Возможности применения информационных технологий в практике обучения иностранным языкам

Разделы: Иностранные языки


В современном мире новых технологий, постоянного роста объема информации возникает необходимость становления нового общества, представители которого способны быстро оперировать поступающей информацией и отвечать требованием времени. Традиционные способы передачи информации в практике учебно-воспитательного процесса в современной школе уступают место использованию новых информационно-коммуникативных технологий, использование которых необходимо для воспитания нового поколения грамотных, думающих, конкурентоспособных, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Сегодня практически каждый преподаватель понимает, что его профессиональная деятельность будет более насыщенной и интересной, если она будет опираться на современные информационно-коммуникационные технологии и возможности, предоставляемые компьютерной сетью Интернет. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в консультанта и организатора деятельности обучающихся по приобретению новых знаний, умений и навыков.

Овладение выпускниками школ иностранными языками приобретает сегодня особый глобальный смысл. Это в свою очередь обуславливает соответствующие требования к качеству преподавания иностранным языкам, и английскому языку в частности.

Как учить сегодня иностранным языкам в школе?

Основными направлениями перестройки обучения в современной школе являются интенсификация и оптимизация учебного процесса. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм, средств, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся, стимулирующих их учение. Большую роль тут играют проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа учеников, алгоритмизация и т.д. Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения. Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний, что, несомненно, невозможно без использования современных технологий. [4]

Применение компьютеров открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью, для ее интенсификации. Необходимость широкого внедрения технических средств в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного, из важнейших дидактических принципов — принципа наглядности. Обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания. Но мало учителей, которые имеют возможность работать в компьютерном классе, где каждый ребенок одновременно пользуется компьютером. В этом случае можно работать по очереди или воспользоваться медиапроектором, интерактивной доской, использование которых позволяет учащимся в приятной и увлекательной форме достичь прогресса в изучении языка, так как весь комплекс аудиовизуальных средств и приемов представляет собой единое целое, где все элементы связаны между собой.

Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, особенно, на предмет "Иностранный язык", его цели, задачи, содержание, методы, технологию. В настоящее время учителям иностранного языка уже сложнее представить эффективное преподавание без использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях, без привлечения электронно-образовательных ресурсов в практике обучения языку. Современный рынок учебных пособий предлагает замечательные словари с CD-Rom, диски с грамматическими упражнениями и комплекты программ для интерактивных досок. Основные виды работы с персональным компьютером (ПК) на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

  • интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
  • ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
  • индивидуализация обучения;
  • возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
  • компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;
  • объективность отметки;
  • обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.

Специфика предмета ''Иностранный язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Но при всем этом, не стоит забывать, что компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными при этом они не были, могут обеспечить лишь общение с машиной. Исключение составляют лишь телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка.

Из этого следует то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский поход к ее интерпретации. Смещается акцент целей в сторону формирования у школьников умений работать с информацией, формирования исследовательских умений. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно, поэтому необходимо сочетать обучение иностранному языку с помощью компьютера и традиционное обучение. В условиях педагогически грамотного учебного процесса использование средств информационных технологий возможно в разных вариантах: как самостоятельно, так и в сочетании с другими традиционными средствами обучения на различных этапах урока. [3] При такой методике соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила за счет чередования различных видов деятельности.

В поисках эффективных приемов и методов обучения языкам учителя изучают и приобретают готовые электронно-образовательные ресурсы, техническое использование которых может вызвать затруднения у учащихся и преподавателей, выраженные в необходимости изучения правил работы с программами (недружественный интерфейс). Обучающемуся приходится думать не только над предложенной учебной информацией, но и над тем, по какой экранной кнопке и как нужно щелкнуть. Это создает дополнительный барьер в работе с обучающей программой. В этом случае можно порекомендовать работу со всем классом, когда применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер.

Наряду с использованием готовой продукции электронных ресурсов приветствуется создание и собственных проектов, презентаций, фильмов, так, например, при работе над грамматикой Present Simple Versus Present Continuous можно подготовить электронную разработку данной темы, представляющую собой ряд презентаций, согласованных между собой и отвечающих целям каждого этапа работы над грамматическим материалом. Яркость, системность, многократное повторение, многочисленные упражнения, своевременный контроль, предусмотренные нами учителями-авторами разработки являются залогом интенсивного запоминания, активного усвоения материала в процессе заинтересованной работы учащихся на уроке.

Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Эти программы могут явиться главным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение. Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.

Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивайся предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. [1] Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от одного до трех часов, в зависимости от сложности материала. Кроме Microsoft Power Point учебные материалы для использования на уроках можно создавать и в Microsoft Word.

Выход в интернет на сайты обучения иностранным языкам с помощью учителя в классе в корне меняет и интенсифицирует работу учащихся на уроке. Учитывая факт, что основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели, следует обучать общению, передаче и восприятию информации. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке в процессе обучения различным видам речевой активности. Так, например, при обучении чтению Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. [2] Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, которые предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме “Learning English”.

Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации, на открытых форумах и сайтах общения. Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться следующим образом: установление дружеской переписки: международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком.

Польза E-mail-проектов состоит в том, что они делают возможной коммуникацию на иностранном языке с реальными партнерами. Учащимся важно то, что тексты составляются не для преподавателя с целью продемонстрировать свои знания и получить за это оценку, а для партнеров-сверстников, чтобы передать им интересную информацию или обсудить актуальные проблемы. Отсюда следует более ответственное отношение к продуцируемым текстам.

Расширяется языковая компетенция учащихся и повышается мотивация к дальнейшему изучению языка.

Сочетание ИКТ и метода проектирования повышает не только результативность обучения, но и положительно влияет на мотивацию к самостоятельной работе над проектом. Уроки презентации проектов проходят в хорошем темпе, существенно повышается информационный объем урока и наглядность занятия. Учащиеся отмечают прочность самостоятельно полученных знаний и умений.

Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности. Дети с готовностью и желанием создают собственные проекты, работа над которыми организует самостоятельную деятельность учащихся и создаёт условия, в которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, так как знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов, источников их получения, что положительно сказывается на качестве их образования, что и является самоцелью..

Список используемой литературы:

  1. Бовтенко М. А.Компьютерная лингводидактика. Учебное пособие Издательство: Флинта издательство, 2005 г.
  2. Васильев В.Н., Лисицкая Л.С.Методический интернет-центр- СПб.: Питер,2005г.
  3. Захарова И.Г.Информационные технологии в образовании.- М.: академия,2003
  4. Цветкова М.С. ИКТ в работе учителя, изд. «Бином. Лаборатория знаний», 2007г