Роль отца в формировании личности ребенка

Разделы: Работа с родителями


В последние десятилетия в нашей республике проблеме семьи придается государственное значение. В 1993 году указом первого президента республики Николаева Михаила Ефимовича создан комитет по проблемам семьи, женщин и демографической политике. Сама жизнь заставляет серьезно изменить отношения к проблемам семьи. Одной из самых основных и трудных проблем является повышение роли отца в формировании личности ребенка. Очень отрадно, что специальным указом президента, первое воскресенье апреля объявлено Днем Отцов. Проведение года семьи, молодежи, образования, Арктики позволило объединить все слои населения. На уровне государства, республики делается для семьи немало. Семья, в воспитании детей, ориентировалось в основном на национальные традиции. На современном этапе, в результате устранения, видоизменения семейных традиций в воспитании детей, утрачивается роль отца – как главы семьи.

У ребят должен складываться образ отца – как главы семьи, как образец подражания, духовного и материального благополучия всей семьи.

Отцы должны помочь школе стать большой семьей, где каждый ребенок чувствовал себя защищенным, где каждого ребенка понимают. Школа должна стать крепостью для души, здоровья ребенка. Объединение отцов – это необходимый шаг на пути к нормальному детству.

К сожалению, этот идеальный образ отца не совпадает с образом реального отца. Социально- экономический кризис сказался на увеличение социальной напряженности в семьях. Некоторая часть отцов подвержена алкоголизму, психологическим расстройствам. Многие отцы в силу отсутствия работы, низкой заработной платы впадают в депрессию, уходят от семейных проблем. Все это – уход от ответственности из-за собственного бессилия.

Снижение роли отца – как главы семьи показывает рост преступности несовершеннолетних. Ежегодно увеличивается число детей, доставленных в органы милиции за распитие спиртных напитков и появления в нетрезвом состоянии в общественных местах. Подростковая преступность совершается в большинстве случаев парнями – будущими отцами, которые сами скоро будут воспитывать своих детей. Обычно преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Большинство отбывающих наказание в местах лишения свободы – это мужчины молодого и среднего возраста.

Эта печальная картина не изменится, если сами отцы не объединят свои силы для поднятия авторитета в семье, обществе, государстве. Мужское воспитание мальчиков невозможно без развития самих отцов. Отец должен воспитывать своих детей своим личным примером, сохраняя культурные традиции своего народа.

Современные семьи развиваются в условиях новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются различные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем – это падение жизненного уровня большинства семей в сельской местности, рост числа разводов, безработица, которая отрицательно влияет на психику и социальную защищенность детей, увеличение числа неполных и малоимущих семей.

В результате искусственного устранения, видоизменения семейных традиций в воспитании детей, утрачивается роль отца – как главы семьи. Социально-экономический кризис, сказался на увеличение напряженности в семьях сельской местности, привел к росту безработицы, пьянства, увеличению количества неполных семей. Снижение роли отца – как главы семьи, показывает рост преступности несовершеннолетних, неумение их приспосабливаться к социуму, повышается тревожность, отчужденность. Поэтому сами отцы должны объединить свои силы для поднятия авторитета в семье, обществе.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей, особенно отцов, в учебно-воспитательную, во внеурочную, досуговую деятельность. Семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школ и общественных предприятий. Только в процессе взаимодействия педагогов, родителей, социума можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

Педагогические возможности отцов велики. Это объясняется, прежде всего, самой природой мужчин, образом их жизни и занятий. По некоторым параметрам отцы обладают большим педагогическим потенциалом, чем матери. Это их физические данные, широта общения, специфика занятий, близость к технике, спорту, природе, политике, философии и т.д. У всех народов счет трудовых династий начинается с отцов, дедов. В последнее время много говорят о том, что отцы все больше самоустраняются от воспитания детей, перекладывая все заботы на матерей, а всю ответственность на школу. К сожалению, во многих случаях это правда. Многие отцы редко посещают родительские собрания, мало интересуются жизнью школы. Когда- то мужчинам не доверяли младенцев. Воспитанием маленьких детей занимались в основном матери, бабушки. Но в наш бурный век, все больше встречаются отцы, которые занимаются уходом, воспитанием своих детей. Это делает их более заботливыми, ответственными.

Отцы должны учить своих детей и сами обязаны твердо знать направление своих мыслей, действий, быть стойкими, волевыми, ответственными. В прошлые века ролью отца было кормилец семьи. Нынче же положение мужчин в семье неоднозначно: быть хорошим честным тружеником, но в то же время не быть главным кормильцем семьи, так как жена получает высокую зарплату, чем он. Особенно это ситуация часто встречается в сельской местности, где большая безработица, многие мужнины вынуждены сидеть по уходу за ребенком.

