Пьеса о растворах "Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (856 кБ)


Задачи урока:

  1. Учебно-образовательные: формирование понятий раствор, массовая доля вещества в растворе, вода как растворитель.
  2. Учебно-развивающие: развитие самостоятельной деятельности, развитие умений и навыков решать расчетные задачи

Основные понятия: раствор, растворитель, массовая доля вещества в растворе.

Планируемые результаты обучения:
Готовность решать задачи по теме «Массовая доля вещества в растворе».

Тип урока: проблемный (решение задач).

Учащиеся вместе с учителем классифицируют задачи по теме «Растворы» по типам и выводят формулы в общем виде для решения задач каждого типа.

Форма работы: групповая.

Ход урока

Сегодня мы будем готовить растворы.

Больше всего нам знакомы жидкие растворы. Например, газированная вода – это раствор углекислого газа – газообразного оксида углерода в воде, или сладкий чай – водный раствор сахара в воде, когда варят картофель, в воду добавляют поваренную соль – и получается ещё один раствор, раствор хлорида натрия в воде. На полочке в ванной комнате стоит флакон с лосьоном – это раствор жидких веществ: глицерина и спирта в воде. Способность воды растворять разные вещества – это одно из самых важных её свойств.

Что же такое раствор?

Раствор – это физико-химическая однородная смесь, которая состоит из растворителя и растворенных в ней веществ.

=> mр-ра = сумма масс растворителя и растворенных веществ. (1)

На столах у вас стоят бутылки с уксусом. Обратите внимание на этикетку. На ней указано процентное содержание уксусной кислоты (растворенного вещества) в растворе. Что это означает?

Ответ: в 100 г раствора содержится 9 г уксусной кислоты – 91 г H2O.

А если взять 500 г раствора?

Учащиеся предлагают способ определения массы уксусной кислоты и воды.

Вспомним формулу нахождения массовой доли химического элемента в формуле вещества и составим формулу нахождения массовой доли растворенного вещества в растворе.

ω =

Из (1) выведем формулу нахождения массы растворителя

mр-теля = mр-ра – mр.в.

Учащиеся вместе с учителем, применяя данные формулы, решают задачу:

1. В 800 г раствора содержится 40 г поваренной соли. Какова массовая доля соли в растворе?

На практике очень часто, имея вещество и растворитель, необходимо приготовить раствор. Что значит приготовить раствор?

Ответ: необходимо найти массу раствора и массу растворителя.

Пример задачи:

2. Для полоскания горла используют 4% раствор соды (NaHCO3). Приготовить 50 г 4%-го раствора питьевой соды.

Проанализируем действие в случае, если необходимо разбавить уже готовый раствор. Пример задачи:

3. К 200 мл 5%-ного с ρ = 1,1 г/мл прилили 40 г воды. Определить массовую долю растворённого вещества в полученном растворе.

Учащиеся анализируют изменения, происходящие в растворе после разбавления:

  1. Изменилась ли масса раствора? Как? (Увеличилась на массу добавленной воды)
  2. Изменилась ли масса растворенного вещества? Как? (Не изменилась)

Используя известные формулы нахождения массовой доли, массы раствора, выводят общую формулу для решения задачи (тип «разбавление растворов»):

Что же произойдёт, если к готовому раствору добавить некоторое количество растворенного вещества? Пример задачи:

4. К 300 г 40%-го раствора добавили 20 г соли. Найти массовую долю соли в полученном растворе.

Далее следует вывод формулы по алгоритму, предложенному в задаче 3.

Как изменится масса раствора и растворенного вещества при смешивании двух и более растворов? Пример задачи:

5. Смешали 200 г 5%-ного раствора серной кислоты и 300 г 15%-ного раствора той же кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе.

Для более подготовленных учащихся можно предложить задачи:

6. Какую массу P2O5 следует добавить к 200 г 30%-го раствора фосфорной кислоты, чтобы образовался 60%-й раствор этой кислоты?

7. Как из 36%-го раствора уксусной кислоты приготовить 9%-й раствор уксуса?

Вывод: способность воды растворять разные вещества – одно из самых важных её свойств. Сама жизнь на Земле не могла бы возникнуть без растворов.

В воде доисторических океанов были сотни растворенных веществ, и именно в этом «супе» впервые появились живые организмы, из него они получали необходимые для роста и развития вещества.

Прошло много миллионов лет. Живые существа покинули океан и вышли на сушу. Но они сохранили в своих организмах водные растворы, где есть весь необходимый им запас молекул и ионов.

Так что скажем «спасибо» воде за её способность образовывать растворы!

Домашнее задание: выбрать уровень и решить задачу (Приложение 1)

На втором уроке проводится самостоятельная работа в парах по вариантам с выбором задач.

Учащимся группы предлагается выбрать и решить несколько задач различного уровня. (Приложение 2)