Цель: формировать представления детей о традициях народных промыслов Владимирского края.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов Владимирского края.
- Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
- Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям.
- Воспитывать чувство гордости за место, где родился и живёшь.
Подготовка к занятию:
- Поисковая работа учащихся.
- Подготовка костюмов, наглядно-иллюстративного материала.
Оборудование:
- Аудиозаписи: М.И. Глинка хор «Славься»; колокольные звоны; пение птиц; игра рожка.
- Образцы изделий мстёрской вышивки, лаковой миниатюры; изделий из хрусталя; рисунки гороховецкой игрушки; музыкальные рожки; кузнечные изделия.
- Презентация «В гостях у мастеров земли Владимирской»
Оформление: на центральной стене – декорации: берёзовая роща, вокруг неё – гербы городов: Мстёры, Гусь-Хрустального, Гороховца, Владимира, Мурома, Александрова
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
СЛАЙД 2
Звучит хор «Славься» (муз. М.И. Глинки), под барабанную дробь входят стрельцы.
Стрелец:
Россия.… Как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки. Раздолье – русская душа!
Стрелец:
Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые и голос звонкий, как ручей.
Стрелец:
Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют одним широким словом «Русь»!
Звучит колокольный звон. Входит царь, а за ним стрельцы с царскими указами-свитками.
Царь:
Мои верные гонцы, молодые удальцы! Вас хочу послать в дорогу…
Разузнайте понемногу, раздобудьте отовсюду весть такую для царя:
Как живётся нынче люду, богата ль Владимирская земля?
В городах вы побывайте, указ народу передайте…
Стрелец (разворачивая указ):
Царь издал такой приказ:
Люди и миряне, простые горожане!
Покажите, чем жива наша Владимирская земля!
Стрелец: Коли танцем, коли песней или есть что интересней?
Стрелец: Вот и подпись – «Русский царь, православный государь»!
Царь: Ну, ступайте же сей час! (Под колокольный звон царь уходит).
СЛАЙД 3
Стрелец:
Итак, мы в путь сейчас пойдём во все концы губернии.
Заглянем в каждый уголок, посмотрим, чем живёт народ.
Стрелец:
Чем могут удивить нас мастера?
Узнать нам об этом, наверно, пора.
Все уходят. Звучит пение птиц. Входит стрелец Данила, идёт, мечтает, а навстречу ему выходят жители города Мстёры.
СЛАЙД 4
Жители: С миром ли ты прибыл, добрый человек, али со злом? Кто ты таков?
Стрелец Данила:
Я, Данила стрелец, царский преданный гонец.
Прибыл в Мстёру-град сейчас, чтоб прочесть царя указ (читает указ)
Жители:
Город Мстёра тем живёт, что белой гладью бельё шьёт.
В ней узоры расписные, розы, листья, цветы полевые.
Выходят мстёрские вышивальщицы со своими изделиями.
Жители: История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили монахини женского монастыря, украшавшие золотым и серебряным шитьём по бархату и атласу предметы церковного ритуала.
Жители: Вышивание тонкой белой нитью по белому полотну стали называть «мстёрской белой гладью». Наиболее распространённый мотив мстёрской вышивки – цветок розы в окружении листьев и разнообразных цветов (анютиных глазок, герани, незабудок, клевера и т.д.).
Жители: Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое бельё, женскую и детскую одежду.
Жители: А ещё мы иконы пишем, делаем шкатулки, ларцы, коробочки, пудреницы. Всё мы лаком покрываем и в столицу отправляем.
СЛАЙД 5
Жители: Одно из главных ремёсел – иконописание. Возникло оно в Богоявленском монастыре и широко распространилось среди мужского населения. Производством икон занимались целыми семьями.
Жители: В иконописном ремесле существовала узкая специализация. Одни изготавливали доски для икон, другие наносили на них грунт. Иконописцы делились на «доличников», которые писали пейзажи и одежды, и «личников», которые выписывали одни и те же лица и заученные жесты рук.
СЛАЙД 6
Жители: Широко известна и лаковая миниатюра Мстёры, которая возникла на основе иконописного искусства. Мастера делали шкатулки, коробочки, ларцы, игольницы из папье-маше, а для красоты рисовали на своих изделиях миниатюры: сюжеты сказок, былин, песен, создавали фантастические пейзажи, цветочные композиции.
Жители: Сначала из древесного картона делают заготовку, проклеивая каждый слой мучным клейстером. Затем сушат, купают в ванне с маслом, опять 8 дней сушат, затем заготовку пилят на куски, приклеивают к заготовке донце, готовят крышки, прикрепляют шарниры. Далее обрабатывают шкуркой, промасливают олифой и просушивают, после чего выравнивают поверхность, покрывают чёрной эмалью, затем чёрным лаком, а внутри киноварью и светлым лаком. После каждого покрытия её просушивают.