В целях выявления особенностей взаимоотношений отцов и детей подросткового возраста, мною был проведен анкетированный опрос учащихся 5, 7 и 9 классов Бердигестяхской общеобразовательной школы №1 имени С.П.Данилова Горного улуса. Проведено анкетирование «Отец и ребенок », «Твое отношение к родителям».

В анкетировании «Отец и ребенок» участвовали отцы учащихся 5»б», 7»б» и 9»а» классов. Всего 39 родителей. Основной возраст родителей: от 30-40 – 18 родителей, от 40-50 – 20 родителей, от 50 и более – 1 родитель. Социальное положение родителей: 35,8% опрошенных матерей рабочие, 61% - служащие и 1 пенсионер. Социальное положение отцов: 62.5% опрошенных отцов рабочие, 34,4% - служащие , 1 пенсионер и у 7 опрошенных нет отца. Образование матерей: среднее специальное, высшее, а у отцов: общее среднее и среднее специальное. На вопрос: «Какого рода трудности остро стоят в вашей семье?» ответили в первую очередь - материальные, затем образование детей. На вопрос: «Что больше всего заботит вас в семье?» ответили так: в первую очередь- учеба детей, затем - здоровье детей, трудовое участие детей в семье, только потом- настроение детей и причины его изменений. Отсюда видно, что отцы мало принимают участие в воспитании своих детей, мало с ними общаются, не замечают изменения характера своих детей.

Большинство отцов удовлетворены работой школы, некоторые только отчасти. Это наверно те отцы, которые больше интересуются жизнью своих детей в школе. На вопрос: «Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?» 12 отцов однозначно ответили, что нет, 8 отцов - да, 12 не задумывались над этим вопросом. На вопрос: «Что не устраивает вас в работе школы?» большинство ответили, что отношения между учащимися и качество преподавания. На вопрос: «Какое состояние преобладает у вашего ребенка в течение учебной недели?» 18 отцов ответили, что устают, 7 ответили, что нормальное, никаких изменений не замечали - 7 отцов. Объяснили это в основном перегрузкой в школе, тренировками. Отцы считают, что школа должна в первую очередь подготовить в ВУЗ, затем подготовить к жизни и развить творческие способности.

В анкетировании «Твое отношение к родителям» участвовали 44 учащихся. Из них 3 учащихся из семьи, где воспитывается единственный ребенок, 15 –из семьи, имеющих 2 детей, 18 учащихся, где в семье 3 детей, 8 учащихся, где в семье 4 детей. На вопрос: «Какие качества родителей больше всего ты ценишь?» из опрошенных 44 учащихся 19 ценят в матерях доброту, 9- ласковость, 12 –любовь, понимание- 4, все- 9. У отцов ценят доброту 11 учащихся, ум- 6, веселость- 4, любовь – 5 учащихся, все- 7, ничего не ценят-3, не знают- 8. За помощью к учебе из 44 детей 54.5% обращаются за помощью к матерям, 20,4% обращаются к отцам, 13,5% - к обеим родителям, никому не обращаются- 3 учащихся.

При выборе профессии 49,9% опрошенных детей обратятся за помощью к матерям, только 9% обратятся к отцам, 29, 5%- к обеим родителям. Свои секреты рассказывают матерям – 38,5% опрошенных детей, отцам- 6,8%, друзьям- 54,5%. О своем радостном событии в первую очередь рассказывают матерям-40,9% опрошенных, 11,3% - отцам, 21,1% - друзьям, остальные ответили, что расскажут тому, кого встретили первым, а также всем. Хотят быть похожими на своих матерей – 45,4% опрошенных, 38,6%- на своих отцов, никому не хотят быть похожими- 5 детей. На ошибки и промахи матери в основном советуют и ругают, а отцы ругают, делают замечания, 2 отцов не реагируют. На вопрос: «Кем является для тебя твой отец?» 13,5% опрошенных детей ответили, что отец для них является кормильцем, 35,1% - наставником, 27,2% - другом, 22,7%- идеалом. На вопрос: «Часто ли тебя ругает твой отец?» 77,2% ответили «иногда, когда делаю что-то не так ». Только 2 ответили, что их не ругает отец. На вопрос: «Хотел бы ты почаще быть с отцом» - 63,5% детей ответили, что хотели бы быть почаще с отцом. Отсюда видно, что ребятам не хватает внимания, заботы отца. На вопрос: «Кто больше всего радуется твоим успехам?» 63,6% опрошенных ответили, что матери больше радуются их успехам, 25%- отцы. 11,3% бабушки. На вопрос: «Всегда ли готов помочь твоим проблемам, просьбам твой отец? 36,3% опрошенных ответили, что всегда с радостью, а 47,7% -если у него есть время. На вопрос: « Хотел бы ты быть похожим на своего отца?» 59,6% ответили, что хотели бы быть похожими на своего отца, а 27,2% - не хотели бы быть похожими на отца и 2 не очень бы хотели быть похожими на своего отца.

