Цель урока: совершенствование профессиональной подготовки педагогов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Ведущий. Особую роль в становлении изобразительной деятельности детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры и, конечно же, декоративно-прикладного искусства. Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства вводит детей в гармоничный мир народной культуры, даёт представление о жизни людей в прошлом, погружает в истоки современного декоративного искусства и бытового дизайна.
Оказание дополнительных образовательных услуг – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Особый микроклимат изостудии способствует тесному контакту, взаимодействию с детьми и педагогом, формирует у детей коммуникативные способности, развивает художественный вкус, эстетическую восприимчивость. В нашем детском саду детям, проявляющим особые способности или интерес к изобразительной деятельности, даётся возможность реализоваться на кружковых занятиях, в работе изостудии.
Тема нашего семинара – практикума “Использование миниатюрной живописи в работе изостудии ДОУ”
Ведущий. Задаёт вопрос участникам семинара-практикума: Что такое миниатюра? (дискуссия).
Ведущий. Миниатюра – это небольшая картина, рисунок тщательной и изящной отделки. Показывает шкатулку с миниатюрной живописью.
Ведущий. Задаёт вопрос участникам семинара-практикума: На чём можно рисовать миниатюру? (дискуссия). Обращает внимание на выставку работ с миниатюрной живописью.
– Исходя из этого, я считаю, что миниатюрная живопись, как средство дополнительного обучения детей изобразительной деятельности даёт возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всём его многообразии.
Подробнее поговорим о миниатюре на яйце. Тайна яйца – зародыша жизни всего живого на Земле, так же, как тайна дерева или цветка, на протяжении долгих тысячелетий было большим чудом, вызывая у людей самые яркие эмоции и ассоциации. Расписные яйца или писанки – одна из наиболее ярких страниц славянского декоративного искусства.
Ведущий. Показывает копию самой старинной писанки, расписанной в 11 веке (Рисунок 1).
История их происхождения уходит в далёкое прошлое и связана с языческим ритуалом “воспевания” весеннего пробуждения, извечного возрождения жизни на Земле. Вот почему самые распространённые орнаменты на писанках – это космогонистические солярные (солнечные) знаки.
Ведущий. Показывает космогонистические солярные (солнечные) знаки (Рисунок 2).
В их основе лежит символическое изображение Солнца как источника тепла, а значит, и жизни для всего сущего на Земле. Не менее древним и популярным считается изображение Берегини, именуемой по иному Богиней – Берегиней, Великой Богиней, Богиней Мокош. В славянской мифологии она служит прообразом матери всего живого, символом плодородия и возрождения жизни, так же, как у греков – Гера, у египтян – Изида, у скифов – Табити…
Ведущий. Показывает изображение Берегини (Рисунок 3).
Многие старинные писанки по оригинальности орнамента, изысканности колорита, тонкости исполнения могут быть сопоставимы с всемирно известными шедеврами индийских, японских и китайских миниатюр.
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА ИЛИ ТЕХНИКА РОСПИСИВедущий. По технике исполнения орнамента всё множество писанок разделяется на несколько видов. Самый простой способ заключается в украшении всей поверхности яйца цветными точками или пятнышками. Ещё один несложный способ состоит в процарапывании узора на равномерно окрашенном яйце.
Остальные способы связаны со сложным колористическим и композиционным решением, их освоение требует знания хотя бы элементарных орнаментов и элементов, а так же владения традиционными техническими приёмами. Самый известный из них – это восковой способ. Восковой способ представляет собой последовательное нанесение растопленного воска на яйцо.
В старину рядом со взрослыми усаживались за роспись даже малыши.
(Под русскую народную мелодию входят женщина и девочка в русских костюмах, усаживаются на лавочку и начинают перебирать писанки).
Ведущий. Самые маленькие просто ставили точки и пятнышки. А дети постарше старались вникнуть в орнаментальные построения, расспрашивали о символике элементов.
Ребёнок. Задаёт вопрос участникам семинара-практикума: Как смотреть писанку?
Ведущий. А можете ли вы ответить на вопрос ребёнка? (дискуссия).
