Цели урока:
- Познакомить с основными группами животных (пауки, насекомые, ракообразные), их отличительными особенностями, образом их обитания; учить классифицировать животных по группам. Учить работать в группе, уметь высказывать и доказывать свое мнение, обосновывать его.
- Развивать психические процессы.
- Воспитывать доброе отношение к животным.
Ход урока
I. Организационный момент
.II. Актуализация знаний
– Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое и интересное. Возможно, вы сделаете для себя открытие. Для этого необходимо выполнить задание в группах. Раз работа будет в группах, вспомним правила работы в группе. Слайд № 1.
Посмотрим на следующий слайд. Слайд №2
– Кого вы видите? (рыцаря и жука)
– В чем сходство?
– Можно ли жука назвать рыцарем?
– Хорошо, значит это рыцарь и это рыцарь. А чем они тогда отличаются? (Размером)
– Значит, жука, как можно назвать? (маленьким рыцарем)
III. Постановка проблемы
– Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? (маленькие рыцари) Слайд №3
– Тогда скажите, о каких животных мы будем говорить? (о жуках)
– Почему их называют маленькими рыцарями? (т.к. кожа у жука похожа на доспехи рыцаря)
– Что вы хотите о них узнать?
– Сегодня в течение урока мы постараемся ответить на эти вопросы? Слайд №4 (цели урока)
IV. Открытие новых знаний.
1. Беседа
– Чтобы ответить на первый вопрос обратимся к следующей иллюстрации. Слайд№5
– Кого вы узнали из животных?
– Всю эту огромную группу называют членистоногими!
– Почему они получили такое название?
– Их тела расчленены, как вы это понимаете?
– А вот посмотрите, в самом названии спрятана подсказка?
2. Работа по учебнику.
– Где мы можем найти подтверждение, правильно ли мы рассуждали? (в тексте учебника)
– Прочитайте текст в учебнике на странице 12.
– Что нового вы узнали о членистоногих?
– Какой скелет они имеют?
– Наружный скелет – что это такое?
– Из чего состоит наружный скелет?
– Скелет растет вместе с хозяином?
– Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают наружный скелет?
Вывод: Правы ли были мы?
3. Работа в группе.
– Каждой группе раздаю иллюстрации, на которых изображены разные животные.
– Ваша задача распределить животных на три группы и дать название каждой группе?
– Как вы назвали группы?
– Каких животных вы отнесли в группу насекомых?
Вывод: Так на какие группы делятся членистоногие? Слайд №6
– Ответ, на какой вопрос мы с вами искали? Слайд №7
– Узнали ли мы ответ на него?
А теперь нам нужно узнать, чем они дышат, питаются, т. е. какой образ жизни они ведут?
– Ответ на этот вопрос вы будете искать самостоятельно.
– Продолжаем работать в группе. – Каждая группа будет изучать одну группу животных.
Инструктаж задания:
– Прочитав текст учебника, вы должны ответить на вопросы, заполнить таблицу, и составить связный рассказ о животных.
(Задание для каждой группы записано на карточке)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание группе 1 (ракообразные). Приложение 3
Прочитайте текст на стр.16. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.
Вопросы:
- Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.
- Чем известны дафния и циклоп?
- Какие формы ног у ракообразных?
Представители | Где живут? | Сколько ног? | Чем дышат? | С помощью чего дышат? |
План ответа.
1.Представителями являются………….
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание группе 2.(пауки)
Прочитайте текст на стр. 15-16. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.
Вопросы:
- Зачем нужна паукам паутина?
- Хищники ли пауки? Как они охотятся?
- Опасны ли они для человека?
Представители | Где живут? | Сколько ног? |
План ответа.
1.Представителями являются………….
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание группе 3. (насекомые)
Прочитайте текст на стр.13. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.
Вопросы:
- Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.
- Опасны ли они для человека?
Представители | Где живут? | Сколько ног? | Чем питаются? |
План ответа.
1.Представителями являются………….
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4.Питаются они…………….
