Лабораторная работа "Исследование силы трения". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Этот урок я провожу сразу после урока на тему: «Сила трения», на котором проходит разбор нового материала. Ученики не предупреждены о лабораторной работе заранее и поэтому проверка домашнего задания входит в план урока, как «Исходные теоретические данные» и это тоже элемент исследования.

План урока

Тип урока: Изучение нового материала и его первичное закрепление.

Цели урока:

  • Актуализация и систематизация знаний учащихся о силах, способах их измерений.
  • Привитие вкуса к исследовательской работе,
  • Развитие познавательного интереса,
  • Формирование исследовательских умений и вычисление физических величин с помощью опытных данных.
  • Воспитание сотрудничества при работе в парах, при выполнении лабораторного эксперимента.

Оборудование: Проектор. Презентация.

На столах учеников комплект для лабораторной работы: Динамометр, брусок, каток, доска, набор грузов по 1Н.

Мотивация учеников: Сила трения играет очень большую роль в жизни каждого человека и во всех отраслях техники. С ней приходится бороться, а в каких-то случаях увеличивать. Поэтому о ней надо знать как можно больше. Лучший метод познания – исследование, эксперимент.

Ход урока

Организационный момент: приветствие; объявление темы урока, постановка цели урока. Запись домашнего задания. Д.З. повт. § 23 – 32.

Запись даты, главного заголовка в тетрадь:

Лабораторная работа.

Тема: «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения».

Оборудование: динамометр, брусок, каток, доска, набор грузов по 1Н.

Проверить наличие оборудования и листа для отчёта. Подписать лист отчёта.

Инструктаж по технике безопасности.

1. Разработка плана действий: (методом беседы)

    • Что значит исследовать силу трения – это значит определить: от чего зависит величина её; что нужно сделать, чтобы её увеличить, уменьшить.
    • Ход научного исследования: исходные факты → гипотеза → следствия → эксперимент → вывод.

2. По этому плану проводим исследование:

  • Исходные данные: (Повторение пройденного материала методом беседы)
  • Что мы знаем о силе трения?
  • Что такое сила трения?
  • Какие виды трения существуют?
  • Назвать причины трения.
  • Сравнить разного вида силы трения по величине.
  • Как измерить силу трения?

3. Составляем план проведения эксперимента.

4. Проведём 1-ый эксперимент: сравним силы трения качения и трение скольжения. Результат запишем в отчёт пункт 1.

5. Проведём 2-ый эксперимент: определим, зависит ли величина силы трения от площади поверхности тел. Результат запишем в пункт 2отчёта.

6. Внимательно понаблюдаем за показаниями динамометра и движением бруска. Обнаружим, что трение покоя больше, чем трение скольжения. Вывод запишем в пункт 3 отчёта.

7. Сравним силу трения с весом тела. Для этого определим, какой вес бруска нам доступен и запишем их в таблицу, потом измерим силы трения и заполним таблицу пункт 4.

8. Вместо поверхности стола возьмём поверхность доски и заполним таблицу пункт 5.

9. Вычислим отношение силы трения к весу и результаты запишем в таблицу.

Разбор нового материала.
(учитель, поясняя, делает записи на доске, ученики записывают в тетрадях с лабораторной работой).

План:

Рассмотрим результат и введём понятие коэффициента трения: µ =  ;

  • что показывает коэффициента трения,
  • его единица измерения,
  • следствие из его определения: Fтр = µP,
  • но вес тела действует на опору, а на тело действует сила равная ему по модулю P = N сила реакции опоры,
  • следовательно: Fтр = µN.

10. Сделаем окончательный вывод: от чего зависит сила трения и от чего зависит коэффициент трения: Сила трения зависит от веса тела и от состояния поверхности, а коэффициента трения – от состояния поверхности. Запись в тетради.

Отчёт ученики вкладывают в тетрадь и сдают на проверку.

Презентация.

Приложение 2