Одной из важных задач в решении проблемы формирования профессиональной направленности является изучение и воспитание устойчивых профессиональных интересов учащихся. Проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной в старшем школьном возрасте. В современных условиях подготовка школьников к осознанному выбору профессии осуществляется в процессе профильного обучения. Но чем раньше ребенок задумывается о выборе профессии, тем будет больше времени на переосмысление, тем будет устойчивее его выбор. Успех осознанного выбора старшеклассниками будущей профессии во многом зависит от правильного и своевременного выявления и развития их профессиональных интересов. Среди других интересов личности, профессиональный интерес лежит в основе выбора профессии и является основой для формирования профессиональной направленности школьников.
Наряду с профессиональными интересами особенно значимыми являются мотивы. Профессиональная мотивация позволяет учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять выбор профессии и подготовку к ней.
Следующим важным моментом является определение факторов, обуславливающих выбор школьниками будущей профессии.
Формированию профессиональной направленности школьника способствуют социальные факторы. Кроме социальных факторов, влияющих на мотивы выбора профессии, немаловажное значение имеют личностные, которые определяются склонностями и способностями учащихся, их идеалами и потребностями. Профессиональная направленность формируется наиболее успешно, если ученик осмысливает при этом не только личные потребности и интересы, но и учитывает интересы и потребности общества.
На жизненном пути каждому человеку приходится решать задачи, вопросы выбора будущей профессии. Заниматься нелюбимым делом неприятное занятие. Достойным, порядочным человеком надо быть всегда, при любых обстоятельствах, но и быть профессионально успешным необходимо, т.е. во многом состояться как личность, быть нужным себе и окружающим и помочь стать счастливым своим близким.
Быть успешным очень непросто, ведь у каждого из нас свои взгляды на жизнь, на людей, на их мнение о себе. Кто-то довольствуется малым, а кому-то нужна власть. Многие при выборе своего жизненного пути руководствуются чужим мнением, стремятся к славе, большим деньгам и т.д.
Правильно выбранная профессия наполняет жизнь человека глубоким смыслом, дает возможность ощутить себя необходимым людям.
Цель исследования: выявление преобладающего вида мотивации и определение основных факторов, влияющих на мотивы профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по профессиональному самоопределению учащихся.
- выявить основные факторы, влияющие на мотивы выбора профессии учащимися;
- определить преобладающий вид мотивации профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы;
- выделить преобладающий тип мотивационного комплекса при выборе профессии;
- разработать рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассников сельской школы;
Гипотеза: при профессиональном самоопределении учащихся сельской школы преобладают социальные факторы и внешние положительные мотивы.
Если учесть условия сельской школы, то у старшеклассников сельской школы будут преобладать социальные факторы и внешние положительные мотивы.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Предмет исследования: факторы и мотивы выбора профессии.
Методы исследования: анкетирование, опрос, сравнение, вычисление, составление таблиц, диаграмм.
Новизна: определение особенностей профессионального самоопределения учащихся сельской школы.
Этапы исследования:
- 1 этап: выделение проблемы, выбор темы исследования.
- 2 этап: работа с психолого-педагогической литературой по профессиональному самоопределению старшеклассников.
- 3 этап: проведение исследования мотивов и факторов, влияющих на профессиональное самоопределение учащихся.
- 4 этап: обработка полученных результатов.
- 5 этап: обобщение полученных результатов исследования, вывод.
В целях выявления факторов, влияющих на мотивы профессионального самоопределения, нами был проведен анкетированный опрос учащихся 9, 10 и 11 классов Бердигестяхской средней школы №1 имени С.П. Данилова Горного улуса. Всего было охвачено 108 старшеклассников. Из них 64 девушек и 44 юношей. Анализ данных показывает что, у старшеклассников сельской школы, существуют определенные наиболее важные факторы, влияющие на мотивы профессионального определения. Для выявления наиболее значимых факторов профессионального самоопределения, мы использовали методику В.А. Ядова ( в модификации А.А. Реана) . Предлагается перечень факторов. Из них выбрать наиболее значимые факторы выбора профессии.
