Разработка урока по физике с использованием компьютерной поддержки

Разделы: Физика


Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

  1. Образовательная: повторить понятие электрическое поле, ввести физическую величину – напряжённость, её особенности, формулу для расчёта, рисунки изображающие данную величину. Решить задачи с использованием векторов напряжённости и принципа суперпозиции, научить изображать электрическое поле при помощи линий напряжённости.
  2. Воспитательная: продолжить формировать систему взглядов на мир, знаний о строении материи, веществе как виде материи.
  3. Развивающая: развитие речи, мышления, умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, строить план эксперимента).

Оборудование к уроку: Компьютер, мультимедиа проектор, программа ООО «Физикон», 2005 «Открытая физика» (версия 2,6) часть 1, раздел Электростатика. Напряжённость. (анимационная модель), «1С: Репетитор. Физика» видеофрагмент «напряжённость»,

План урока

Этапы урока Приёмы и методы Время (мин)
1. Организация начала урока. Постановка цели урока. Изложение плана урока 3
2. Проверка домашнего задания Опрос фронтальный устный с использованием мультимедиа проектора, индивидуальный с опорой на план на экране 8
5
3. Подготовка к усвоению нового учебного материала Показ явлений посредством демонстрации. 5
4. Усвоение нового материала Использование наглядности (презентация в Power Point) 10
5. Закрепление материала Акцентирование главного и взаимосвязей в материале, ответы на вопросы из презентации. 10
6. Рефлексия. Итоги урока. Беседа о новом материале и д.з. 4

Ход урока 

№ этапа Деятельность учителя Деятельность ученика.
1. Организую начало урока. План урока на экране. Озвучиваю цель урока. Основные вопросы, которые нужно выяснить на уроке. Записываю тему урока на доске. Слушают, задают вопросы, если что, то непонятно.
Записывают тему урока в тетради.
2. Вызываю к доске 1 ученика отвечать на вопросы по карточке 1.
На экране появляются вопросы летучки – Приложение 2.
Фронтальный опрос.
Слушаю ответ по 1 карточке
1 ученик готовит ответы у доски на карточку 1.
Класс отвечает на вопросы летучки. Слайд 1 Приложение 1
Следит за ответом ученика по карточке, дополняет при необходимости. Слайд 2.
3. Демонстрирую работу электрофорной машины, взаимодействие султанчиков заряженных разноимённо, различных заряженных тел на разных расстояниях.
Задаю вопрос: Почему тела, не соприкасающиеся друг с другом, взаимодействуют? Что окружает заряженные тела? Какую информацию несёт электрическое поле? По результатам эксперимента сделайте вывод о свойствах поля.
Наблюдают, словами описывают увиденное, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Если есть гипотеза, то могут предложить свой вариант эксперимента, в защиту своей мысли.
4. Ещё раз проговариваю, с помощью учащихся, результаты предыдущего этапа
5. Что делать, если поле не видимо?
НАРИСОВАТЬ!!!!! КАК???
Знакомлю с правилами изображения поля.
1. Изображается при помощи линий напряжённости, которые направлены от + заряда, к - заряду.
2. Густота линий, соответствует силе поля.
3. Если поле образовано несколькими зарядами, то оно изображается при помощи принципа суперпозиции.
4. Иллюстрирую свои слова презентацией.
5. Связываю формулой силу Кулона и напряжённость, записываю и поясняю 2 формулы вычисления напряжённости электрического поля (с точки зрения источника поля и заряда, попавшего в поле)
6. Разбираю решение задачи 3 упр. 2 из учебника Г.Я. Мякишева Электродинамика.
Формулируют результаты экспериментов.
1. Все заряженные тела окружены электрическим полем.
2. Это поле несёт информацию о заряде источника поля (знаке и величине).
3. Убывает при удалении от источника поля.
4. Человек электрическое поле не видит, выводы делает только по взаимодействию заряженных тел.
Слайд 3.
Слушают, запоминают правила изображения полей, смотрят рис., делают свои в тетради. Слайды 4-7.
Записывают новые формулы в тетрадь.
Учатся решать задачи на принцип суперпозиции, делать чертежи.
5. Закрепляю новый материал, предлагаю сделать рисунки следующих полей: 2 положительных заряда, 2 отрицательных. На этих рисунках изобразить, используя принцип суперпозиции вектор напряженности в точке А, равноудалённой от зарядов, но не, лежащей на прямой их соединяющей. Вызываю 1 ученика к доске, обсуждаем результат. Анализирую успешность достижения цели урока. Чертят в тетради рис.
Проверяют по рис. на доске.
Задают вопросы, если не всё понятно.
6. Рефлексия. Что на уроке было понятно, что вызвало затруднения? Анализируют свою работу. Записывают домашнее задание.
1.8-1.10 упр. 2 (1, 2, 4-7)

Пояснительная записка – Приложение 3, рисунки – Приложение 4.