Жители: Далее мастера-живописцы тонкими беличьими кисточками (с концами тоньше игольного острия) наносят на их поверхность мельчайшие мазки. Мастера почти не пользуются чёрным цветом, используют золотистый, красный, розовый, светло-коричневый с перламутровым оттенком. Рисунок окаймляется золотой полоской ажурного орнамента.
Стрелец Данила: Приглашаю вас в Александровскую слободу на ярмарку, но не с пустыми руками, а со своими товарами…
Все уходят. Звучит пение птиц. Идёт стрелец Андрей.
Голос:
А между тем, стрельцы дальше идут
И новые встречи на пути их ждут.
Выходят жители города Гусь-Хрустальный.
СЛАЙД 7
Жители: С миром ли ты прибыл, добрый человек, али со злом? Кто ты таков?
Стрелец Андрей:
Я, Андрей-молодец, преданный царю гонец.
В Гусь-Хрустальный прибыл я с указаньем от царя.
Жители:
Гусь-Хрустальный тем живёт, что стекло хрустально льёт,
Стеклянную посуду для честного люда.
Жители: Среди лесов на быстроходной речке Гусь с песчаными берегами стоит столица русского хрусталя, где купец Аким Мальцов основал хрустальную фабрику.
СЛАЙД 8
Жители: Выпускали бутыли, оконное и зеркальное стекло, бокалы, рюмки, чашки бесцветного стекла с гравировкой и позолотой. Талантливые мастера-алмазчики сумели поймать солнечный луч и заставить сверкать его в хрустале. Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях герб России.
Исполняется русская народная песня «Пчёлочка златая».
Стрелец Андрей:
Я, Андрей-молодец, преданный царю гонец,
Приглашаю вас на ярмарку, всех со своим товаром.
Все уходят. Выходит стрелец Алексей. Его встречают жители Гороховца
СЛАЙД 9
Стрелец Алексей:
Я, Алёшка-молодец, царя преданный гонец.
Торопился к вам, спешил и в Гороховец прибыл.
Вы послушайте сейчас царя великого указ!
Жители:
Вас встречает, как родной отец, славный город Гороховец.
Гороховчане тем живут, что руками создают:
От большой домушки до щепной игрушки…
Жители: Гороховецкие плотники делали игрушки на потеху и радость своих собственных ребятишек. Игрушки делали преимущественно мужчины, изготавливали «между делом» в свободное от основной работы время, в основном зимой.
СЛАЙД 10
Жители: Мастера чаще всего изготавливали фигурки коней, птиц, барынь. Коники считались у деревенских ребятишек самой любимой игрушкой. В гороховецкой игрушке кони чаще всего окрашены в горячий красный цвет. Голова гордо вздёрнута, а шея вытянута вверх.
Жители: Всегда излюбленными мотивами в крестьянском искусстве были образы птиц. Они являлись оберегами дома, с ними связывались многие праздники.
Жители: Барыни имели свою отличительную черту. Вместо традиционных крестьянских одежд на них городская кофта и широкая колоколообразная юбка. На голове не платки, а кокошники.
Жители: Гороховецкую игрушку в народе называют щепной, т.к. делалась она из деревянных чурок и щепок – отходов плотницкого дела. Сначала обработка игрушки производилась топором, и лишь затем мастер прибегал к помощи ножа или долото.
Стрелец Алексей: Всех на ярмарку зовём! Там игрушки продаём!
Все уходят.
СЛАЙД 11
Звучит игра рожка. Идёт Гаврила-стрелец, а навстречу ему пастухи рожечники.
Стрелец Гаврила:
Я, Гаврила-молодец, царя преданный гонец.
В град Владимир пришёл сейчас, чтоб зачитать царя указ!
Пастух:
Град Владимир тем живёт, что иконы создаёт,
Поле рожью засевает, на рожках народ играет.
Вышивальщиц здесь не счесть, и великая им честь!
СЛАЙД 12
Жители: Одним из распространённых промыслов было пастушество. Пастухи делали себе из можжевельника или сосны музыкальные инструменты – рожки. В бруске дерева, распиленном на две части, просверливали сквозное отверстие, обвивали берестой обе обработанные половины, а затем делали шесть отверстий для пальцев. Каждый инструмент обработку получал в процессе игры. Поэтому рожок, бывший в употреблении, ценился дороже нового.
Жители: Зря мы время не теряем, себя оркестром потешаем.