В декоративно-прикладном искусстве отражаются представления наших предков об окружающем мире. “Читая” узоры и цветосочетания, ребёнок видит мир глазами мастера, впитывает его мысли, чувства, настроение. Это обогащает мировоззрение ребёнка и помогает ему освоить особый художественный “язык”.
Для полноценного восприятия писанок, как и большинства других произведений декоративно – прикладного искусства, важно обратить внимание детей на возможность рассматривания их со всех сторон. Это помогает увидеть их как объёмные изделия, занимающее определенное место в трёхмерном пространстве, – причём увидеть во всей красоте и каждый раз по – новому, в зависимости от ракурса или точки зрения.
Ребёнок. Задаёт вопрос участникам семинара-практикума: На чём рисовать?
Ведущий. Как бы вы ответили ребёнку? (дискуссия).
Основной материал – яйцо. Яйцо или только скорлупа? Всё зависит от назначения поделки. В детском творчестве лучше, конечно, обойтись цельной скорлупой. Для этого нужно выдуть содержимое яиц, проколов два небольших отверстия с противоположных сторон.
Кроме того, можно использовать готовые овоидные формы – деревянные и керамические. На их поверхности можно не только рисовать, но и процарапывать узор, а также выжигать специальным прибором, который так и называется выжигатель.
Ребёнок. Задаёт вопрос участникам семинара-практикума: Чем рисовать писанку?
Ведущий. Давайте подумаем над этим вопросом… (дискуссия).
Раньше народные мастера использовали лишь природные красители – растворы корня и коры разных видов растений. Сегодня можно, конечно же, использовать современные анилиновые красители.
Дети могут рисовать на яйцах фломастерами, восковыми и пастельными мелками, гуашевыми красками, смешанными с клеем ПВА для стойкости. Поверхность яиц можно предварительно загрунтовать – покрыть белой гуашевой краской, смешанной с клеем ПВА. Для более сложных поделок или поделок, требующих прочности, хорошо наклеить на скорлупу 2-3 слоя кусочков бумаги (техника папье-маше).
Рассказ сопровождается показом изобразительных материалов.
Ребёнок. Задаёт вопрос участникам семинара-практикума: Как и что рисовать?
Ведущий. Действительно, очень интересный вопрос… (дискуссия).
Произведения декоративно-прикладного искусства всегда говорят со зрителями, но на особом – декоративном – языке. Понять их язык не так уж сложно. Для этого нужно научиться внимательно всматриваться в орнамент изделия: отдельные элементы узора, их сочетание и колорит. Дети дошкольного возраста могут не только воспринимать, но и самостоятельно создавать красивые узоры.
Ребёнок. Задаёт вопрос участникам семинара-практикума: Какие характерные элементы росписи вы знаете?
Ведущий. Подскажите ребёнку характерные элементы… (дискуссия).
Геометрические (точка, ромб, линии)
Растительные (трилистник, ветка, цветок, дерево)
Зооморфные (курочки, петушки, олени)
Антропоморфные (Берегиня, танец, соседки)
Культурно – бытовые (грабельки, пасочки, ковшики)
Архитектурные (башенки, домики, соборы)
Обращает внимание на таблицы с характерными элементами писанок, раздаются участникам семинара.
Ведущий. Пришло время нам самим научиться рисовать миниатюру. Наши гости приготовили нам яичную скорлупу. (Гости раздают участникам семинара-практикума яичную скорлупу и уходят).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (часть 1)
Ведущий. В первую очередь предлагаю вам прочитать писанку. На каждой писанке есть бесконечник – найдите его. (дискуссия).
Ведущий. Задаёт вопрос участникам семинара-практикума: Какие орнаментальные композиции используются для росписи писанок? (дискуссия).
Детям нужно рассказать о том, что художник (мастер) не сразу создаёт своё произведение: он обдумывает замысел, а затем создаёт образ. Этот образ имеет свои особенности, связанные со спецификой материала и способов его обработки.
Яйцо хрупкое, маленькое объёмное – поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.
Орнамент имеет такое строение, что со всех сторон мы видим ритмично повторяющийся узор...
Орнаментальные сетки. Поверхность писанок в воображении или системой линий можно разбить на определённое количество участков (фрагментов) регулярной формы. Это связано с особенностями художественного решения миниатюр на яйце. Все декоративные элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий и создают орнаментальные мотивы.
