Воспитание духовно-нравственной личности младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Для воспитания и развития человека необходимо задуматься о первопричинах наших бед и несчастий, об истоках нашего кризиса в экономике и криминализации общества.

Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания. Актуальность этой проблемы определяется, прежде всего, противоречием между потребностью общества в духовно-здоровой, саморазвивающейся и самовоспитывающейся личности, и отсутствием системы, программы духовного развития.

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.

Учителя начального звена нашего лицея считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспитания совестливости, честности, правдивости, ответственности, милосердия, отзывчивости, тактичности, добропорядочности, сострадающей и сочувствующей личности.

Опираясь на актуальность этой проблемы в современном обществе и на возраст воспитуемых и обучаемых нами детей, мы стали ближе заниматься этой проблемой.

Следует, однако, заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют не изобретения новых приёмов, методов, а разумного использования и системного применения старых, общепринятых. Ибо, как сказал классик, и устарела истина, и стариною бредит новизна.

Для начала мы начали работать над повышением духовности урока. Сегодня каждый из нас стремится, чтобы на каждом уроке присутствовали добро, истина, красота.

Помимо этого мы продолжаем многолетнюю традицию лицея: посещение хотя бы раз в четверть театра, музея и художественной галереи с какой-нибудь новой экспозицией.

Затем нашим коллективом были разработаны «Уроки жизни». Это направление каждый педагог воспринял и проанализировал по-своему, пропустив через себя. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что эти занятия обогатили духовно, интеллектуально и нравственно, изменили внутренний мир не только детей, но и каждого из педагогов. Если мы хотим, чтобы ребёнок завтра поднялся на одну ступень выше в своём духовном, интеллектуальном развитии, учителю на эту ступеньку нужно подняться сегодня.

Неизменно «Уроки жизни» включили в себя два направления, две составляющие:

  • рефлексию
  • основы психологии общения.

Рефлексия – критический самоанализ в контексте «я и другие», и внутренняя устремленность на идею нравственной самокоррекции, самосовершенствования. Не завершающийся процесс, самодвижение через волевые усилия к самовоспитанию.

Со 2-го класса детям предлагаются небольшие сочинения о своём внутреннем мире и о понятиях добра, совести и др. нравственных ценностях. Вот некоторые темы:

  • «Мой внутренний мир»
  • «Мой характер»
  • «Мой самый хороший поступок»
  • «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
  • «Что есть добро?» и др.

Уже в 3-м классе дети с большим интересом воспринимают такие сочинения и пишут их достаточно откровенно, действительно начиная анализировать себя и окружающий мир. Вот несколько примеров из сочинений о самом хорошем поступке:

«Мой самый хороший поступок я сделала на этой неделе в среду. Когда мама делала порядок, ей еще надо было покормить кошку. Я покормила кошку, вытерла пыль. Я считаю, что, несмотря ни на что, надо помогать маме. И, вообще, помогать всем в любую минуту».

«Мой самый хороший поступок – это когда я уступил место бабушке, совсем чужой, которую я не знал… Надо уважать старших…»

«Мой самый хороший поступок, когда я помогла летом бедному, беспомощному голубку. У него было сломано одно крыло. Я взяла и дала ему зёрнышек, семечек. И так я его кормила. Прошло несколько дней и у голубка зажило крылышко, и он улетел. Это был хороший поступок».

Второе направление включает в себя занятия по основам психологии общения. Мы разработали ряд занятий, направленных на обучение социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола и взрослыми, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. Ведь «нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил (в обществе) поведения» (Ожегов С. И. Толковый словарь), а познать правила поведения в обществе легче через моделирование ситуаций. Потому и появились такие занятия решающие следующие задачи:

  1. формировании, развитие коммуникативных качеств, чувств, использование в деятельности и вне её;
  2. развитие умений общаться;
  3. формирование социальных установок, коммуникативных качеств, чувств.

Данная работа предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок и др. Предпочтение отдается игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста. Вот некоторые темы занятий:

  • «Способности человека. Желания, увлечения»
  • «Я и семья»
  • «Человек без друзей, что дерево без корней»
  • «Я – человек»
  • «Мир человеческого общения» и др.

Эффективности занятий способствует атмосфера сотрудничества, партнёрства. Они позволяют детям постичь красоту человеческих отношений, развить коммуникативные, речевые умения, социальные установки, качества личности: сознательное творческое отношение к партнеру по общению, интерес, внимательное отношение к партнёру по общению; ориентацию на их лучшие качества; адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого; культуру общения в диалоге, дискуссии, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Для современного учителя важно не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосозидания ученика.