом доски это задание выполняет 1 ученик.

Решение: 1)

2) (м) - глубина рва.

Учитель: Опустился мост, вошел Иван-царевич во дворец Елены Прекрасной. Вышла к нему навстречу царевна:

- Кто ты таков, добрый молодец?

- Я, Иван-царевич, ищу свою матушку - Настасью-царицу. Не знаешь ли, где ее найти?

- Как не знать? Она живет недалеко отсюда. Вот тебе золотой шарик, покати его, он тебе дорогу укажет.

На интерактивной доске рисунок.

 

Учеником на доске выполняется задание.

Решение:

1)

2)

3)

Учитель: Привел шарик во дворец Вихря. Вошел царевич в большие покои, видит сидит его матушка.

- Иванушка, сынок мой, как ты сюда попал?

- За тобой пришел, моя матушка.

- Трудно тебе будет, но я помогу тебе. Повела царица сына в подвал, лежит на столе волшебная книга. Говорит мать сыну: "Если правильно решишь задачу, то силы твои во столько же раз увеличатся.

Задача: Напали на Землю Русскую лютые враги, вышли сражаться с ними богатыри: 40 рядов по 200 богатырей в ряд, да еще приехало на подмогу 2000 богатырей. Сколько всего богатырей сражалось за Родину?

Задачу решают составлением выражения. Комментирование с места.

Решение:

Звучит музыка. На доске картина - иллюстрация.

Учитель: Сделался Иван-царевич могучим богатырем, выхватил свой острый меч и отсек голову, налетевшему Вихрю, посадил на коня свою матушку и отправились они домой.

Итог урока. Учитель: Вот, ребята, и подошла к концу наша сказка. Трудно было бы ее героям без вашей помощи. Спасибо вам за ваше участие, за ваш труд.