По каждому из предложенных факторов подсчитали коэффициент значимости по формуле: КЗ= n/N, где N – количество всех исследуемых, n- количество исследуемых, которые отметили данный фактор. Коэффициент значимости может меняться от -1 до 1.
В таблице 1 приводим, по коэффициенту значимости, пять наиболее значимых факторов профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы:
Выборка по полу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Девушки | Собственное желание | Занятие по учебным предметам | Занятие в факультативах, секциях, кружках. | Большая зарплата | Советы родителей. |
Юноши | Собственное желание | Занятие по учебным предметам | Большая зарплата | Примеры, советы родителей. | Средства массовой информации. |
Для исследования мотивации профессионального определения старшеклассников я применила методику К. Замфира, в модификации А. Реана. В основу этой методики положена концепция внутренней и внешней мотивации профессионального самоопределения старшеклассников. Дается перечень мотивов выбора будущей профессии и предоставляется выбирать мотивы по степени значимости по 10-ти балльной шкале.
Как показали исследования, в основе мотивации профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы, лежат самые разнообразные компоненты.
В таблице 2 приводится показатели преобладающих мотивов профессионального определения старшеклассников сельской школы по полу.
Выборка по полу | Количество исследуемых | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Девушки | 64 | Соответствует способностям и склонностям | Большая зарплата | Мечтала с детства | Профессия– одна из важнейших в обществе | Стремление к продвижению по работе |
Юноши | 44 | Большая зарплата | Наиболее соответствует способностям | Профессия – одна из важнейших в обществе. | Мечтал с детства | 1) Желание получить диплом, независимо от специальности. 2) Легкая и чистая работа |
В формировании мотива:
- «Наиболее соответствует способностям и склонностям» наибольшую роль сыграл фактор занятия по учебным предметам: у девушек – 54,4%, у юношей – 36,8%.
- «Большая зарплата» сыграл фактор – собственное желание у 89,6% девушек и у 66,7% юношей.
- «Мечтал об этой профессии с детства» – у всех собственное желание.
- На мотив « Выбираемая профессия – одна из важнейших в обществе» наибольшую значимость имеет фактор – занятия в кружках, факультативах, секциях у 30,4% девушек и у 13,8% юношей.
- На мотив «Соответствует характеру» и « Стремление к продвижению по работе» большую значимость имеет фактор – советы родителей: у 20,8% девушек и у 25,3% юношей.
- Следующий более значимый мотив у девушек- «Желание получить удовлетворение от процесса и результата работы». Здесь наиболее значимый фактор- средства массовой информации. А 30% юношей мотив «Соответствует здоровью» объясняют наличием фактора – родители советуют.
- Большинство опрошенных, мотив «Желание получить диплом, независимо от специальности» объясняют наличием фактора страха остаться без работы. Юноши, в отличие от девушек, еще стремятся выбирать более легкую и чистую работу.
- На выбор мотива «Желание наиболее полной реализации в данной области» у 3,2% девушек и у 3% юношей влияет фактор – рекомендации классного руководителя.
- На выбор мотива « Творческий характер труда» у 8% девушек играет занятие в научном обществе, а у 4,6% юношей – воспитательная работа в классе.
У девушек и юношей наиболее высокую значимость, при профессиональном самоопределении имеет мотив – соответствует способностям. Исследования показали, что в формировании этого мотива наибольшую роль сыграл фактор занятия по учебным предметам. Данный мотив стоит на первом месте у девушек, а у юношей –на втором месте. Это говорит об уверенности старшеклассников в профессиональном самоопределении. Здесь может быть и преувеличение личной позиции ученика. Эти результаты говорят, что учащиеся выбирают профессию, только из-за того, что они учатся хорошо по тем предметам, которые будут сдавать на вступительных экзаменах.
