Цели:
познавательные:
- дать представление о типе речи описании, признаках текста- описания,
- расширить преставление об изобразительно- выразительных средствах
развивающие:
- закрепление умения сопоставлять, сравнивать явления, предметы,
- развитие умения подбирать материал на заданную тему,
- развитие умения размышлять, формулировать умозаключение.
воспитательные: воспитание любознательности, наблюдательности, творческой активности, воспитание любви к прекрасному.
Оборудование: мультимедийное оборудование, словарики, иллюстрации художников-маринистов.
Ход урока
I. Организационный момент.
На экране слайд 1.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, тему урока «Описание предмета».
– Что такое описание? Я приготовила вам словарики, к которым мы будем обращаться на уроке. Прочитайте, что такое описание.
– Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос «КАКОЙ?» В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)
II. Постановка проблемы
1. – Описывать можно всё, что угодно. Что будем описывать мы, догадайтесь, прочитав текст.
На экране текст (слайд 2).
… может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим. И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.
– Что описывается в тексте? (море)
– Правильно, море. Сегодня вы должны научиться описывать море. В течение урока вы будете собирать материал, слова о море для того, чтобы в сочинении показать, какое оно, море. Репродукции картин
2. И.К. Айвазовского помогут вам представить море. Каким показано море на этих репродукциях?
III. Отбор и систематизация материала к сочинению
1. – А вы, ребята, знаете, как называются художники, рисующие море?
– Давайте обратимся к словарику. Прочитайте: «Маринист-художник, изображающий морские пейзажи».
– Кроме И.К. Айвазовского, море рисовали А.И. Куинджи, Л.Ф. Лагорио (показать на слайдах 3-6 работ этих художников). Понравились вам? Что особенно вам понравилось, почему?
– Художники красками нарисовали такие замечательные морские пейзажи. А вам, ребята, предстоит нарисовать море, показать, какое оно, с помощью слов. И сделать это нужно грамотно.
2. – Повторим орфограммы. Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова, орфограммы выделите. (на отдельных листах записаны слова с пропущенными буквами, показываю по одному):
М..рской, чудес..ный, радос..ный,.лё..кий. ш..рокое.
Обменяйтесь тетрадями с соседями, проверьте, правильно ли вставлены буквы.(в показанных словах открываю ранее закрытые буквы)
3. – Вам для сочинения понадобятся «морские» слова. Назовите как можно больше однокоренных слов к слову «море». (Ребята по цепочке, устно называют однокоренные слова) Молодцы.
– Необходимо не только грамотно писать слова, но и правильно расставлять знаки препинания.
– Проверим, хорошо ли вы знаете правила пунктуации.
4. – Вернёмся к тексту. (слайд 7)Найдите в тексте предложение, соответствующее этой схеме:
– Какое это предложение ?
С однородными членами.
– Поставьте знаки препинания.
– Какой частью речи выражены однородные сказуемые .
5. – А вы знаете, ребята, что прилагательные не просто определяют предмет, называют его типичные признаки , но и подчёркивают особенную черту предмета. Такие слова называются эпитетами.
– Откройте словарики, прочитайте значение слова «эпитет»: «Эпитет- определение, придающее выражению образность, эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете».Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Вы знаете, создан «Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло, в котором отражены эпитеты 600 писателей и поэтов. (слайд 8)
6. – Продолжаем подготовку к сочинению о море. (слайд 9) Распределите эпитеты по группам: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.
- По величине: ...
- По глубине: ...
- По цвету: ...
Прочитайте. Внимание на экран. Проверьте правильно ли распределили эпитеты.(слайд 10) Молодцы.
7.– Вы увидели, ребята, каким море может быть по глубине, по величине, по цвету. А теперь послушаем, как море звучит.
Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза.
Звучит шум прибоя.
– Вы услышали море. Какое оно по характеру? Какой репродукции соответствует? Почему вы решили, что море сердится?
– Как называется художественное средство, при котором неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого? Правильно, олицетворение. У вас в словариках есть определение этого слова. В случае необходимости вы можете к нему обращаться.
– Писатели и поэты, рисуя художественный образ, часто использовали олицетворение.
Найдите олицетворения в следующих отрывках из стихотворений (слайд 11).
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей .
Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
В.А. Жуковский «Море»
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревёт,
И до звёзд допрянуть хочет
До незыблемых высот.
Ф.И. Тютчев «Море и утёс»
– Всё, что сегодня вы вспомнили, узнали о море, пригодится вам при выполнении следующей работы. Перед вами тексты (слайд 12) с пропущенными словами. Вы выбираете один из текстов,вставляете подходящие по смыслу слова так, чтобы у вас получился связный текст.
Море ___ третий день, и шхуна никак не могла пристать к берегу. ____ волны ____ били о борт, словно хотели перевернуть судно. Шхуну ___ из стороны в сторону. На горизонте море сливалось с грозовым небом, было ___ цвета. Там, где из свинцовых туч пробивалось солнце, вода становилась _____. Как прекрасно море на закате! __ волны ___ берег. Они легко обгоняли друг друга. Весь день море было ___. А к вечеру вода стала ___. Солнце садилось, оставляя на воде _____ дорожку.
– Проверим, насколько вы справились с заданием.
– А дома вы дополните ваш текст своими предложениями о море. Таким образом, у вас получится сочинение.
IV. Подведение итогов
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось?
V. Выставление оценок
(желающих ответить на уроке такого рода будет очень много, поэтому для более объективного оценивания можно использовать жетоны)