Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровья.
Н.Г. Чернышевский
В современной социально-экономической ситуации первостепенное значение приобретает социально-психологическое и физическое развитие личности. Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. В соответствии с этим изменилась и цель физической культуры как учебного предмета: всем учащимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.
Таким образом, сейчас недостаточно "натаскивания", цель которого - только увеличить уровень физической подготовленности учащихся. Сегодня необходимо не только развивать физические способности человека, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями, поэтому важную роль в развитии личности учащихся школы играет урок физической культуры.
Анализ опыта работы показал, что уроки физической культуры, направленные на гармоничное развитие личности, должны содержать три тематических блока. Данные блоки обеспечивают формирование ключевых компетентностей гармонично развитой личности.
Первый блок содержит материал для изучения культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности. Данная информация способствует развитию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентности. Например, на первых уроках по баскетболу рассказываю о зарождении игры, о родоначальниках баскетбола, о становлении этого вида спорта в России, о его олимпийской истории, знакомлю с правилами игры. Впоследствии разбираемся в особенностях игры и ее отличии от других спортивных игр с мячом, о разновидностях баскетбола (например, стрит-бол).
Второй блок включает в себя двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения. Этот блок позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетентность и компетентность личностного самосовершенствования. Наличие постоянной борьбы в ходе игры, которая ведётся с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков, метаний), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различных темпах, направлениях, с различными скоростями и напряжением, школьник получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма. Постоянное изменение обстановки в процессе игры обуславливает анализаторскую деятельность учащегося и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. Кроме того, в процессе игры школьник получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает радость и удовлетворение.
Третий блок представляет собой оценку, которая отражает требование к учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать). Оценку выражаю не только в виде отметки, но и в виде похвалы, оценочных высказываний, возможности показать одноклассникам свои умения как образец для подражания.
Для того, чтобы уроки физической культуры в полной мере развивали личность ученика, использую технологии личностно-ориентированного обучения, технологии сотрудничества и здоровьесберегающие технологии. Обязательным условием в преподавании является и преемственность в обучении, которая выражается в последовательности и системности учебного материала, связи и согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, а так же при переходе от одного урока к следующему (т.е. система уроков), от одного года обучения к другому.
На каждом уроке при выполнении упражнений соблюдается дидактический принцип “от простого к сложному ”. Упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Интерес к упражнениям служит действенным средством для овладения техническими элементами спортивной игры. Для этого используются следующие приемы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении. Чтобы ученику на уроке было интересно, чтобы он смог проявить себя, чтобы осуществлять компетентностный подход в обучении, применяю разнообразные способы обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный. Индивидуальная работа используется при отработке определенных умений и навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в кольцо). Групповая тогда, когда есть необходимость выполнения и отработки действия (передачи, взаимодействия и т.д.). Отношения на занятиях строятся на основе доверия, взаимоуважения и доброжелательности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Считаю важным элементом обучения – личный пример. Активно занимаюсь баскетболом всю жизнь. И сейчас продолжаю участвовать в областных соревнованиях по баскетболу, первенстве города по волейболу. Выступаю в команде сборной школы по настольному теннису и волейболу. Ученики приходят «поболеть» за нашу команду, и мы, стараясь оправдать их надежды, как правило, занимаем призовые места. Одержимость, любовь к спорту передаётся детям. Они с удовольствием ходят не только на уроки физкультуры, но и на занятия секции (кружка). Во многих классах созданы баскетбольные команды. По мнению классных руководителей и психолога, это позволяет сплотить коллектив, воспитать чувство гордости за свой класс, за свою школу. Так, например, учащиеся школы на протяжении многих лет входят в пятёрку сильнейших команд города по баскетболу. Неоднократно занимали призовые места, в 2004г. – 1 место среди девушек. В 2007г. Еськин Иван вошёл в состав сборной города и занял 2 место на Первенстве Архангельской области. В 2008г. Ананьин Евгений в составе сборной города – Чемпион области; в составе сборной области – 1 место на зональных соревнованиях Северо-запада России. Не все ребята, которые занимаются баскетболом, хорошо учатся. Но успехи в спорте позволяют им стать успешными, поэтому они с удовольствием ходят в школу.
Баскетбол – один из методов для всестороннего физического развития школьников. Для него характерны развитый глазомер, широкое поле зрения, быстрота реакции, прыгучесть, скорость, выносливость. Эти качества помогают лучше осваивать другие виды школьной программы: лёгкую атлетику, гимнастику, лыжную подготовку и т.д. Достижения хороших показателей и результатов на уроках мотивируют учеников к активному и успешному участию в соревнованиях по всем видам спорта. Так, например, в 2004-2005 учебном году в комплексном зачёте в городской Спартакиаде школьников мои ученики заняли 4-5 место. В 2006-2007 учебном году мной подготовлены команда по мини-футбол 6 классы, занявшая 3 место, команда среднего возраста, участвовавшая в лыжных гонках и занявшая 3 место. В 2008-2009 учебном году команда девочек среднего возраста участвовала в кроссе (4 место), команда мальчиков в соревнованиях по футболу (2место) и в соревнованиях по снежному футболу (1 место). Компетентность и профессионализм двигательной активности, отражающий жизненный уровень физической культуры здоровья человека, самоопределение ценностей и стиля взаимоотношений в социальной среде – сущность ориентации человека в современном мире, фундамент здорового стиля жизни.
Увлечены ребята и стрит-болом, с которым они познакомились на проводимых мной занятиях секции. Сочетание уроков физкультуры и занятий секции приводит к освоению техники этой спортивной игры, к формированию командного духа. У ребят появляется уверенность в себе, что подтверждается результатами соревнований, например, в 2005-2006 учебном году команда девушек 10-11 класс заняла 2 место, команда 8-9 класса – 1 место; команда девочек 6-7 класса – 2 место, команда мальчиков - 4место в городских соревнованиях по стрит-болу; в 2006 – 2007 и 2008 – 2009 учебных годах наши команды также были в числе призеров соревнований по данному виду спорта.
Занятия баскетболом помогли нам и в участии в областном спортивно-оздоровительном фестивале школьников «Президентские состязания», проводимых в городе Архангельске в 2007 году. Выступления ребят показали, что ученики 6 класса способны мобилизоваться в непростых условиях состязаний. Ребята оказывали помощь друг другу, с энтузиазмом подходили к выполнению упражнений. Порадовали своей сплоченностью, коллективизмом, чувством ответственности и гордости, так как они защищали честь не только класса и школы, но и города. Когда мы анализировали наше выступление, то ребята сказали, что занятия на уроках физической культуры развивают не только силу, но и человеческие отношения.
Таким образом, уроки физической культуры, на которых изучается спортивная игра баскетбол, повышают мотивацию к занятиям физической культурой, стремление к здоровому образу жизни, пробуждают интерес к самосовершенствованию. Во время уроков приобретаются компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, происходит овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями, расширяется двигательный опыт посредством овладения новыми двигательными действиями, формируются адекватная самооценка личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивается целеустремлённость, уверенность, выдержка, самообладание.