Организация методической работы с молодыми специалистами как средство совершенствования их профессиональной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов, воспитателей оказались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми.

В начале трудовой деятельности молодой педагог чувствует себя полным сил, физически и морально здоровым. Но особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок. Молодой воспитатель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. В результате снижается эффективность профессиональной деятельности педагога.

Для облегчения процесса адаптации молодых воспитателей к профессиональной деятельности необходимо осуществлять мероприятия, направленные на решение следующих задач:

  • ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых специалистов;
  • установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами;
  • приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;
  • удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном образовании и оказание им помощи в преодолении различных затруднений;
  • помощь молодым педагогам во внедрении современных подходов и передовых
    педагогических технологий в образовательный процесс.

В нашем ДОУ работа с молодыми педагогами включает разнообразные методические формы (педсовет, семинары, консультации, взаимопосещения и т.д.). Широко используем активные методы и формы работы: викторины, анализ педагогических ситуаций, задач, мозговой штурм и т.д.

С целью формирования авторитета у родителей привлекаем молодых педагогов организации нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников.

Работа с молодыми педагогами не только позволяет облегчить и ускорить процесс адаптации новых сотрудников, но и способствует оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Предложенный мною конспект семинара является одной из форм работы с молодыми педагогами.

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

Цель: формирование профессиональной компетентности педагогов в работе с гиперактивными детьми.

Участники семинара: педагоги ДОУ.

Размещение педагогов:

 Подготовка к семинару

  1. Группам изучить литературу по теме, определить характерные особенности поведения гиперактивного ребенка.
  2. Группам подготовить игры для проведения с гиперактивными детьми (для педагогов и родителей)

Рабочие группы педагогов

  • 1 группа – Молодые педагоги
  • 2 группа – опытные педагоги
  • 3 группа - молодые и опытные педагоги (смешанная группа)

Ход семинара

Ведущий: Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они как ртуть, постоянно в движении, бегают, натыкаются на вещи. Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек в соотношении 5-1.
Существует много мнений о причинах гиперактивности ребенка. Среди них могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др.

Выступление Педагога-психолога: Сообщение «Физиологические аспекты гиперактивности ребенка»

1. Практическое задание «Портрет гиперактивного ребенка»

Ведущий: Поведение гиперактивного ребенка может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью так и педагогически запущенного ребенка. Поэтому педагогу важно знать характерные особенности поведения, свойственные гиперактивным детям.

(Группы педагогов составляют перечень характерных особенностей поведения свойственные гиперактивным детям. Таким образом, составляется портрет гиперактивного ребенка. Каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение)

Характерные особенности поведения свойственные гиперактивным детям.

  1. Спит намного меньше, чем другие дети
  2. Находится в постоянном движении
  3. Ерзает
  4. имеет много незаконченных проектов
  5. непоследователен в поведении
  6. не может долго удерживать внимание
  7. теряет вещи
  8. не слышит, когда к нему обращаются
  9. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
  10. имеет трудности в организации поведения
  11. избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий
  12. забывчив
  13. беспокоен
  14. мало спит
  15. подвижен
  16. говорлив
  17. отвечает до того, как его спросят
  18. не может дождаться своей очереди в игре
  19. на занятиях часто вмешивается, прерывает говорящего
  20. плохо сосредоточивает внимание
  21. не может отложить вознаграждение
  22. не может регулировать свое поведение
  23. не умеет подчиняться правилам

Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.

2. Практический блок «Игровые приемы работы с гиперактивными детьми»

Ведущий: Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, указаниями, убеждениями. Гиперактивность ребенка имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми он самостоятельно не может. Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов. Среди последних, наиболее эффективным является коррекция гиперактивности в процессе игровой деятельности. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, следовательно, развивать и компенсировать что целесообразно именно в игре.

Следующим логическим этапом за диагностикой является практическая работа.

(Представители групп предлагают участникам семинара подготовленную игру, которую можно применить в работе с воспитанниками в ДОУ).

Ведущий: При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

Немаловажным моментом в работе с гиперактивными детьми является взаимодействие родителей и педагогов. Добиться того чтобы ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых. Если заниматься воспитанием ребенка в тесном взаимодействии педагогов и родителей и действовать в одном направлении, очень скоро он начинает понимать, чего требуют от него взрослые. Чтобы заинтересовать родителей в решении вопросов взаимодействия, привлечь их внимание, материал для них необходимо подбирать доступный. Необходимо объяснить что гиперактивный ребенок требует внимания взрослых и чуткого отношения к нему. Например чтобы снизить эмоциональное напряжение ребенка помогают приятные тактильные ощущения, например поглаживания, а также ряд игр, которые родители также могут проводить в кругу семьи.

(Представители групп проводят с участниками семинара подготовленные игры, которые можно рекомендовать родителям гиперактивного ребенка)

3. Заключительная часть.

Ведущий: Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Возможность установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослых. Для этого в помощь педагогам и родителям подготовлены рекомендации по работе с гиперактивными детьми.

Ведущий: Сегодня на семинаре мы рассмотрели методы диагностики выявления гиперактивного ребенка, затронули вопрос с точки зрения психологии, рассмотрели методы работы воспитателей и работу с родителями гиперактивного ребенка.

Ведущий: Семинар проходил в виде работы трех групп (молодые специалисты, опытные, смешанная группа). Это не случайно, данный способ работы показал, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от слаженности участников и простроенной преемственности в передаче опыта.

Литература:

  1. Мурашова Е.В. Дети «тюфяки» и дети «катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром, Екатеринбург: У-Факория, 2003.
  2. Сиротюк А. Детская гиперактивность: причины, рекомендации // Дошкольное воспитание №8, 2007, стр.44-50