Цели урока:
- сформировать целостный взгляд на проблему охраны водных ресурсов;
- рассмотреть причины загрязнения водоемов от загрязнения;
- развивать экологическое мышление, речь, умение делать выводы;
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
Тип урока: личностно-развивающий с использованием межпредметных связей.
Оборудование: электронное пособие.
Ход урокаI. Аутотренинг.
II. Организационный момент.Ярко светит солнце.
Дует легкий ветерок.
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что рядом со мной друзья.
Я хочу жить в мире с людьми и природой!
III. Проверка домашнего задания.
А) Фронтальный опрос.
- Что такое вода?
- Зачем вода нужна людям?
- В каких состояниях она бывает?
- Как происходит круговорот воды в природе?
- Какие свойства воды вы знаете?
- Как называется видимая вода в воздухе?
- Какие осадки в виде воды бывают?
- Как называется вода в воздухе в виде игольчатых кристаллов?
- Откуда берется дождь?
Б) Защита творческих работ учащихся.
– История воды без начала и конца, ибо сама вода может переходить из одного состояния в другое, без какого либо значимого ущерба для себя. Только вода может находиться в 3-х состояниях: жидком, газообразном и твердом. Для человека – это необходимое условие для жизни. Более того, из воды состоит все живое. Человеческое тело состоит на 80% процентов из воды, а мозг состоит на 90% из нее. Без воды нет жизни, ни одно семечко не прорастет и не будет развиваться без этой волшебной жидкости.
– Мы с вами говорили на уроке литературного чтения, что литература– это изображение и отражение жизни. Невозможно перечислить все произведения, в которых присутствует, упоминается вода во всех своих состояниях и проявлениях. Сейчас я предлагаю вам познакомить одноклассников со своими творческими работами, рассказать, в каких литературных произведениях упоминается вода.
(Проводится выставка и защита творческих работ учащихся на основе предыдущих уроков. Ребята знакомят с литературными произведениями, где упоминается вода. Это могут быть сказки, загадки, пословицы, стихи)
IV. Физминутка.V. Беседа о водоемах нашего города.Туча, туча,
Что не льешь?
(Раскачиваясь, переступать с ноги на ногу)
Подари нам, туча, дождь!
(Присесть-встать)
Будем мы с тобой водиться.
Не жалей для нас водицы!
(Руки вверх-вниз)
Туча с длинной бородой,
(Показывают длинную бороду)
Туча – лошадь, туча – жук…
(Кивают головой)
А всего их двести штук.
(Показывают на пальцах жука (все пальцы в кулак, указательный и мизинец вперед).
Бедным тучам очень тесно,
(Круговое движение руками)
Нету тучам в небе места.
(Энергичные шаги)
Перессорятся все двести.
(Ходьба на месте с работой согнутых рук)
А потом заплачут вместе.
(Потереть глаза).
И кричит внизу народ:
“Разбегайся, дождь идет!”
(Махи руками перед собой)
– Ребята, а вы любите наш город?
– Почему?
– Какие водоемы есть в нашем городе?
– Что вы о них знаете?
– Сейчас я покажу вам слайды о наших озерах.
VI. Анализ ситуации и выявление проблемы.Презентация1.ppt
– Какой вывод можно сделать, посмотрев слайды? (Водоемы нашего города очень загрязнены)
– Наша планета Земля на 2/3 занята водой. Но всего 2,5 % от общего количества пригодно для питья. Вот и получается, что кругом вода, но ее использовать нельзя. Недостаток в хорошей пресной воде испытывает 1/3 часть населения Земли.
– Скажите, что является причиной загрязнения водоемов?
– На Земле много загрязненных водоемов. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций. Отходы от заводов сливаются в реки, моря и озера. Нефть из танкеров во время аварий проливается в воду. Сточные воды от жизнедеятельности людей попадают в водоемы. Туристы бросают мусор в воду или оставляют на берегу. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Она требует помощи.
VII. Физминутка.VIII. Творческая работа в группах.К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте)
И отправились домой.
(Ходьба на месте)
– Представьте себя экологами. Продумайте, какие меры по охране воды вы могли бы предложить. Я предлагаю разделиться на группы по 4 человека. Каждая группа после обсуждения должна будет свой проект по охране водоемов.
IX. Обсуждение работ.– Ребята, мне понравились ваши идеи. Я хочу немного добавить. Водоемы могут и сами себя очищать, только не надо им мешать. Моллюски являются санитарами рек, пропуская через себя воду, они отфильтровывают воду. Мельчайшие растения и животные поступают в пищу, а несъедобные оседают на слое слюды, покрывающем поверхность мантии. В течение последних лет распространены отряды голубых патрулей, которые следят за порядком на водоемах.
X. Подведение итогов, выводы.– Что, ребята, вас больше всего удивило, взволновало, поразило на уроке? А может быть, и напугало?
– Что заставило вас задуматься?
– Какие выводы вы сделали для себя?
– Тема охраны водоемов достаточно многообразная и очень обширная, поэтому давайте начнем с чего-нибудь, что нам ближе всего – с самого себя. Я надеюсь, что наш урок останется в вашей памяти, вы никогда не будите причинять вред природе! Для человека водоемы незаменимый компонент окружающей среды. Тихие воды озёр дарят человеку заряд бодрости и здоровья, помогают избавиться от техногенного стресса и поднимают настроение. Сегодня на уроке мы попытались наметить решение важной проблемы. Но не все, что назвали на уроке под силу вам, детям Я думаю, что люди все вместе найдут способ исправить ситуацию. Уж очень хочется видеть чистые водоемы.
XI. Самооценка учащихся, оценивание их работы одноклассниками и учителем.XII. Домашнее задания.
– Нарисовать плакат “Охрана водоемов”
XIII. Пальминг.