Мир вокруг нас. Почему мы часто слышим слово "Экология". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Экология

Класс: 1


Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса.

Мы хотим, чтоб солнце грело
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной
Всем родной колючий ёж.

Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век.
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек.

Цели урока:

  • Сформировать первоначальное представление об экологии как науке;
  • формировать основы экологической грамоты: способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
  • дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для природы;
  • развивать мышление, память, речь, навыки общения с природой;
  • воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям.

Тип урока: обобщение материала.

Оборудование: Карточки с понятиями; карточки с зашифрованными словами; конверт с загадками; плакаты со знаками, охраняющими природу; картинки с животными, птицами, насекомыми, растениями; большой голубой холст; красная книга России и Новосибирской области; экологические плакаты; два больших нарисованных и вырезанных дерева берёзы и дуба; силуэты муравья и пчелы; корзинка; птичье гнездо; запись «Голоса птиц»; муравейник.

Ход урока

I. Орг. момент.

(класс усаживается за парты поставленные кругом) 

II. Сообщение темы и цели урока.

– Подошёл к концу учебный год. Мы с вами узнали много нового об окружающем нас мире. Часто в разговорах мы произносили слово «экология». Давайте разберёмся в том, почему мы так часто слышим это слово.

– Как вы понимаете смысл слова «экология? (вывешивается табличка)

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающим их миром, между человеком и природой. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом, и «логос» – наука. Получается, что экология – наука о доме. 

III. Рассказ об экологических организациях.

– В мире существует много экологических организаций, в России их более 50. Одна из самых известных экологических организаций в мире «ГРИНПИС» (ЗЕЛЁНЫЙ МИР). (Показ эмблемы).

– Основана она была в начале 70-х годов. В России отделение ГРИНПИС появилось в 1992 году. (Рассматривание экологических плакатов находящихся на доске)

IV. Знакомство с Красной книгой России и Новосибирской области.

– Человечество за период своего существования причинило много вреда природе. Исчезло с лица Земли много животных, растений. Что стали делать люди, чтобы исправить свои ошибки? Изучать растения и животных. Устраивать заповедники и заказники. Редкие растения и животных занесли в Красную книгу и взяли под охрану. А что было бы, если б люди не задумались над своими ошибками?

(Показывает на пустую доску, на которую прикреплён голубой холст, нарисованное солнце и несколько облаков).

– Наш мир стал бы таким же пустым и безрадостным. Но ведь мы с вами ценим и любим нашу природу, давайте попытаемся её вернуть. Сейчас мы проведём с вами игру, которая так и называется «Вернём природу».

V. Экологическая игра «Вернём природу».

1. Конкурс загадок

  1. Русская красавица
    стоит на поляне,
    В зелёной кофточке,
    в белом сарафане. (Берёза)

  2. Я из крошки-бочки вылез,
    корешок пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок – ничего,
    что плод мой мелок. (Дуб)

(учащийся, отгадавший название дерева выходит и крепит его к доске)

– А какие ещё деревья вы знаете? Можно ли вырубать леса? (ответы учащихся)

– Но что- то тихо в нашем лесу, не слышно пения птиц.

2. Конкурс «Смотри не ошибись» (о птичьих голосах)

  • Стрекочет кто? (Сорока).
  • Воробей что делает? (Чирикает)
  • Утка что делает? (Крякает)
  • Ворона что делает? (Каркает)
  • Кукует кто? (Кукушка)
  • Гогочет кто? ( Гусь)
  • Курлычет кто? (Журавль)

– Молодцы. Ну а теперь поиграем в игру.

Игра «Подскажи словечко»(отвечать нужно хором)

  1. В лесу ночном кукует птица, она назвать себя боится. Ку-ку, ку-ку, не спит опушка. А птицу звать (кукушку)
  2. И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа, сторожей бояться этих, мыши – прячутся дрожа! Очень уж суровы филины и (совы).