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание группе 4. (насекомые)
Прочитайте текст на стр.15. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.
Вопросы:
- Какие насекомые живут одной семьёй?
Название группы животных. | Представители | Где живут? | Сколько ног? |
План ответа.
1. Мы подготовили сообщение о таких представителях насекомых как………………………
2. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4. У нас в Якутии можно встретить таких насекомых как…………….
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
– В помощь я вам приготовила план ответа.
– 1-я группа изучает ракообразных. 2-я группа – пауков. 3-я и 4-я группа изучают насекомых.
– Приступаем к работе. Готовность группы показать сигналом.
4. Выступления групп.
Выступает 1 группа и 2 группа. Слайд №8, 9
– Что нового вы узнали? Чем интересна эта группа животных?
Видео-сообщение. (Паук – серебрянка) Слайд №10 Приложение 1
Выступает третья и четвертая группа. Слайд № 11,12
– Что интересного вы узнали?
– Я тоже для вас сегодня приготовила сообщение про насекомых.
Видео-сообщение (про стрекозу). Слайд № 13 Приложение 2
Вывод: На какой вопрос мы искали ответ? Узнали? (Каков образ жизни всех групп животных, да узнали)
5. Физминутка.
Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.
– Когда я буду называть животных, которые относятся к ракообразным – вы должны хлопать, когда называю животных, относящихся к группе насекомых – вы топаете, а когда же я назову пауков – вы стоите тихо.
(Муравей, креветка, паук каракурт, бабочка, стрекоза, краб, оса, паук черная вдова, муха, рак.)
6. Беседа
– Какая самая многочисленная группа? Почему? Слайд с вопросами № 14.
– Следующий вопрос, на который мы должны ответить на уроке: В чем причина многообразия насекомых?
– Если я вам дам задание – спрятать ключ или книгу в своей одежде. Что для вас будет удобнее спрятать?
– Какой вывод мы можем сделать?
– Молодцы! А вот теперь вам такой вопрос.
– Без чего насекомые не могут прожить? Что является кормом для насекомых, таких как шмель, оса, бабочки? (цветковые растения)
– Что делают с растением насекомые (опыляют)?
– Значит, как можно назвать таких насекомых? (насекомые опылители)
– Вот мы и выявили вторую причину многообразия насекомых.
– Есть ещё одна причина разнообразия.
7. Систематизация знаний.. Работа по учебнику.
– Эту причину мы узнаем, прочитав последний абзац и выполнив задание 3, 4 на стр14.
– Так какая же эта причина?
– От кого они защищаются? – Как они это делают?
– Посмотрим на примере в задании №3.
– Как замаскировался палочник, и бабочки?
– А вот посмотрите на доску, как замаскировалась эта бабочка? Слайд № 15.
На что она похожа?
– Заметят ли её враги?
– Как же ещё маскируются насекомые?
– О чем хотят сказать эти насекомые своим врагам?
Вывод: (Слайд №16)
– Так какая же группа членистоногих самая разнообразная? Назовите причины, которые мы с вами выявили.
V. Итог урока. Рефлексия
– Что вам особенно понравилось на уроке?
– Как много животных мы сегодня вспомнили с вами, как вы думаете, нужно ли нам охранять окружающих нас животных?
– Благодаря чему мы смогли ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Какие возникли вопросы по теме?
VI. Домашнее задание(по выбору):
1. Придумать (написать или сделать серию иллюстраций) рассказ на тему: “Если бы я был …(пауком, насекомым или раком)” по плану:
1. Кто я, какой я.
2. Дом, в котором я живу.
3. Мои друзья.
4. Мой образ жизни (занятия, работа, увлечения).
5. Как я умею маскироваться (рисунок).
6. Мои приключения (Однажды….).
2. Составить список представителей каждой группы насекомых, ракообразных и паукообразных, пользуясь различными источниками.
Литература
В презентации использованы видео-сообщения о пауке и стрекозе из электронной “Энциклопедии Кирилла и Мефодия”, картинки животных из ресурсов Интернета.