Система работа педагога-психолога специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Школьная психологическая служба


Специальная (коррекционная) школа-интернат ориентирована на обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья, на развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с направлениями, целями и задачами плана работы педагога-психолога, плана работы и Программы развития школы-интерната, документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении.

Содержание работы связано с решением вопросов профилактики, диагностики и коррекции трудностей развития воспитанников, их обучения и воспитания.

Цели психологического сопровождения:

  • создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;
  • научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • формирование социальной адаптации детей и подростков.

Задачи работы педагога-психолога:

  • организовать психолого-педагогическую поддержку воспитанников и педагогического коллектива;
  • проводить профилактику девиантного поведения воспитанников;
  • оказывать индивидуальной психологической помощи воспитанникам;
  • определить критерии личностного развития воспитанника с точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании;
  • оказать помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении;
  • разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме социальной адаптации детей и подростков;
  • организовать работу с воспитанниками, состоящими на учёте в ОПДН и внутришкольном контроле;
  • проводить профилактику употребления ПАВ среди воспитанников школы-интерната.

Все направления работы педагога-психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности.

Цели и задачи работы педагога-психолога определены с учётом единой методической темы ОУ и экспертизы образовательной среды. Экспертиза образовательной среды способствовала определению и выявлению особенностей в организационно-образовательной структуре, содержании образовательного плана школы-интерната, содержании развивающей образовательной среды, организационной культуре.

Для обеспечения личностно-ориентированного подхода проводится психологическое изучение воспитанников, с применением методов психодиагностики: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, тестирование, анкетирование. Психодиагностическое исследование применяется с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость изучения.

Выбор метода обследования - один из сложных этапов диагностикой и коррекционной работы педагога- психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения педагога- психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств.

Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.

Для оценки своей работы применяются специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, анализируется адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценивается динамика достижений ребенка.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

Планирование и организация работы педагога-психолога осуществляется в соответствии с направлениями, целями и задачами плана работы педагога-психолога, плана работы и Программы развития школы-интерната, документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении.

Основные направления работы педагога-психолога:

  • диагностическое;
  • консультативное;
  • коррекционно-развивающее;
  • профилактическое;
  • профориентационное;
  • просветительское.

Диагностическое направление

Диагностическое направление деятельности позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, своевременно отслеживать динамику развития учащихся, выявлять причины нарушений поведения и трудностей в обучении, оказывать помощь в профессиональном и личностном самоопределении.

Включает в себя:

  • психологическое обследование ребенка с целью определения уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;
  • дифференциальную диагностику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;
  • изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
  • диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения;
  • диагностику социально-психологического климата коллективов; диагностику педагогического коллектива;

Психологическая диагностика проводится обязательно на основных этапах развития личности учащегося: 1 - 4 - 5 - 7 - 9 классы.

Другие диагностические мероприятия осуществляются согласно плану работы педагога-психолога, плану школы по внутришкольному контролю, по запросу кого-либо из участников образовательного процесса с целью обеспечения выполнения основных задач ОУ. В процессе психодиагностических исследований применяются современные и актуальные методики.

Консультативное направление

Консультативное направление в работе педагога-психолога решает следующие задачи:

  • оказать помощь воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • обучать воспитанников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения, развития, решения возникших проблем;
  • оказать психологическую помощь и поддержку учащимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного переживания;
  • ориентировать педагогов в вопросах возрастных и индивидуальных особенностей психического развития воспитанников;
  • систематизировать рекомендации по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения и воспитания;
  • развивать профессиональные качества педагогов.

Консультирование в основном носит характер оказания помощи педагогам по психологическим аспектам профессиональной деятельности при сопровождении какого-либо ученика, класса.

Консультирование учащихся проходит как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Большое внимание уделяется таким вопросам, как,

  • "Работа с гиперактивными учащимися";
  • "Профилактика употребления ПАВ";
  • "Формирование социокультурных и образовательных ценностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья".

Индивидуальные консультации по результатам диагностики воспитанников:

  • оценка индивидуальной динамики развития воспитанников;
  • отклоняющееся поведение воспитанников;
  • профессиональное самоопределение воспитанников;
  • оценка сформированности нравственного поведения воспитанников;
  • школьная мотивация и эмоциональное отношение к школе.

