Цели урока:
- Обобщить и закрепить понятие логарифма числа
- Повторить основные свойства логарифмов
- Повторить свойства логарифмической функции
- Закрепить умения применять эти понятия при решении уравнений, неравенств и систем уравнений
Ход урока
Вступительное слово учителя .Сообщаются цели урока Слайд № 1
Историческая справка Слайд №2-9 Сделано учащимися.
I. Закрепление понятия логарифма, повторение его основных свойств и свойств логарифмической функции
ЗАДАНИЕ 1. Разминка по теории логарифма числа
- Дать определение логарифма числа.
- Решить примеры на вычисление. Слайд № 11.
Log 7 49 =
Log 3 =
Log 1|2 8 =
Log 4 1 =
Lg1000=
Lg 0,001 =
5log59 =
0,3 2log0,36 =
Log2log381 =
4 2+log45 =
3.Заслушать ответ учащегося , работающего у доски по карточке
Вычислить: a) log64 + log69 = в) log1|336 – log1|312 = Найти х, если: log5 х = log 53 – log5 23 |
ЗАДАНИЕ 2. Повторение свойств логарифмической функции. Слайд №12
- Функцию какого вида называют логарифмической?
- В какой точке график функции пересекает ось абсцисс? Почему?
- При каких условиях функция возрастает? Убывает?
- Решить примеры (слайд № 12 )
а) Сравните числа:
log3 4 u log3 7 ; log 1/47 и log 1/4 9 ; log2 3 и log1|2 .
б) Установите знак выражения:
log 0,8 4 log6 .
ЗАДАНИЕ 3. Логарифмическая комедия “2 > 3” Слайд:№13
Рассмотрение
начинается с правильного неравенства > Затем следует преобразование: >, которое тоже не внушает сомнения. Большему числу соответствует больший логарифм, значит, 2lg> 3lg после сокращения на lg имеем : 2> 3 |
В чем состоит ошибка этого доказательства? (При сокращении на lg не был изменен знак неравенства.)
ЗАДАНИЕ 4. Решение логарифмических уравнений.
У доски решают трое учащихся уравнения:
a) log2 ( x2 – 3x + 10 ) = 3
б) lg (x-1) + lg (x+1) = 3lg 2 + lg (x-2)
в) 2 log21|3 X – 5 log3 X = 7
Ребятам предлагается подумать над способом решения.
Остальные в классе решают уравнение:
logX + 4 log4 X + log 8 X = 13
После проверки решения этого уравнения следует контроль за выполнением заданий на доске.
Далее предлагается учащимся задание на выбор: Слайд №14
- log 2x32 – log 2x 4 = 3
- log0,5(2x-3) – log0,5 (2x + 3) = 0
- log2 cosx = – 1
II. Решение систем уравнений, содержащих логарифмическое уравнение, и решение логарифмических неравенств. Слайд №15
ЗАДАНИЕ №5 К доске приглашается учащийся с хорошими знаниями по математике.
Ему предлагается решить систему уравнений:
Ученик может предложить традиционное решение:
3log (2x)+2 +2x = -10,
3log (2x) 32 +2x =-10
2х9 + 2х = – 10
20x = -10, x = -
ОДЗ (область допустимых значений):
2х > 0, х >0.
Имеем: х = - посторонний корень.
Ответ: решений нет.
Можно ли было дать такой ответ, не решая систему уравнений традиционным методом подстановки?
– Возможно, кто-то из учащихся заметит, что 20х0, х0 , но тогда 3у+ 2х 0 , а в рассматриваемой систем эта сумма равна отрицательному числу. Поэтому первое из уравнений системы не имеет решений, а, значит, и система не имеет решений.
Пока ученик решает систему уравнений, остальные решают логарифмические неравенства:
1). log(5 – 4x) log(x – 1) ;
2) log ( 4x + 1 ) -2.
Первое неравенство решают все самостоятельно, а один из них решает на обратной стороне доски. Другой ученик в это время решает на доске второе неравенство.
После решения неравенства (1) следует контроль за решением неравенства (2) или проверяется решение системы уравнений, в зависимости от того, кто из ребят раньше справился со своим заданием.
Домашнее задание.
а) 2log x + 2 log 5 = 5;
б) log x – log x 4;
в) lg2 x + 5 lg x + 0
Итог урока. В заключении учитель подводит итог урока, объявляет оценки.