Таблица 1. Показатель социального состава родителей:

Выборка Служащие рабочие пенсионеры
матери 61% 35,8% 3,2%
отцы 34,4% 62,5% 3,1%

Таблица 2 Что больше всего заботит отцов в семье (по степени значимости):

Здоровье детей Учеба детей Настроение детей Трудовое участие детей в семье
2 1 3 4

Таблица 3: Сравнительный анализ обращения подростков к родителям:

Выборка В учебе При выборе профессии Делится со Своими секретами Делится со своей радостью Больше радуется успехам ребенка
Матери 54,5% 49,9% 38,5% 40,9% 63,6%
Отцу 20,4% 9% 6,8% 11,3% 25%
Обеим 13% 29,5%   17,8% -
Друзьям 12,1% 11,6% 54,5% 21,1% -
бабушке - - - 8,9% 11,3%

Во многих школах отцы в основном ведут себя пассивно, всю заботу о детях возлагают на матерей. Учитывая это обстоятельство, я, как только взяла классное руководство 5 классом, сразу большое внимание уделила отцам. Вместе с отцами проводили совместные спортивные соревнования, встречи с отцами- защитниками Отечества, проводили праздники, классные часы, беседы на различные актуальные темы воспитания. Благодаря активному участию наших отцов, был создан совет отцов класса. По инициативе и участию отцов проведено коллективное вручение паспортов гражданина России всем учащимся, достигших 14 лет. Также проводятся школы для отцов. После планомерно проведенных мероприятий с 5 по 9 класс, я убедилась в полезности таких начинаний. У отцов нашего класса повышенный интерес к воспитанию своих детей. Родительские собрания посещают не только одни матери, но и много отцов. Если вести систематическую работу, то отцы не отказываются от приглашения на соревнования, собрания, встречи. Многие даже рады, много спрашивают о наболевших проблемах. Порой мы, учителя, не желая обременять себя, не ведем работу с отцами.

После проведенных исследований и апробации, чтобы повысить интерес родителей, особенно отцов, в воспитании детей подросткового возраста, я разработала проект возможных мероприятий по привлечению отцов в учебно-воспитательную деятельность школы (см. Приложение)

Сама жизнь, бытие требует от отцов духовного напряжения, поиска духовно-нравственной опоры, определяющей их поведение в семейном, гражданском аспекте. Жизнь показывает сильнейшее влияние отца на своих детей. По поступкам, делам детей можно судить об их отцах. Главными ценностями отцов является здоровье, материальное благополучие семьи. А также любовь, дети, работа, образование, чистая совесть, самостоятельность, уважение окружающих.

Проблема отцов и детей многогранна. Многие важные вопросы еще не решены. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели, полководцы, командиры утратили свою силу нравственного идеала. Именно отцы должны воспитать в детях интерес к прошлому своей страны, служения Родине, идеи патриотизма.

Отец имеет центральное участие в формировании личности ребенка, в создании условия жизни для семьи, за нравственное и духовное воспитание человека.

Роль отца в семье велика и многое зависит от личного примера отца. Сейчас дети с раннего детства подвергаются плохому влиянию окружающей среды через сверстников, взрослых, через телевидение. Недаром в народе говорят: «Каковы родители – таковы и дети», «От хорошего корня дерева бывает и плод хороший». Если отцы будут уделять своим детям столько внимания, сколько необходимо, чтобы началось оздоровление в обществе, то снизилась бы подростковая преступность, наркомания, бродяжничество Все эти беды – от недостаточного внимания к детям.

Роль отца особенно велика в воспитании патриота своей Родины, формировании самостоятельности, умению жить в трудных условиях рыночной экономики. Уровень духовной культуры отцов и в будущем будет служить для своих детей путеводителем по жизни.

В такое трудное время, хотелось бы, чтобы отцы были едины, не оставили своих детей один на один с этими сложными проблемами. Поэтому, детей надо своевременно учить ориентироваться в жизни. Среди отцов много разных талантов, профессий.

Они могли бы помочь решению задач, которые ставятся перед сельскими школами.

Поэтому, можно придти к выводу, что если вести планомерную работу с отцами в классе, то повысится роль отца в семьях сельской местности, улучшится взаимоотношение отцов и детей, укрепится связь семьи и школы. Учителя и отцы станут партнерами, совместно будут реализовывать свои возможности в воспитании детей.