Жители Владимира представляют музыкальное народное творчество.
Стрелец Гаврила:
Вот так люди! Вот так да! Заболела голова!
Приглашаю жителей Владимира на ярмарку.
Приходите со своими товарами!
Все уходят. Звучит пение птиц, идёт Бориска-стрелец, навстречу жители Мурома.
СЛАЙД 13
Стрелец Бориска:
Я, Бориска-стрелец, царя преданный гонец.
В Муром прибыл я сейчас зачитать царя-батюшки указ!
Жители: Делаем мы сундуки, какие угодно для души! Муром – древнейший поставщик коробья. Коробьё – особый вид сундука, предназначенный для хранения белья, одежды, обуви и т.д. В год изготавливалось до 50 000 сундуков.
СЛАЙД 14
Жители: При изготовлении существовало разделение труда: одни кустари вязали сундучные ящики, другие красили их, оковывали полосами тонкого чернового железа, а иногда фасонной жестью, снабжали замками, петлями, приделывали ручки, накладки, «державы», которые удерживали крышку раскрытого сундука от падения.
Стрелец Бориска: Приглашаю вас с вашим товаром на ярмарку.
Все уходят.
Голос:
А мы всё идём, вновь вперёд и вперёд,
Дорога нас в Александровскую слободу приведёт.
СЛАЙД 15
Стрелец Иван:
Все мои друзья-гонцы разошлись во все концы.
Я – лентяй, болтун и плут, но я знаю, чем живёт в нашей слободе народ.
Жители: Александровская слобода – красавица, кузнецами она славится.
СЛАЙД 16
Жители: Испокон веков кузнечное ремесло особо почиталось в народе. Кузнецы поставляли на рынок топоры, долота, ковши, ухваты, заступы, ножи, вилы. А также «петли» для дверей и ворот, решётки, замки и многое другое.
СЛАЙД 17
Жители: По берегам реки Серой стояло 43 кузницы. 32 семьи, 215 человек занималось кузнечным ремеслом. Размах кузнечного дела был настолько большим, что в гостином дворе был выделен специальный кузнечный ряд, а для города был утверждён даже герб с изображением наковальни и кузнечных клещей.
СЛАЙД 18
Стрелец: Ярмарка, ярмарка, ярмарка у нас!!!
Стрелец: На праздничную ярмарку приглашаем вас!
Стрелец: Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ!
Стрелец: Глянешь налево – лавки с товаром, глянешь направо – веселье даром!
Стрелец: Ждут вас ряды торговые товарами разными, с товарами важными!
Выходят все участники, выносят товары, исполняется танец «Ярмарка».
Ремесленники (выкрикивают):
1.Продаются самовары!
2.Продаются вилы, санки!
И конфеты, и баранки!3.Покупайте-ка игрушки: есть и конь здесь удалой.
Посмотрите, как живой!4. Вот гороховецкий петушок нарядный.
Весь такой он славный, ладный!5. Булавки, иголки, стальные приколки!
За один пучок плати пятачок!6.Вот орешки, хорошие орешки,
Вкусные, на меду, давай в шапку накладу!
Все: Тары-бары, растабары, расторгуем все товары!
Выходит царь.
Царь:
Здравствуй, люд торговый, ремесленный.
Поданные верные, слуги примерные.
К вам пожаловал я на ярмарку,
Узнать, как живёт Русь Великая, земля Владимирская.
Посмотреть на удаль молодецкую, да на красу девичью.
Порадуйте светлы очи товарами богатыми,
Да дарами щедрыми, чудесами невиданными!
Много вас на ярмарку съехалось!
Прибывшие гости проводят испытания для зрителей на знание ремёсел Владимирского края.
СЛАЙДЫ 19-36
СЛАЙД 37
Царь:
Богата земля Владимирская умельцами,
Живут народные промыслы, развиваются!
Славься Русь Великая – страна городов с задорными частушками,
С зажигательными танцами, с чудесными песнями.
Все участники исполняют русскую народную песню «Тимоня».
Литература:
- «Художественные промыслы РСФСР» – справочник под ред. В.Г. Смолицкого, З.Я. Скавронской, – М. «Лёгкая индустрия», 1973 г.
- «Перо жар-птицы» Г.В. Латышев, – Верхне-Волжское книжное издательство, 1988 г
- «Гусь-Хрустальный», М. «Советская Россия», 1971 г.
- «Художественные промыслы владимирской области» Р. Бардина, 1975 г.
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Н.В. Гаевская, А.И. Иорданский, 2006 г.
- «По окраинным землям Владимирским» А.А.Тиц, М. «Искусство», 1969 г.