Тип урока: урок формирования и усвоения компетенций в области математического моделирования.
Цели урока.
Образовательные.
Формировать:
- навыки прикладного использования аппарата систем линейных уравнений;
- выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению систем линейных уравнений, ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся.
Развивающие.
Развивать:
- способности к самостоятельному планированию и организации работы
- навыки коррекции собственной деятельности через применение информационных технологий;
- умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
Воспитательные.
Воспитывать:
- познавательный интерес к математике;
- информационную культуру и культуру общения;
- самостоятельность, способность к коллективной работе.
Оборудование:
- Компьютеры
- Интерактивная доска
- Мультимедиа проектор
- Презентация по теме " Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций ", выполненная в программе PowerPoint (Презентация)
- Электронный обучающий ресурс “Вычислительная математика и программирование”
- Интерактивный тренажёр “Я умею решать уравнения”
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. (Слайд 2)
Мобилизация учебной деятельности учащихся: доброжелательный настрой учителя и учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, полная готовность класса и оборудования к работе. Повторение правил техники безопасности работы на компьютере.
Ролевая игра: для подготовки компьютерного класса, загрузки учебной презентации, инсталлирования программ, смены дидактических материалов на компьютерах из числа учащихся выбирается подготовленный системный администратор.
II. Постановка цели урока.
Учитель подводит учащихся к теме урока и вместе с ними формулирует учебную цель.
3-й слайд презентации “Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций”
III. Проверка домашнего задания.
(слайд 4)Форма организации подготовки домашнего задания – дифференцированно-групповая (моделирование практической деятельности исследовательской лаборатории.)
Для выполнения домашнего задания учащиеся класса были разделены на 2 группы по решению проблемы: “Анализ методов решения системы двух линейных уравнений”. Каждая группа, работая над проектом, создаёт электронную презентацию метода. Докладывает результаты анализа и представляет презентацию один из группы. Другие учащиеся дополняют его.
Подведение итогов работы учащихся над проектами
IV. Актуализация учебных компетенций, необходимых для творческого применения знаний.
Выяснение уровня готовности учащихся к применению знаний, умений и навыков по теме проводится фронтально с элементами индивидуального опроса.
1. Вопросы показаны на слайде № 6 презентации “Показательные функции, уравнения, неравенства”.
Блиц-опрос:
Дать определение решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Что представляет собой график линейного уравнения и как его построить?
Как графически изображается решение системы двух линейных уравнений?
Сколько общих точек могут иметь две прямые, которые лежат в одной плоскости?
Какова взаимосвязь между предыдущим вопросом и количеством решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными?
2. Задание на интерактивной доске. Найди пару. На беспорядочно расставленных клавишах представлены левая и правая части формул. Правильно подобранные пары при нажатии приобретают одинаковый цвет. (Используется функция “триггер”). (Слайд № 7)
Рисунок 1
Рисунок 2
3. Задание на интерактивной доске
(Выявление согласованности в понимании выполняемых заданий)
Метод проведения – групповая организационно-деятельностная игра
Задания показаны на слайде № 8 презентации. Каждой из двух групп учащихся предлагается отличный от домашнего задания метод решения уравнения. Перетащить картинку с уравнением в соответствующий блок. Побеждает группа, которая быстрее правильно выполнит задание.
Работа производится на интерактивной доске с использованием функции перемещения объекта:
Рисунок 3
4. Работа с электронным учебным пособием "Вычислительная математика и программирование” (слайд 9) в разделе “Моделирование и формализация” с целью повторения и обобщения опорных знаний по теме “Что такое математическая модель”.
Метод проведения – коллективная беседа с элементами проблемной постановки вопроса.
Подведение итогов интеллектуальной разминки, игры.
V. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Указать на практические применение материала данной темы, его значение в курсе математики, его важность, возбудить интерес к изучаемому материалу, сообщить план занятия. Задания носят прикладной характер. Кроме непосредственной подготовки учащихся к осознанному исследованию реальных явлений природы, эти задачи дают возможность раскрывать методологические вопросы взаимосвязи теории с практикой при изучении математики, формировать у учащихся научное мировоззрение. С помощью их учитель может активизировать познавательную деятельность учащихся, повышать их интерес к предмету, обеспечивать развитие способностей к техническому творчеству, выполнять профориентационную работу, совершенствовать подготовку к ЕГЭ.
VI. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.
Осмысливание взаимосвязей между изучаемыми понятиями.
Метод обучения – проблемный II уровня: учитель указывает проблему: “Вам уже известно, что реальная ситуация может быть описана на математическом языке в виде математической модели. Предлагается составить математическую модель, представляющую собой систему двух линейных уравнений с двумя переменными”. Учащиеся формулируют проблему и решают её, при этом конечный результат им заранее не известен.
Организация проблемной ситуации с учётом мотивации и заинтересованности учащихся.
Учитель формулирует определение экономического понятия: “Производительность труда – способность рабочего изготовить в течение данного рабочего времени (час, рабочий день и т.п.) определённое количество продукции”; выполняет 1-й этап моделирования – постановка задачи (слайд 10, 11). Он включает в себя:
- описание задачи;
- определение целей моделирования;
- анализ объекта или процесса.
