Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Мы хотим, чтоб солнце грело
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной
Всем родной колючий ёж.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век.
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек.
Цели урока:
- Сформировать первоначальное представление об экологии как науке;
- формировать основы экологической грамоты: способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
- дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для природы;
- развивать мышление, память, речь, навыки общения с природой;
- воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям.
Тип урока: обобщение материала.
Оборудование: Карточки с понятиями; карточки с зашифрованными словами; конверт с загадками; плакаты со знаками, охраняющими природу; картинки с животными, птицами, насекомыми, растениями; большой голубой холст; красная книга России и Новосибирской области; экологические плакаты; два больших нарисованных и вырезанных дерева берёзы и дуба; силуэты муравья и пчелы; корзинка; птичье гнездо; запись «Голоса птиц»; муравейник.
Ход урока
I. Орг. момент.
(класс усаживается за парты поставленные кругом)
II. Сообщение темы и цели урока.
– Подошёл к концу учебный год. Мы с вами узнали много нового об окружающем нас мире. Часто в разговорах мы произносили слово «экология». Давайте разберёмся в том, почему мы так часто слышим это слово.
– Как вы понимаете смысл слова «экология? (вывешивается табличка)
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающим их миром, между человеком и природой. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом, и «логос» – наука. Получается, что экология – наука о доме.
III. Рассказ об экологических организациях.
– В мире существует много экологических организаций, в России их более 50. Одна из самых известных экологических организаций в мире «ГРИНПИС» (ЗЕЛЁНЫЙ МИР). (Показ эмблемы).
– Основана она была в начале 70-х годов. В России отделение ГРИНПИС появилось в 1992 году. (Рассматривание экологических плакатов находящихся на доске)
IV. Знакомство с Красной книгой России и Новосибирской области.
– Человечество за период своего существования причинило много вреда природе. Исчезло с лица Земли много животных, растений. Что стали делать люди, чтобы исправить свои ошибки? Изучать растения и животных. Устраивать заповедники и заказники. Редкие растения и животных занесли в Красную книгу и взяли под охрану. А что было бы, если б люди не задумались над своими ошибками?
(Показывает на пустую доску, на которую прикреплён голубой холст, нарисованное солнце и несколько облаков).
– Наш мир стал бы таким же пустым и безрадостным. Но ведь мы с вами ценим и любим нашу природу, давайте попытаемся её вернуть. Сейчас мы проведём с вами игру, которая так и называется «Вернём природу».
V. Экологическая игра «Вернём природу».
1. Конкурс загадок
-
Русская красавица
стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
в белом сарафане. (Берёза) -
Я из крошки-бочки вылез,
корешок пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок – ничего,
что плод мой мелок. (Дуб)
(учащийся, отгадавший название дерева выходит и крепит его к доске)
– А какие ещё деревья вы знаете? Можно ли вырубать леса? (ответы учащихся)
– Но что- то тихо в нашем лесу, не слышно пения птиц.
2. Конкурс «Смотри не ошибись» (о птичьих голосах)
- Стрекочет кто? (Сорока).
- Воробей что делает? (Чирикает)
- Утка что делает? (Крякает)
- Ворона что делает? (Каркает)
- Кукует кто? (Кукушка)
- Гогочет кто? ( Гусь)
- Курлычет кто? (Журавль)
– Молодцы. Ну а теперь поиграем в игру.
Игра «Подскажи словечко»(отвечать нужно хором)
- В лесу ночном кукует птица, она назвать себя боится. Ку-ку, ку-ку, не спит опушка. А птицу звать (кукушку)
- И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа, сторожей бояться этих, мыши – прячутся дрожа! Очень уж суровы филины и (совы).
(птицы крепятся на деревья детьми узнавшими их)
– Молодцы. А все ли птицы умеют летать? (ответы детей)
Физминутка «Летает – не летает».
– Если птица, которую я называю, летает, вы машите руками, а если не летает, шагаете.
Синица, утка, пингвин, снегирь, страус, воробей, журавль, филин.
– А как связаны деревья и птицы? Для чего большинству птиц нужны деревья? (строить гнёзда)
– Можно ли разорять птичьи гнёзда? (ответы детей)
(гнездо крепится учащимся на одно из деревьев на доске)
– Какие мы молодцы! Вернули деревья, птиц. Слышите, как весело защебетали птицы?
(Включается запись «Голоса птиц»).
3. Конкурс «Зашифрованные слова»
– Ребята, чего же нам не хватает?
(вывешивается зашифрованное слово)
– Что это за ТЕВЫЦ? Ну, конечно же, это – ЦВЕТЫ.
– Цветы прислали нам письмо и просят узнать их.
(показывается конверт со словами анаграммами)
- КОЧИКЛОКОЛЬ (колокольчик)
- МАШКАРО (ромашка)
- ВЕРКЛЕ (клевер)
- ОДУНВАЧИК (одуванчик)
(ребята, правильно угадавшие слова, выходят и крепят цветы к доске)
– Можно ли рвать цветы?(ответы детей)
4. Конкурс «Узнай по силуэту»
(Показывается рисунок с изображением силуэтов пчелы и муравья, наложенных друг на друга).
– Ребята, какие насекомые спрятались на этом рисунке, узнайте их. (Ответы детей)
– Можно ли разорять домики муравьёв?
– Какую пользу они приносят лесу?(ответы детей)
(Ребята, первыми узнавшие муравья и пчёлку, выходят к доске и на цветок сажают пчёлок, а под дерево крепят муравейник).
Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
(дети повторяют движения за учителем)
– Кто же это был, ребята?
– Ну конечно бабочка.
(Несколько бабочек крепятся детьми на доске рядом с цветами)
– Ребята, а что произойдёт с бабочкой, если мы возьмём её за крылышки?
– Можно ли ловить бабочек? Как нужны друг другу пчёлы, бабочки и цветы. (ответы детей)
V. Конкурс «Грибок»
– Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (корзинка)
– А зачем ходят в лес с корзинками? (за грибами).
– Кто расскажет, как нужно собирать грибы? (рассказы детей)
(несколько грибов крепится около деревьев)
VI. Конкурс «Экологический знак»
– Вот и «вернули» мы нашу природу (показать на доску).
Возвышаются у нас деревья, цветут цветы, порхают бабочки, жужжат пчёлы, поют птицы. Но как хрупко всё это. У экологов есть много экологических знаков, которые рассказывают нам, как мы должны относиться к окружающей природе.
– Сейчас каждый получит по несколько экологических знаков. Вы должны их внимательно рассмотреть и сказать, чему учат нас эти знаки. Какие из них запрещающие, а какие разрешающие.
(Ребята выходят к доске, показывают свой знак и рассказывают, что на нём изображено, чему он учит).
– Встаньте с разрешающими по одну сторону, а с запрещающими по другую.
– А какие бы вы сами нарисовали экологические знаки?(рассказы детей)
VI. Обобщение.
– Ребята, какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего нашего урока?
– Как нужно относиться к природе? Кем человек должен быть для природы?
– Что вы можете сделать для сохранения природы?
– С какой новой наукой познакомились? Кто такие экологи?
VII. Итог урока.
– Вот и подошёл к концу наш урок, думаю, теперь каждый из вас понимает, почему сегодня вы сидели так необычно, кругом, рядом друг с другом. Ведь только вместе, сообща мы можем защитить нашу природу, помочь ей.
(похвалить детей, которые активно работали на уроке)