Цели:
- углубить знания о птицах;
- познакомить с образом жизни зимующих птиц;
- развивать сообразительность, память, творческую активность;
- способствовать воспитанию любви к природе;
- воспитывать у детей желание помогать птицам в зимнее время года и охранять их.
Оборудование: картинки, рисунки и фотографии с изображением птиц, аудиозапись голосов птиц. У учащихся на парте: мозаика, разрезанная на 6 частей с изображением птиц.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока
– Хочу, чтобы вы сами догадались, о ком будем говорить сегодня на уроке.
(Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц)
– Что вы услышали? А когда так красиво поют
птицы? А сейчас можно услышать такое пение?
Почему?
– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о
зимующих птицах, т.е. о птицах, которые зимуют у
нас в Подмосковье.
На доске: КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?
– В конце урока вам предстоит ответить на вопросы: Нужно ли помогать птицам зимой? Какие птицы зимуют у нас? (Вопросы записаны на доске)
3. Повторение о птицах
А) – Кто такие птицы? Кого называют птицей? Как вы думаете, а много ли видов птиц на земле? Птиц на земле очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, а есть совсем крошечные, как бабочки. Одни птицы живут в лесу, другие – в горах, а третьи – только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей, а есть, которые едят в основном ягоды и семена. Итак, сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях – о птицах.
Б) А сейчас я расскажу вам об очень интересных птицах, о которых вы, наверное, слышали, но знаете мало. Слушайте, внимательно, чтобы потом разгадать кроссворд.
ЗИМОРОДОК
Это удивительно красивая птица немного крупнее воробья с необычно ярким опереньем. Называется ЗИМОРОДОК (заполняется кроссворд). Питается мелкой рыбёшкой, головастиками, которых добывает исключительно в воде. Зимородок подкарауливает добычу, неподвижно сидя на какой-нибудь невысокой ветке, оттуда камнем падает в воду, скрываясь в ней полностью, тут же выныривает и взлетает. Из-за своего питания и поведения зимородка в народе называют "рыбачок". Сейчас зимородки улетели на зимовку в Африку и Южную Америку.
ЩЕГОЛ
Благодаря оригинальной окраске спутать эту птицу с какой-либо другой невозможно. Передняя часть головы ярко-красная, верх головы – черный, щеки белые, а спинка каштановая. Это ЩЕГОЛ (заполняется кроссворд). Щеглы не улетают от нас, живут круглый год. Летом питаются насекомыми, а зимой кормятся семенами репейника. поэтому если снег засыпает их корм, то птицам приходится очень туго. Холодов же они не боятся.
ВЬЮРОК
Вот эта птичка называется ВЬЮРОК (заполняется кроссворд). Песня у неё – негромкое скрипучее отрывистое щебетание чж-ж-ж. Питается насекомыми, поэтому зимой улетает от нас в теплые страны.
В) – Ребята из нашего класса тоже приготовили загадки и рассказы о птицах. Попробуйте догадаться, о какой птице идет речь?
1. Рассказывают дети
Эти птицы лепят свои гнезда из глины и соломинок под балконами домов и на высоком берегу реки. Глядя на этих птиц, мы думаем, что они играют в небе. На самом деле они ловят мелких мошек, комаров, которые летают в воздухе. Они редко и неохотно опускаются на землю. (Ласточка)
2. Кто на елке, на суку счет ведет "Ку-ку! Ку-ку!" (Кукушка)
Она зимует в далекой Африке, а к нам прилетает, чтобы вывести птенцов. Но делает это она не как все птицы. Она не вьет гнездо и не заботится о своих птенцах, а подбрасывает яйца по одному в гнезда других птиц. Зато она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от гибели.
3. Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям ночует, семена ворует. (Воробей)
Воробьи – очень прожорливые птички. Они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом. "Вора бей!" – кричали люди, когда видели, как воробьи уничтожали посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор.
4. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
5. У этих птичек белые щечки и грудка, брюшко желтое, спинка зеленая, крылья серо-голубоватые, а на голове черная шапочка. Зимой она прилетает к нашим домам за помощью и будет клевать все, что ей дадут – зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса. (Синица)
ФИЗМИНУТКА.
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится, прыг-скок, прыг-скок.
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!
Г) Продолжает учитель:
ПОПОЛЗНИ живут в дуплах, залепляя их глиной,
оставляя лишь небольшую дырочку. В любое время
года делает запасы впрок, прячет каждое семя в
щель ствола дерева. Зимой охотно прилетает к
кормушке. Прилетев, торопливо хватает 10-15 зерен и
стремительно улетает с ними в лес. А через 2-3
минуты ор опять здесь, быстро набирает в свой
длинный клюв зерна (они в нем лежат как горошины в
стручке).
Серовато-розовое оперенье, ярко желтая раскраска
перьев, задорный хохолок на голове – это
СВИРИСТЕЛЬ. Они вьют гнезда на ветвях елей и
сосен из еловых веточек, а дно выстилают перьями.
Питается свиристель ягодами рябины.
Учитель, рассказывая о птицах, заполняет
кроссворд.
– Кто прочитает, какое слово получилось по вертикали? Значит, на какие две группы разделим птиц? (Зимующие и перелетные)
4. Игра "Собери мозаику" (работа в парах)
Предлагаю на парте собрать из кусочков
картинку с изображением птицы и догадаться,
какая птичка получилась.
– У кого получилась такая птичка? Как она
называется? как назвать одним словом этих птиц?
5. Работа в тетради стр. 24 № 2. Взаимопроверка
6. Инсценирование
– Как вы думаете, умеют ли птицы разговаривать?
Писатель Николай Николаевич Сладков подслушал
их разговоры и записал в книге "Разговоры
животных". Послушаем, о чем же
разговаривают птицы.
Сорока, снегирь, свиристель.
Сорока: Все перелетные птицы на
зимовку улетели, одна я оседлая, морозы и вьюги
терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни
поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт...
пальмы, бананы, жарища!
Снегирь: Это смотря на какой зимовке,
сорока!
Сорока: На какой, на какой – на
обыкновенной!
Снегирь: Обыкновенных зимовок, сорока,
не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в
Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у
вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам
зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я –
Снегирь, а это – Свиристель.
Сорока: Зачем же вам было из зимы да в
зиму лететь? У вас снег – и у нас снег, у вас мороз
– и у нас мороз. Что же это за курорт?
Свиристель: У вас снега поменьше, и
морозы полегче, и вьюги поласковее. Но главное –
это рябина. Рябина для нас дороже всего на свете!
– Узнали этих птиц?
Воробей и Синица
– Угадай, Синица, какое оружие самое страшное?
– Знаю, знаю, ружье!
– Не угадала!
– Знаю, знаю, пушка!
– Снова не угадала!
– Знаю, знаю... Не знаю!
– Рогатка. Из пушки-то по воробьям стрелять не
станут, а из рогатки – только успевай
отскакивать! Уж я-то знаю, я-то воробей стреляный!
– О какой беде нам поведал воробей?
ВЫВОД: Очень тяжело птицам зимой. Трудно добывать им корм. Кто им может помочь?
7. Работа по учебнику
а) Отгадайте загадку:
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
б) Откройте учебник на стр.57 и рассмотрите кормушки. вот какие бывают кормушки.
Учитель читает текст о кормушках.
– У кого дома есть кормушки для птиц? Какие птицы прилетают к кормушке?
в) Вот какие кормушки сделали ребята из нашего класса с родителями. После уроков мы повесим их в парке.
г) Учащиеся читают стихотворение-совет:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
8. Итог урока
– Как помочь птицам зимой? Чем их кормить?