Задача 1. Две бригады, состоящие из 10 и 12 человек, усовершенствовали технологию производства, в результате производительность труда соответственно возросла на 20 и 10%, и обе бригады за смену вместо 710 деталей стали изготовлять 816. Найти производительность труда каждого рабочего первой и второй бригад за смену до и после усовершенствования технологии производства.
2-й этап. Составление математической модели (слайд 12) выполняют учащиеся в ходе проблемной беседы:
У ч и т е л ь. В результате чего бригады увеличили производительность труда?
У ч а щ и й с я. За счет усовершенствования технологии производства.
У ч и т е л ь. На сколько увеличили производительность труда?
У ч а щ и й с я. Первая бригада увеличила на 20, а вторая — на 10%.
У ч и т е л ь. На сколько деталей увеличилась совместная производительность труда?
У ч а щ и й с я. На 106 деталей.
У ч и т е л ь. Сколько искомых величин нужно найти?
У ч а щ и й с я. Нужно найти две искомые величины.
У ч и т е л ь. Какие. Отвечать надо обстоятельно, чтобы было понятно, о чем вы говорите.
У ч а щ и й с я. Нужно найти производительность труда каждого рабочего первой и второй бригад до и после усовершенствования технологии производства.
У ч и т е л ь. Правильно. С двумя или с одной неизвестной можно решить эту задачу?
У ч а щ и й с я. Задачу можно решить и с одной и с двумя неизвестными.
Пусть х деталей — производительность труда за смену рабочего первой бригады, а у деталей — производительность труда за смену рабочего второй бригады, тогда 10х + 12у = 710.
Производительность труда соответственно возросла на 20 и 10%. Получаем второе уравнение:
Итак,
3-й этап. Работа с математической моделью (слайд 13, 14). Выбор метода и решение системы уравнений выполняют учащиеся в ходе коллективного обсуждения. Один учащийся у доски, остальные с места дополняют и анализируют ход решения.
Например, учащимися был выбран метод алгебраического сложения:
– умножить все члены второго уравнения на 10. Получим
– вычесть первое уравнение из второго
-
---------------------------------------------
(20х + 12у) – (10х + 12у) = 1060 – 710
20х + 12у – 10х – 12у = 350;
10х = 350;
х = 35;
– подставить найденное значение х = 35 в первое уравнение системы:
10? 35 + 12у = 710;
12у = 360;
у = 30.
Значит, производительность труда до усовершенствования была в первой и второй бригадах соответственно – 35 и 30 деталей.
Тогда после усовершенствования производительность труда первой бригады увеличилась на 20%, что составит 7 деталей, а бригада стала выпускать 42 детали.
Производительность труда второй бригады увеличилась на 10%, что составит 3 детали, а бригада стала выпускать 33 детали.
4-й этап. Ответ на вопрос задачи (слайд 14).
Производительность труда до усовершенствования – 35 и 30 дет.
Производительность труда после усовершенствования – 42 и 33 дет.
VII. Осмысливание знаний.
Достигается как результат мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т.д.
1. Метод проведения – деятельностно-ролевая игра. Класс разбивается на две группы, каждой из которых предлагается решение задачи с последовательным выполнением основных четырёх этапов моделирования. Для выполнения каждого этапа из числа учащихся выбираются: “постановщики задачи”, “математики-аналитики”, “математики-расчётчики”.
После выполнения задания один учащийся из каждой группы представляет анализ и решение задачи.
1. (Слайд 16) Коэффициент трения F ременных передач в зависимости от скорости V скольжения ремня определяют по формуле f = a + bV. Определите постоянные a и b, если на опыте было найдено, что при скорости скольжения V = 0,1 м/с коэффициент трения f1 = 0, а при скорости скольжения V = 0,5 м/с – f2 = 0,5.
О т в е т. а = 0,375, b = 0,25.
2. (Слайд 17) Расстояние между двумя пристанями равно 90 км. Это расстояние по течению реки катер проходит за 3 часа, а против течения – за 4,5 часа. Найдите скорость катера и скорость течения реки.
У к а з а н и е.
Где v – собственная скорость катера, u – скорость течения реки.
2. Метод проведения – самостоятельная работа на компьютерах по индивидуальным заданиям интерактивного тренажёра “Я умею решать уравнения”
(Слайд 18)
Рисунок 4
VIII. Итог урока.
Сегодня мы с вами повторили и обобщили знания методов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Научились описывать реальные ситуации на математическом языке в виде математической модели, представляющей собой систему двух линейных уравнений с двумя переменными.
IX. Домашнее задание.
Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Алгебра. 7 класс. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./
А.Г. Мордкович.– М.: Мнемозина, 2009, § 14
Алгебра. 7 класс. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений./
А.Г. Мордкович.– М.: Мнемозина, 2009.
№ 472, № 474
Информационные материалы.
- Возняк Г.М. Взаимосвязь теории с практикой в процессе изучения математики: Пособие для учителя.– К.: Рад. шк., 1989.
- Электронное учебное пособие “Вычислительная математика и программирование” по системе программ “1C:Предприятие”. МО РФ. 2004 г.
- Интерактивный тренажёр “Я умею решать уравнения”, 1С:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
- Коллекция 80000 анимаций. – www.animashky.ru