Этот урок я провожу сразу после урока на тему: «Сила трения», на котором проходит разбор нового материала. Ученики не предупреждены о лабораторной работе заранее и поэтому проверка домашнего задания входит в план урока, как «Исходные теоретические данные» и это тоже элемент исследования.
План урока
Тип урока: Изучение нового материала и его первичное закрепление.
Цели урока:
- Актуализация и систематизация знаний учащихся о силах, способах их измерений.
- Привитие вкуса к исследовательской работе,
- Развитие познавательного интереса,
- Формирование исследовательских умений и вычисление физических величин с помощью опытных данных.
- Воспитание сотрудничества при работе в парах, при выполнении лабораторного эксперимента.
Оборудование: Проектор. Презентация.
На столах учеников комплект для лабораторной работы: Динамометр, брусок, каток, доска, набор грузов по 1Н.
Мотивация учеников: Сила трения играет очень большую роль в жизни каждого человека и во всех отраслях техники. С ней приходится бороться, а в каких-то случаях увеличивать. Поэтому о ней надо знать как можно больше. Лучший метод познания – исследование, эксперимент.
Ход урока
Организационный момент: приветствие; объявление темы урока, постановка цели урока. Запись домашнего задания. Д.З. повт. § 23 – 32.
Запись даты, главного заголовка в тетрадь:
Лабораторная работа.
Тема: «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения».
Оборудование: динамометр, брусок, каток, доска, набор грузов по 1Н.
Проверить наличие оборудования и листа для отчёта. Подписать лист отчёта.
Инструктаж по технике безопасности.
1. Разработка плана действий: (методом беседы)
- Что значит исследовать силу трения – это значит определить: от чего зависит величина её; что нужно сделать, чтобы её увеличить, уменьшить.
- Ход научного исследования: исходные факты → гипотеза → следствия → эксперимент → вывод.
2. По этому плану проводим исследование:
- Исходные данные: (Повторение пройденного материала методом беседы)
- Что мы знаем о силе трения?
- Что такое сила трения?
- Какие виды трения существуют?
- Назвать причины трения.
- Сравнить разного вида силы трения по величине.
- Как измерить силу трения?
3. Составляем план проведения эксперимента.
4. Проведём 1-ый эксперимент: сравним силы трения качения и трение скольжения. Результат запишем в отчёт пункт 1.
5. Проведём 2-ый эксперимент: определим, зависит ли величина силы трения от площади поверхности тел. Результат запишем в пункт 2отчёта.
6. Внимательно понаблюдаем за показаниями динамометра и движением бруска. Обнаружим, что трение покоя больше, чем трение скольжения. Вывод запишем в пункт 3 отчёта.
7. Сравним силу трения с весом тела. Для этого определим, какой вес бруска нам доступен и запишем их в таблицу, потом измерим силы трения и заполним таблицу пункт 4.
8. Вместо поверхности стола возьмём поверхность доски и заполним таблицу пункт 5.
9. Вычислим отношение силы трения к весу и результаты запишем в таблицу.
Разбор нового материала.
(учитель, поясняя, делает записи на доске, ученики записывают в тетрадях с лабораторной работой).
План:
Рассмотрим результат и введём понятие коэффициента трения: µ = ;
- что показывает коэффициента трения,
- его единица измерения,
- следствие из его определения: Fтр = µP,
- но вес тела действует на опору, а на тело действует сила равная ему по модулю P = N сила реакции опоры,
- следовательно: Fтр = µN.
10. Сделаем окончательный вывод: от чего зависит сила трения и от чего зависит коэффициент трения: Сила трения зависит от веса тела и от состояния поверхности, а коэффициента трения – от состояния поверхности. Запись в тетради.
Отчёт ученики вкладывают в тетрадь и сдают на проверку.