Другой важный мотив выбора будущей профессии – высокая зарплата. У девушек этот мотив стоит на втором месте, а у юношей – на первом месте. В формированию такого мотива наибольшую роль сыграл фактор – собственное желание. Это говорит, что старшеклассники больше заинтересованы материальной стороной при выборе профессии.
Следующий наиболее важный мотив выбора профессии– общественная значимость профессии. У девушек этот мотив стоит на 4 месте, а у юношей – на 3 месте. Это говорит о том, что юноши более понимают общественную важность профессии. Таким образом, выбор профессии во многом зависит от понимания учащимися общественной важности профессии.
Следующий мотив – мечта детства. Как показывают исследования, в формированию этого мотива, у всех послужило собственное желание.
Пятый важный мотив профессионального самоопределения более отличаются в зависимости от пола. У девушек преобладает мотив стремления к продвижению по работе. В формированию такого мотива у большинства послужил фактор – советы родителей. А у юношей преобладает мотив – желание получить диплом, независимо от специальности. В формировании этого мотива наибольшую роль играет фактор страха остаться без работы в будущем.
А так же, у юношей преобладает мотив – легкая и чистая работа. Юноши, в отличие от девушек, еще стремятся выбирать более легкую и чистую работу. Это говорит о том, что у наших юношей преобладает эгоистическая направленность выбора профессии.
Подсчитываем показатели внутренней (ВМ), внешней положительной (ВПМ), внешней отрицательной (ВОМ) мотиваций профессионального самоопределения старшеклассников со следующими ключами:
ВМ= (п.3 + п.8 + п.1)/3
ВПМ= (п.1 + п.2 + п.4 + п.6 + п.7 + п.9 + п.14)/7
ВОМ= (п.5 + п.10 + п.11 + п.13)/4
Показателем выраженности каждого типа мотивационного комплекса получается число, заключенное от 1 до 10.
На основании полученных результатов определили преобладающий мотивационный комплекс профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы по полу:
Выборка по полу | ВМ | ВПМ | ВОМ |
Девушки | 5 | 4 | 1 |
Юноши | 4 | 5 | 3 |
Итого | 9 | 9 | 4 |
Результаты исследования показали, что у девушек преобладает внутренняя мотивация – ВМ, а у юношей преобладают внешние положительные мотивы – ВПМ. По сравнению с юношами, у девушек внутренний мотив выбора профессии более высокий.
А внешний положительный мотив у юношей выше, чем у девушек. Показатель отрицательного мотива у девушек низкий, это говорит о том, что девушки выбирают свою будущую профессию более осознанно. У них ВМ>ВПМ> ВОМ. А у юношей показатель отрицательного мотива высокий: ВПМ> ВМ> ВОМ, хотя в общем итоге ВМ=ВПМ.
Таким образом, у старшеклассников сельской школы, преобладают внутренняя и внешняя положительная мотивация. Основными факторами, влияющими на мотивы выбора профессии являются социальные, т.е большая зарплата.
Как показали наши исследования мотивов и факторов, влияющих на мотивы профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы, у девушек и
юношей есть небольшие различия, в зависимости от пола.
Таким образом, после проведенных исследований, мы приходим к такому выводу:
- Основными факторами, влияющими на мотивы профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы, являются социальные и личностные.
- Преобладающий вид мотивации у старшеклассников сельской школы: внутренний, а также внешние положительные мотивы.
Выявлены некоторые особенности мотивов в зависимости от пола:
- у девушек: преобладает мотив – стремление к продвижению по работе.
- у юношей: мотив – желание получить диплом, независимо от специальности и мотив – легкая и чистая работа. .
3) Преобладающий тип мотивационного комплекса при выборе профессии старшеклассников сельской школы: ВМ=ВПМ>ВОМ.
- у девушек: ВМ>ВПМ>ВОМ;
- у юношей: ВПМ> ВМ> ВОМ.
По методике К. Замфира, этот тип мотивационного комплекса считается наиболее оптимальным.