Урок по физике для учащихся 6-го класса по теме "Атмосфера. Измерение атмосферного давления"

Разделы: Физика


Ученики работают в группах по 4 человека. Урок проводится с использованием мультимедийного оборудования и интерактивной доски.

Цели урока:

  • Закрепить знания учащихся об атмосферном давлении. Продолжить формирование навыков измерения атмосферного давления с помощью приборов и расчета атмосферного давления.
  • Продолжить развитие аналитических способностей и кругозора учащихся.
  • Воспитать ответственность за порученное дело.

Ход урока

1. Фронтальный опрос.

Вопросы:

1) Что такое атмосфера?

2) Каково строение атмосферы?

3) Что означает понятие "атмосферное давление"?

4) Сформулируйте закон Паскаля.

5) Какие опыты подтверждают существование атмосферного давления? С помощью этих опытов нужно дать ответы на следующие вопросы: "Давит ли воздух?", "Давит ли на нас слой воздуха, находящийся над Землей?", "Давит ли воздух только сверху вниз?" (Проверка домашнего задания: используя дополнительную литературу, учащиеся должны подобрать опыты -по одному от группы).

6) Атмосферное давление определяется весом всего воздуха над нами. Оно давит на все, что находится на земной поверхности. Возникает вопрос: "Почему оно нас не раздавит"? (Потому что внутри нашего тела, как и у всех живых существ и во всех предметах, находится воздух, который давит изнутри, уравновешивая таким образом атмосферное давление. Благодаря этому равновесию сил, мы и не замечаем воздействия атмосферного давления на нас).

7) Как называются приборы, с помощью которых можно измерить атмосферное давление?

8) Почему для жидкостного барометра лучше использовать ртуть, а не воду?

9) Сравните: какой из барометров - ртутный или анероид- удобнее в использовании.

10) Назовите единицы измерения атмосферного давления.

11) Какое давление мы называем "нормальным атмосферным давлением"?

2. Экспериментальное задание: " С помощью прибора определите атмосферное давление в классе". ( В каждой группе имеется лабораторное оборудование, результаты сравниваются и анализируются).

3. Раскручивание логической цепочки (каждая группа учеников выполняет по очереди действия в соответствии с определенными правилами: всякое последующее действие исходит из предыдущего.)

Исходное слово: Торричелли.

- Итальянский физик и математик.

- Жил в 17 веке.

- Учился в Риме.

- Открыл атмосферное давление.

- Изобрел ртутный барометр.

- Ртутный барометр представляет собой стеклянную трубку, наполненную ртутью и перевернутую в чашечку с ртутью.

- В верхней части трубки безвоздушное пространство, называемое "торричеллиевой пустотой".

- При изменении атмосферного давления столбик ртути то опускается, то поднимается, и т. д.

4. Определите соотношение между единицами давления (запись на доске):

  • 1 мм.рт.ст.= ? Па
  • 760 мм.рт.ст.= ? Па
  • 105Па= ? мм рт ст.
  • 75 см рт ст.= ? Па Ответы сверяются.

5. Пользуясь данными таблицы №1, проанализируйте зависимость атмосферного давления от высоты:

Таблица №1.Зависитмость атмосферного давления от высоты вблизи поверхности Земли.

Высота, м Давление, мм рт ст. Высота, м Давление, мм рт ст.
0 760 600 707,5
50 755,6 700 699
200 742,2 800 690,6
300 733,4 900 682,3
500 716 1000 674,1

6. Выразите нормальное атмосферное давление в кПа и гПа.

7. Решите задачу. У подножия горы барометр показывает 760мм рт ст., а на вершине - 730мм рт ст. Какова по эти данным высота горы?. (При подъеме в гору на 12 м давление изменяется на 1 мм рт ст.)

8. Решите задачу. На какой глубине давление в озере равно 200 кПа?

Решение. Давление р на глубине h складывается из атмосферного давления ратм и давления столба воды: р= ратм + gh. Отсюда h = (р-ратм.): g

9. Экспериментальное задание. На столе у каждой группы имеется мензурка с водой, линейка и прибор для измерения атмосферного давления. Определите полное давление (воды и воздуха) на дно мензурки, в которую налита вода.

10. Каждой группе предлагается по одному вопросу (устно):

- Почему трудно пить сырое яйцо, если в нем имеется только одно отверстие?

- Зачем космонавту нужен скафандр?

- Почему трудно пить из опрокинутой бутылки, если плотно охватить ее горлышко губами.

- Будет ли действовать поршневой насос в условиях невесомости на борту космической станции?

11. Фрагмент фильма "Функции атмосферы".

12. Итоги урока.