Коррекционно-развивающее направление

С воспитанниками организуются и проводятся коррекционно-развивающие занятия:

  • развитие познавательной сферы учащихся;
  • профилактика и коррекция детских страхов;
  • формирование социальной компетенции учащихся.

В коррекционно-развивающем процессе сочетается индивидуальная и групповая работа, которая проводится в виде развивающих занятий, тренингов, интерактивных и ролевых игр, занятий с элементами сказкотерапии. Основной акцент делается на устранение отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников, на формирование их социальной компетентности и профессионального самоопределения.

Профилактическое направление

Приоритетным направлением психопрофилактической работы, являлось создание благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития воспитанника на каждом возрастном этапе. Основные формы работы - консультации, беседы, посещение уроков и внеклассных занятий, анализ документации, участие в работе "Совета профилактики", школьного ПМПк, консультации и тренинги с воспитанниками, стоящими на внутришкольном контроле.

Профориентационное направление

Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната проводится поэтапно:

  • начальная - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой);
  • первая ступень основной школы (5-7-е классы) - осознание своих
  • интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
  • вторая ступень основной школы (8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания.

Проводятся тренинговые занятия по профориентации и социализации, воспитанники активно вовлекаются социально-полезную деятельность.

Просветительское направление

Главная задача психолога в работе с учителями состоит в том, чтобы помочь организовать учебный процесс как процесс свободного личностного развития каждого ученика в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей. Чтобы каждый ученик при взрослении становился субъектом этого процесса: воспринимал внешне заданные цели учения как свои лично значимые, принимал активное непосредственное участие в планировании своей учебной деятельности, в осуществлении намеченных планов, в контроле, оценке и коррекции результатов учения - своего и своих товарищей по классу.

Работа по психологическому просвещению педагогического коллектива заключается в проведении следующих мероприятий.

1. Участие в работе школы "Молодого педагога", основной смысл которой заключался в том, чтобы:

  • конкретизировать цели обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии;
  • ознакомить с системой здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с воспитанниками и в интересах собственного развития.

2. Участие в работе педсоветов.

3. Участие в работе методических секций учителей и воспитателей и классных руководителей, на которых рассматривались вопросы социализации детей-сирот с отклонениями в развитии.

4. Участие в заседаниях школьного ПМПк по вопросам:

  • эмоционально-поведенческих особенностей подросткового возраста.
  • организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

5. Систематическое проведение консультаций, на которых решались задачи:

  • ориентация в проблеме возрастных и индивидуальных особенностей психического развития воспитанников;
  • составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения и воспитания;
  • предупреждение вторичных психологических осложнений у учащихся с отклонениями в развитии.

6. Проведение психологических семинаров-практикумов, с целью повышения психологической компетенции педагогов.

Представление используемых инновационных технологий с анализом результативности и эффективности работы

Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога: личностно- ориентированное обучение, информационно- коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, тренинги.

Результат: у учащихся преобладает положительная направленность поведения, после окончания обучения в школе-интернате, все наши воспитанники продолжают обучение в учреждениях НПО, по желанию получают две специальности и становятся полноправными членами общества, готовыми к самостоятельной жизни.

ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

 

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Участие в методической работе способствует повысить психологическую компетентность педагога, подготовить современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением.

Результат: повышение уровня профессионального саморазвития педагога (педтехника, педмастерство, творческая деятельность, создание индивидуального стиля, авторских программ и технологий, готовность к инновациям).

Для разработки Программы развития ОУ применялась экспертиза образовательной среды школы-интерната. Предметом экспертизы являлись: организационно-образовательная структура, содержание образовательного плана школы-интерната, содержание развивающей образовательной среда, организационная культура. Данные экспертизы были отражены в такой инновационной технологии, как образовательный консалтинг.

Результат данной инновационной технологии: выработаны нужные для развития ОУ решения, созданы условия для разработки плана действий, запущен механизм самоорганизации и саморазвития.

Представленная система работы по обеспечению психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса способствует повышению эффективности процесса социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни.

Уровень их социальной адаптации является главным критерием в оценке труда педагогов школы-интерната и главным показателем эффективности государственных вложений в этом направлении.