Обращает внимание на таблицы с орнаментальными сетками, раздаются участникам семинара.
Композиционные схемы. Если элементы располагаются симметрично, образуется статичный, уравновешенный орнамент. Если же возникает асимметрия, орнамент приобретает динамичный характер. На основе ограниченного количества композиционных схем народные мастера создавали и продолжают создавать неограниченное количество художественных композиций.
Обращает внимание на таблицы с композиционными схемами, раздаются участникам семинара.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (часть 2)
Ведущий. Просит участников семинара-практикума найти композиции с одним и двумя “меридианами” и показывает силуэты (дискуссия).
Ведущий. Предлагает участникам семинара-практикума разделить писанку на: Разделить вдоль пополам (один “меридиан”.
Деление поперёк пополам.
Деление вдоль двумя “меридианами”.
Деление в широтном направлении на несколько поясов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (часть 3)
Ведущий. Предлагает участникам семинара-практикума нарисовать миниатюру на яйце, чтобы получилась писанка, и придумать красивое название.
(Рисуют миниатюру под русскую народную музыку)
По окончании работы, участники семинара– практикума рассказывают об элементах, которые они использовали в росписи, озвучивают названия своих писанок.
РАСПИСНЫЕ ХУДОЖЕСТВАНа занятиях изостудии в искусствоведческих беседах я обращаю внимание детей на эмоциональное содержание произведений искусства и художественные средства, с помощью которых художник (мастер) передаёт своё отношение к тому, что он создаёт.
Дети могут заметить сходство декоративной миниатюрной живописи с росписью по ткани и керамике, кружевоплетением и ткачеством, резьбой по дереву и кости…
Так, например, Берегиня – силуэт женщины с поднятыми к солнцу руками встречается и в старинных, и в современных изделиях – тканых, вышитых, плетёных, резных, расписных и пр. Ещё больше сходства между растительными элементами. Листок, трилистник, ветка, цветок, букет, вазон, венок, гирлянда, дерево жизни с удивительным постоянством очертаний и колористических решений повторяются в разных видах декоративно – прикладного искусства.
Содержание детских работ обогащается, они становятся очень выразительными, так как дети вкладывают глубокий смысл, получаются яркими и декоративными по проработке деталей и общему колориту. Это помогает уйти от шаблонов (стереотипных решений), которые встречаются в детских работах в виде сиротливого солнышка, приютившегося в уголке. Теперь же оно сверкает и приобретает самые разные облики: лучики в виде завитков, бесконечников, сочетаний завитков, точек и даже веточек.
Ведущий. Говоря о системе работы изостудии хотелось озвучить следующие результаты работы (педагог показывает участникам семинара – практикума образцы детских работ, сопровождая рассказом о том, как дети научились применять полученные знания на практике /элементы росписи/).
Работы детей экспонируются в детском саду, в городском музее, на различных выставках. Они получают положительный отклик детей, родителей и посетителей выставок.
Важно отметить, что родители являются не пассивными зрителями, а активными помощниками педагога и участниками творческого процесса детей. Привносят в деятельность детей свою фантазию и творчество.
Анализируя работы детей можно сделать следующие выводы:
Расширились знания и развился интерес к славянской национальной культуре и народному декоративно– прикладному искусству.
Сформировался устойчивый интерес к изобразительной деятельности, к поиску оригинальных творческих решений.
Дети умеют самостоятельно украшать форму орнаментами и узорами (используя декоративно-обобщенные формы растительного мира, геометрические формы, ритм и симметрию в композиционном построении), аппликацию.
Детьми освоены выразительные возможности художественных материалов, они умеют ими пользоваться в свободной творческой деятельности.
Ведущий.
– Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что миниатюрная живопись даёт возможность детям эстетически осваивать мир во всём его многообразии.
Надеюсь, что данный семинар – практикум поможет вам творчески организовать работу по ознакомлению детей с народным и декоративно – прикладным искусством.
Ведущий. Выражаю признательность всем педагогам, принявшим участие в работе семинара-практикума и предлагаю изобразить на силуэте писанки впечатления полученные от проведённого мероприятия. (Звучит народная музыка)