Урок окружающего мира "Маленькие рыцари". 3-й класс. Программа "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  1. Познакомить с основными группами животных (пауки, насекомые, ракообразные), их отличительными особенностями, образом их обитания; учить классифицировать животных по группам. Учить работать в группе, уметь высказывать и доказывать свое мнение, обосновывать его.
  2. Развивать психические процессы.
  3. Воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

– Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое и интересное. Возможно, вы сделаете для себя открытие. Для этого необходимо выполнить задание в группах. Раз работа будет в группах, вспомним правила работы в группе. Слайд № 1.

Посмотрим на следующий слайд. Слайд №2

– Кого вы видите? (рыцаря и жука)

– В чем сходство?

– Можно ли жука назвать рыцарем?

– Хорошо, значит это рыцарь и это рыцарь. А чем они тогда отличаются? (Размером)

– Значит, жука, как можно назвать? (маленьким рыцарем)

III. Постановка проблемы

– Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? (маленькие рыцари) Слайд №3

– Тогда скажите, о каких животных мы будем говорить? (о жуках)

– Почему их называют маленькими рыцарями? (т.к. кожа у жука похожа на доспехи рыцаря)

– Что вы хотите о них узнать?

– Сегодня в течение урока мы постараемся ответить на эти вопросы? Слайд №4 (цели урока)

IV. Открытие новых знаний.

1. Беседа

– Чтобы ответить на первый вопрос обратимся к следующей иллюстрации. Слайд№5

– Кого вы узнали из животных?

– Всю эту огромную группу называют членистоногими!

– Почему они получили такое название?

– Их тела расчленены, как вы это понимаете?

– А вот посмотрите, в самом названии спрятана подсказка?

2. Работа по учебнику.

– Где мы можем найти подтверждение, правильно ли мы рассуждали? (в тексте учебника)

– Прочитайте текст в учебнике на странице 12.

– Что нового вы узнали о членистоногих?

– Какой скелет они имеют?

Наружный скелет – что это такое?

– Из чего состоит наружный скелет?

– Скелет растет вместе с хозяином?

– Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают наружный скелет?

Вывод: Правы ли были мы?

3. Работа в группе.

– Каждой группе раздаю иллюстрации, на которых изображены разные животные.

Ваша задача распределить животных на три группы и дать название каждой группе?

– Как вы назвали группы?

– Каких животных вы отнесли в группу насекомых?

Вывод: Так на какие группы делятся членистоногие? Слайд №6

– Ответ, на какой вопрос мы с вами искали? Слайд №7

– Узнали ли мы ответ на него?

А теперь нам нужно узнать, чем они дышат, питаются, т. е. какой образ жизни они ведут?

– Ответ на этот вопрос вы будете искать самостоятельно.

– Продолжаем работать в группе. – Каждая группа будет изучать одну группу животных.

Инструктаж задания:

– Прочитав текст учебника, вы должны ответить на вопросы, заполнить таблицу, и составить связный рассказ о животных.

(Задание для каждой группы записано на карточке)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание группе 1 (ракообразные). Приложение 3

Прочитайте текст на стр.16. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.
  2. Чем известны дафния и циклоп?
  3. Какие формы ног у ракообразных?
Представители Где живут? Сколько ног? Чем дышат? С помощью чего дышат?
         

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание группе 2.(пауки)

Прочитайте текст на стр. 15-16. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Зачем нужна паукам паутина?
  2. Хищники ли пауки? Как они охотятся?
  3. Опасны ли они для человека?
Представители Где живут? Сколько ног?
     

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание группе 3. (насекомые)

Прочитайте текст на стр.13. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.
  2. Опасны ли они для человека?
Представители Где живут? Сколько ног? Чем питаются?
       

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Питаются они…………….

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание группе 4. (насекомые)

Прочитайте текст на стр.15. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Какие насекомые живут одной семьёй?
Название группы животных. Представители Где живут? Сколько ног?
       

План ответа.

1. Мы подготовили сообщение о таких представителях насекомых как………………………

2. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4. У нас в Якутии можно встретить таких насекомых как…………….

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

– В помощь я вам приготовила план ответа.

– 1-я группа изучает ракообразных. 2-я группа – пауков. 3-я и 4-я группа изучают насекомых.

– Приступаем к работе. Готовность группы показать сигналом.

4. Выступления групп.

Выступает 1 группа и 2 группа. Слайд №8, 9

– Что нового вы узнали? Чем интересна эта группа животных?

Видео-сообщение. (Паук – серебрянка) Слайд №10 Приложение 1

Выступает третья и четвертая группа. Слайд № 11,12

– Что интересного вы узнали?

– Я тоже для вас сегодня приготовила сообщение про насекомых.

Видео-сообщение (про стрекозу). Слайд № 13 Приложение 2

Вывод: На какой вопрос мы искали ответ? Узнали? (Каков образ жизни всех групп животных, да узнали)

5. Физминутка.

Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.

– Когда я буду называть животных, которые относятся к ракообразным – вы должны хлопать, когда называю животных, относящихся к группе насекомых – вы топаете, а когда же я назову пауков – вы стоите тихо.

(Муравей, креветка, паук каракурт, бабочка, стрекоза, краб, оса, паук черная вдова, муха, рак.)

6. Беседа

– Какая самая многочисленная группа? Почему? Слайд с вопросами № 14.

– Следующий вопрос, на который мы должны ответить на уроке: В чем причина многообразия насекомых?

– Если я вам дам задание – спрятать ключ или книгу в своей одежде. Что для вас будет удобнее спрятать?

– Какой вывод мы можем сделать?

– Молодцы! А вот теперь вам такой вопрос.

– Без чего насекомые не могут прожить? Что является кормом для насекомых, таких как шмель, оса, бабочки? (цветковые растения)

– Что делают с растением насекомые (опыляют)?

– Значит, как можно назвать таких насекомых? (насекомые опылители)

– Вот мы и выявили вторую причину многообразия насекомых.

– Есть ещё одна причина разнообразия.

7. Систематизация знаний.. Работа по учебнику.

– Эту причину мы узнаем, прочитав последний абзац и выполнив задание 3, 4 на стр14.

– Так какая же эта причина?

– От кого они защищаются? – Как они это делают?

– Посмотрим на примере в задании №3.

– Как замаскировался палочник, и бабочки?

– А вот посмотрите на доску, как замаскировалась эта бабочка? Слайд № 15.

На что она похожа?

– Заметят ли её враги?

– Как же ещё маскируются насекомые?

– О чем хотят сказать эти насекомые своим врагам?

Вывод: (Слайд №16)

– Так какая же группа членистоногих самая разнообразная? Назовите причины, которые мы с вами выявили.

V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам особенно понравилось на уроке?

– Как много животных мы сегодня вспомнили с вами, как вы думаете, нужно ли нам охранять окружающих нас животных?

– Благодаря чему мы смогли ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Какие возникли вопросы по теме?

VI. Домашнее задание(по выбору):

1. Придумать (написать или сделать серию иллюстраций) рассказ на тему: “Если бы я был …(пауком, насекомым или раком)” по плану:

1. Кто я, какой я.
2. Дом, в котором я живу.
3. Мои друзья.
4. Мой образ жизни (занятия, работа, увлечения).
5. Как я умею маскироваться (рисунок).
6. Мои приключения (Однажды….).

2. Составить список представителей каждой группы насекомых, ракообразных и паукообразных, пользуясь различными источниками.

Литература

В презентации использованы видео-сообщения о пауке и стрекозе из электронной “Энциклопедии Кирилла и Мефодия”, картинки животных из ресурсов Интернета.