Ученики работают в группах по 4 человека. Урок проводится с использованием мультимедийного оборудования и интерактивной доски.
Цели урока:
- Закрепить знания учащихся об атмосферном давлении. Продолжить формирование навыков измерения атмосферного давления с помощью приборов и расчета атмосферного давления.
- Продолжить развитие аналитических способностей и кругозора учащихся.
- Воспитать ответственность за порученное дело.
Ход урока
1. Фронтальный опрос.
Вопросы:
1) Что такое атмосфера?
2) Каково строение атмосферы?
3) Что означает понятие "атмосферное давление"?
4) Сформулируйте закон Паскаля.
5) Какие опыты подтверждают существование атмосферного давления? С помощью этих опытов нужно дать ответы на следующие вопросы: "Давит ли воздух?", "Давит ли на нас слой воздуха, находящийся над Землей?", "Давит ли воздух только сверху вниз?" (Проверка домашнего задания: используя дополнительную литературу, учащиеся должны подобрать опыты -по одному от группы).
6) Атмосферное давление определяется весом всего воздуха над нами. Оно давит на все, что находится на земной поверхности. Возникает вопрос: "Почему оно нас не раздавит"? (Потому что внутри нашего тела, как и у всех живых существ и во всех предметах, находится воздух, который давит изнутри, уравновешивая таким образом атмосферное давление. Благодаря этому равновесию сил, мы и не замечаем воздействия атмосферного давления на нас).
7) Как называются приборы, с помощью которых можно измерить атмосферное давление?
8) Почему для жидкостного барометра лучше использовать ртуть, а не воду?
9) Сравните: какой из барометров - ртутный или анероид- удобнее в использовании.
10) Назовите единицы измерения атмосферного давления.
11) Какое давление мы называем "нормальным атмосферным давлением"?
2. Экспериментальное задание: " С помощью прибора определите атмосферное давление в классе". ( В каждой группе имеется лабораторное оборудование, результаты сравниваются и анализируются).
3. Раскручивание логической цепочки (каждая группа учеников выполняет по очереди действия в соответствии с определенными правилами: всякое последующее действие исходит из предыдущего.)
Исходное слово: Торричелли.
- Итальянский физик и математик.
- Жил в 17 веке.
- Учился в Риме.
- Открыл атмосферное давление.
- Изобрел ртутный барометр.
- Ртутный барометр представляет собой стеклянную трубку, наполненную ртутью и перевернутую в чашечку с ртутью.
- В верхней части трубки безвоздушное пространство, называемое "торричеллиевой пустотой".
- При изменении атмосферного давления столбик ртути то опускается, то поднимается, и т. д.
4. Определите соотношение между единицами давления (запись на доске):
- 1 мм.рт.ст.= ? Па
- 760 мм.рт.ст.= ? Па
- 105Па= ? мм рт ст.
- 75 см рт ст.= ? Па Ответы сверяются.
5. Пользуясь данными таблицы №1, проанализируйте зависимость атмосферного давления от высоты:
Таблица №1.Зависитмость атмосферного давления от высоты вблизи поверхности Земли.
Высота, м | Давление, мм рт ст. | Высота, м | Давление, мм рт ст. |
0 | 760 | 600 | 707,5 |
50 | 755,6 | 700 | 699 |
200 | 742,2 | 800 | 690,6 |
300 | 733,4 | 900 | 682,3 |
500 | 716 | 1000 | 674,1 |
6. Выразите нормальное атмосферное давление в кПа и гПа.
7. Решите задачу. У подножия горы барометр показывает 760мм рт ст., а на вершине - 730мм рт ст. Какова по эти данным высота горы?. (При подъеме в гору на 12 м давление изменяется на 1 мм рт ст.)
8. Решите задачу. На какой глубине давление в озере равно 200 кПа?
Решение. Давление р на глубине h складывается из атмосферного давления ратм и давления столба воды: р= ратм + gh. Отсюда h = (р-ратм.): g
9. Экспериментальное задание. На столе у каждой группы имеется мензурка с водой, линейка и прибор для измерения атмосферного давления. Определите полное давление (воды и воздуха) на дно мензурки, в которую налита вода.
10. Каждой группе предлагается по одному вопросу (устно):
- Почему трудно пить сырое яйцо, если в нем имеется только одно отверстие?
- Зачем космонавту нужен скафандр?
- Почему трудно пить из опрокинутой бутылки, если плотно охватить ее горлышко губами.
- Будет ли действовать поршневой насос в условиях невесомости на борту космической станции?
11. Фрагмент фильма "Функции атмосферы".
12. Итоги урока.