Растениеводство России

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока:

Создание условий для формирования у обучающихся знаний отраслевой структуры и географии растениеводства Российской Федерации.

Задачи урока:

  1. Познакомить со структурой отрасли.
  2. Развивать навык работы с экономическими картами, статистическими материалами.
  3. Формировать способность устанавливать соответствие между природными условиями и специализацией земледелия.

Оборудование

  1. Карта “Растениеводство”
  2. Раздаточный материал “Условия произрастания некоторых с/х культур”
  3. Презентация
  4. Атласы “Хозяйство. Районы России” для 9-го класса

Ход урока

1. Актуализация.

Учитель. На прошлом уроке мы начали изучать агропромышленный комплекс (АПК). Давайте вспомним, какова роль этого комплекса в хозяйстве страны? Какова структура АПК? ( Слайд 1)

Основу АПК составляет сельское хозяйство. Оно состоит из двух отраслей: растениеводство и животноводство. (Слайд 2)

? Чем сельское хозяйство отличается от промышленного производства?

Ученик. Зависимость сельского хозяйства от природных условий.

Учитель. Каких именно?

Ученик. Климатические условия (увлажненность территории, количества тепла) и тип почвы. То есть земельные ресурсы. (Слайд 3)

2. Изучение нового материала.

Растениеводство или земледелие делится на отдельные направления по виду выращиваемых сельскохозяйственных культур. Знакомство с видами по схеме (слайд 4).

Зерновое хозяйство – основа растениеводства, поскольку обеспечивает население продуктами питания, а животноводство – ценными кормами. Из 132 млн. гектаров пахотных земель около половины, 55 млн. гектаров, заняты зерновыми и зернобобовыми культурами.

3. Постановка проблемы.

Мы, городские жители, являемся потребителями продукции агропромышленного комплекса, в первую очередь продуктов питания.

Сегодня нам предстоит исполнить роль экспертов и установить, действительно ли продукты питания, поступающие в магазин, произведены из сельскохозяйственных культур и выращены в районе, который указывают производители. Ученики получают карточки с аннотацией от производителя (Приложение 1).

Задание.

Используя текст учебника (§4), карты атласа “Зерновые культуры”, “Технические культуры”, дополнительные справочные материалы (Приложение 2) определите:

  1. Производитель разместил на этикетке истинную информацию?
  2. Какие природные условия требуются для выращивания данной культуры?
  3. Какие условия характерны для указанного района?
  4. Действительно ли указанная с/х культура могла быть выращена в названном районе?
  5. В каких районах России выращивают данную культуру?

Задание выполняется в парах. По мере выполнения каждая пара обучающихся заполняет на доске свою графу в таблице (можно использовать интерактивную доску (Приложение 3). Одновременно данные заносят в свою таблицу.

Таблица (заполненный вариант).

Виды с/х культур

Условия, наиболее благоприятные для выращивания

Природно-географические районы выращивания

Субъекты РФ, где производят культуру

1.Пшеница озимая

Мощный снежный покров, температуры холодного периода не ниже -200С, черноземные, каштановые почвы степная зона: в Центрально-Черноземном районе, Поволжье (правый берег Волги), на Северном Кавказе Все субъекты, расположенные в указанных прир.районах
2. Пшеница яровая Требовательна к теплу, почвенному плодородию, а в начальные периоды роста и к влаге Заволжские степи, Южный Урал, юг Западной Сибири. Все субъекты, расположенные в указанных прир.районах
3.Рожь (озимая) не требовательна к почвам и теплу, переносит заморозки Юг лесной зоны, подзолистые почвы европ.части России Все субъекты, расположенные в указанных прир.районах
4.Рис Теплолюбивая, длительный вегетационный период, влаголюбивая Юг Дальнего Востока, дельта р. Волга, пойма р. Кубань Краснодарский, Приморский края, Астраханская обл.
5.Кукуруза (на зерно) Теплолюбивая, плодородные почвы, длит.вегет.период, засухоустойчива Южная часть степной зоны Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область
6.Соя светолюбивая и требовательная к теплу, влаголюбивая юг Дальнего Востока Приморский край
7.Сахарная свекла Тепло– и влаголюбивая, черноземные почвы Западные и центральные районы лесостепной и отчасти степной зон Центральное Черноземье, Северный Кавказ Белгородская, Воронежская, Тамбовская обл.
8.Подсолнечник Экспорт! Теплолюбивая, требовательна к плодородию почв Степная и лесостепная зона Краснодарский, Алтайский края, Новосибирская, Саратовская, Самарская обл.
9.Лен-долгунец трудоемкость!! требует равномерного увлажнения, невысокие температуры (3—5°), а оптимальная температура основных фаз развития составляет 15—18°С Лесная зона Алтайский край, Новосибирская обл.

Респ. Удмуртия

  1. Подведение итогов. Вывод: земледелие носит четко выраженный зональный характер.
  2. Домашнее задание: на контурной карте обозначить районы выращивания главных сельскохозяйственных культур.

Для проверки знаний можно использовать тест.

Тест

  1. К техническим культурам относится: а) пшеница; б) ячмень; в) сахарная свекла; г) картофель
  2. Посевы риса размещаются: а) на Кубани; б) в Нечерноземье; в) на Южном Урале; г) в Забайкалье
  3. Пшеницу, подсолнечник, овощи выращивают: а) на Урале; б) в Поволжье; в) в Нечерноземье; г) в Западной Сибири
  4. Бахчевые культуры, томаты, горчицу выращивают: а) на Кавказе; б) на Южном Урале; в) в Центральной России; г) в Поволжье
  5. Основная часть зерновых культур выращивается в зоне: а) тайги; б) широколиственных лесов; в) степей; г) смешанных лесов
  6. К трудоемким культурам относятся: а) лен, сахарная свекла; б) пшеница, рожь; в) кукуруза, овес; г) гречиха, просо
  7. Пшеницу, кукурузу, виноград выращивают: а) в Прикаспии; б) в Приазовье; в) на Северном Кавказе; г) в Черноземье.

Ответы: 1-в; 2-а; 3-б; 4-г; 5-в; 6-а; 7-в.