Тип урока: Комбинированный.
Задачи урока:
- Образовательная: повторить понятие электрическое поле, ввести физическую величину – напряжённость, её особенности, формулу для расчёта, рисунки изображающие данную величину. Решить задачи с использованием векторов напряжённости и принципа суперпозиции, научить изображать электрическое поле при помощи линий напряжённости.
- Воспитательная: продолжить формировать систему взглядов на мир, знаний о строении материи, веществе как виде материи.
- Развивающая: развитие речи, мышления, умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, строить план эксперимента).
Оборудование к уроку: Компьютер, мультимедиа проектор, программа ООО «Физикон», 2005 «Открытая физика» (версия 2,6) часть 1, раздел Электростатика. Напряжённость. (анимационная модель), «1С: Репетитор. Физика» видеофрагмент «напряжённость»,
План урока
№ | Этапы урока | Приёмы и методы | Время (мин) |
1. | Организация начала урока. Постановка цели урока. | Изложение плана урока | 3 |
2. | Проверка домашнего задания | Опрос фронтальный устный с использованием мультимедиа проектора, индивидуальный с опорой на план на экране | 8 5 |
3. | Подготовка к усвоению нового учебного материала | Показ явлений посредством демонстрации. | 5 |
4. | Усвоение нового материала | Использование наглядности (презентация в Power Point) | 10 |
5. | Закрепление материала | Акцентирование главного и взаимосвязей в материале, ответы на вопросы из презентации. | 10 |
6. | Рефлексия. Итоги урока. | Беседа о новом материале и д.з. | 4 |
Ход урока
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика. |
1. | Организую начало урока. План урока на экране. Озвучиваю цель урока. Основные вопросы, которые нужно выяснить на уроке. Записываю тему урока на доске. | Слушают, задают вопросы, если что, то непонятно. Записывают тему урока в тетради. |
2. | Вызываю к доске 1 ученика отвечать на вопросы по карточке 1. На экране появляются вопросы летучки – Приложение 2. Фронтальный опрос. Слушаю ответ по 1 карточке |
1 ученик готовит ответы у доски на карточку 1. Класс отвечает на вопросы летучки. Слайд 1 Приложение 1 Следит за ответом ученика по карточке, дополняет при необходимости. Слайд 2. |
3. | Демонстрирую работу электрофорной машины, взаимодействие султанчиков заряженных разноимённо, различных заряженных тел на разных расстояниях. Задаю вопрос: Почему тела, не соприкасающиеся друг с другом, взаимодействуют? Что окружает заряженные тела? Какую информацию несёт электрическое поле? По результатам эксперимента сделайте вывод о свойствах поля. |
Наблюдают, словами описывают увиденное, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Если есть гипотеза, то могут предложить свой вариант эксперимента, в защиту своей мысли. |
4. | Ещё раз проговариваю, с помощью учащихся, результаты предыдущего этапа 5. Что делать, если поле не видимо? НАРИСОВАТЬ!!!!! КАК??? Знакомлю с правилами изображения поля. 1. Изображается при помощи линий напряжённости, которые направлены от + заряда, к - заряду. 2. Густота линий, соответствует силе поля. 3. Если поле образовано несколькими зарядами, то оно изображается при помощи принципа суперпозиции. 4. Иллюстрирую свои слова презентацией. 5. Связываю формулой силу Кулона и напряжённость, записываю и поясняю 2 формулы вычисления напряжённости электрического поля (с точки зрения источника поля и заряда, попавшего в поле) 6. Разбираю решение задачи 3 упр. 2 из учебника Г.Я. Мякишева Электродинамика. |
Формулируют результаты экспериментов. 1. Все заряженные тела окружены электрическим полем. 2. Это поле несёт информацию о заряде источника поля (знаке и величине). 3. Убывает при удалении от источника поля. 4. Человек электрическое поле не видит, выводы делает только по взаимодействию заряженных тел. Слайд 3. Слушают, запоминают правила изображения полей, смотрят рис., делают свои в тетради. Слайды 4-7. Записывают новые формулы в тетрадь. Учатся решать задачи на принцип суперпозиции, делать чертежи. |
5. | Закрепляю новый материал, предлагаю сделать рисунки следующих полей: 2 положительных заряда, 2 отрицательных. На этих рисунках изобразить, используя принцип суперпозиции вектор напряженности в точке А, равноудалённой от зарядов, но не, лежащей на прямой их соединяющей. Вызываю 1 ученика к доске, обсуждаем результат. Анализирую успешность достижения цели урока. | Чертят в тетради рис. Проверяют по рис. на доске. Задают вопросы, если не всё понятно. |
6. | Рефлексия. Что на уроке было понятно, что вызвало затруднения? | Анализируют свою работу. Записывают домашнее задание. 1.8-1.10 упр. 2 (1, 2, 4-7) |
Пояснительная записка – Приложение 3, рисунки – Приложение 4.