(птицы крепятся на деревья детьми узнавшими их)

– Молодцы. А все ли птицы умеют летать? (ответы детей)

Физминутка «Летает – не летает». 

– Если птица, которую я называю, летает, вы машите руками, а если не летает, шагаете.

Синица, утка, пингвин, снегирь, страус, воробей, журавль, филин.

– А как связаны деревья и птицы? Для чего большинству птиц нужны деревья? (строить гнёзда)

– Можно ли разорять птичьи гнёзда? (ответы детей)

(гнездо крепится учащимся на одно из деревьев на доске)

– Какие мы молодцы! Вернули деревья, птиц. Слышите, как весело защебетали птицы?

(Включается запись «Голоса птиц»).

3. Конкурс «Зашифрованные слова»

– Ребята, чего же нам не хватает?

(вывешивается зашифрованное слово)

– Что это за ТЕВЫЦ? Ну, конечно же, это – ЦВЕТЫ.

– Цветы прислали нам письмо и просят узнать их.

(показывается конверт со словами анаграммами)

  • КОЧИКЛОКОЛЬ (колокольчик)
  • МАШКАРО (ромашка)
  • ВЕРКЛЕ (клевер)
  • ОДУНВАЧИК (одуванчик)

(ребята, правильно угадавшие слова, выходят и крепят цветы к доске)

– Можно ли рвать цветы?(ответы детей)

4. Конкурс «Узнай по силуэту»

(Показывается рисунок с изображением силуэтов пчелы и муравья, наложенных друг на друга).

– Ребята, какие насекомые спрятались на этом рисунке, узнайте их. (Ответы детей)

– Можно ли разорять домики муравьёв?

– Какую пользу они приносят лесу?(ответы детей)

(Ребята, первыми узнавшие муравья и пчёлку, выходят к доске и на цветок сажают пчёлок, а под дерево крепят муравейник).

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.

(дети повторяют движения за учителем)

– Кто же это был, ребята?

– Ну конечно бабочка.

(Несколько бабочек крепятся детьми на доске рядом с цветами)

– Ребята, а что произойдёт с бабочкой, если мы возьмём её за крылышки?

– Можно ли ловить бабочек? Как нужны друг другу пчёлы, бабочки и цветы. (ответы детей)

V. Конкурс «Грибок»

– Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (корзинка)

– А зачем ходят в лес с корзинками? (за грибами).

– Кто расскажет, как нужно собирать грибы? (рассказы детей)

(несколько грибов крепится около деревьев)

VI. Конкурс «Экологический знак»

– Вот и «вернули» мы нашу природу (показать на доску).

Возвышаются у нас деревья, цветут цветы, порхают бабочки, жужжат пчёлы, поют птицы. Но как хрупко всё это. У экологов есть много экологических знаков, которые рассказывают нам, как мы должны относиться к окружающей природе.

– Сейчас каждый получит по несколько экологических знаков. Вы должны их внимательно рассмотреть и сказать, чему учат нас эти знаки. Какие из них запрещающие, а какие разрешающие.

(Ребята выходят к доске, показывают свой знак и рассказывают, что на нём изображено, чему он учит).

– Встаньте с разрешающими по одну сторону, а с запрещающими по другую.

– А какие бы вы сами нарисовали экологические знаки?(рассказы детей)

VI. Обобщение.

– Ребята, какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего нашего урока?

– Как нужно относиться к природе? Кем человек должен быть для природы?

– Что вы можете сделать для сохранения природы?

– С какой новой наукой познакомились? Кто такие экологи?

VII. Итог урока. 

– Вот и подошёл к концу наш урок, думаю, теперь каждый из вас понимает, почему сегодня вы сидели так необычно, кругом, рядом друг с другом. Ведь только вместе, сообща мы можем защитить нашу природу, помочь ей.

(похвалить детей, которые активно работали на уроке)

Рисунки.