Цель урока:
- закрепить решение квадратных уравнений по формуле,
- способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов,
- развивать самостоятельность и творчество.
Оборудование:
- математический диктант (Презентация),
- карточки с разноуровневыми заданиями для самостоятельной работы (количество учащихся),
- таблица формул для решения квадратных уравнений,
- распечатка «Старинной задачи» (количество учащихся),
- балльно-рейтинговая таблица на доске (приложение).
Общий план:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Математический диктант.
- Устные упражнения.
- Решение упражнений на закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Ребята, с какими уравнениями мы познакомились на прошедших уроках?
– Какими способами можно решать квадратные уравнения?
– Дома вы должны были решить 1 уравнение двумя способами (уравнение давалось 2-х уровней, рассчитанное на слабых и сильных учеников).
– Давайте вместе со мной проверим, как вы справились с заданием (на доске учитель до урока делает запись решения домашнего задания).
Ученики проверяют и делают вывод: неполные квадратные уравнения легче решать разложением на множители или обычным способом, полные квадратные уравнения – по формуле.
Учитель подчеркивает: не зря способ решения квадратных уравнений по формуле называют универсальным.
III. Повторение.
– Сегодня на уроке мы продолжим с вами заниматься решением квадратных уравнений. Урок у нас будет необычный, потому что сегодня вас не только я буду оценивать, но и вы сами. Чтобы заработать хорошую оценку и успешно справиться с самостоятельной работой, вы должны заработать как можно больше баллов. По одному баллу, я думаю, вы уже заработали, справившись с домашним заданием.
– А теперь я хочу, чтобы вы вспомнили и еще раз повторили определения и формулы, изученные нами по данной теме (ответы учащихся оцениваются 1 баллом за правильный ответ, и 0 баллов – неправильный).
– А сейчас, ребята, мы с вами выполним математический диктант, внимательно и быстро читайте задание на мониторе компьютера. (Презентация)
Учащиеся выполняют работу, и с помощью ключа оценивают свою деятельность.
Математический диктант.
(самопроверка с помощью ПК, за каждый правильный ответ – 1 балл).
- Квадратным уравнением называют уравнение вида… (слайд 2).
- В квадратном уравнении 1-й коэффициент – …, 2-й коэффициент – …, свободный член – … (слайд 3).
- Квадратное уравнение называют приведенным, если… (слайд 4).
- Квадратное уравнение называется неполным, если … (слайд 5).
- Напишите формулу вычисления дискриминанта квадратного уравнения (слайд 6).
- Квадратное уравнение имеет два корня, если … (слайд 7).
- Квадратное уравнение не имеет корней, если … (слайд 8).
(подведение итогов математического диктанта заносится в бально-рейтинговую таблицу на доске)
IV. Устные упражнения.
(на обратной стороне доски)
– Назовите сколько корней имеет каждое уравнение? (задание оценивается в 1 балл).
- (Х- 4)(Х+11) = 0;
- Х (Х + 0,5) = 0;
- Х² – 2 Х = 0;
- 9Х² - 1= 0;
- 2,7Х² = 0;
- 25Х² - 1 = 0;
- Х² - 7Х = 0;
- Х + 3 = 0;
- 20Х² + 5 = 0;
- 20Х² - 5 = 0;
- 0,08Х² = 0.
(подведение итогов устных упражнений заносится в бально-рейтинговую таблицу на доске)
V. Решение упражнений на закрепление материала.
Решение упражнений
1 ЧАСТЬ:
– Предложенные уравнения (слайд 9) выполняются самостоятельно, при проверке, учащиеся выполнившие вычисления правильно поднимают руки (1 балл); в это время более слабые учащиеся решают на доске по одному уравнению и те, кто справились самостоятельно с заданием, получают по 1 баллу.
– Сгруппируйте уравнения по какому-либо признаку: (учащиеся должны записать в разные столбики полные уравнения, неполные и приведенные уравнения, повторение уравнений в столбиках возможны)
- Х² + 2Х – 9 = 0;
- Х² – 7Х = 0;
- Х² – 3Х + 1 = 0;
- Х² – 9 = 0;
- 7Х – Х² = 4;
- 7Х² – 14Х = 0;
- 3Х² – 2Х + 19 = 0;
- 16Х² = 0;
- Х² – 19Х + 48 + 0;
- 5Х² = 6Х.
(подведение итогов решения упражнений 1 части заносится в бально-рейтинговую таблицу на доске)
2 ЧАСТЬ:
– Ученики должны обсудить следующие вопросы и решить квадратные уравнения с параметром (слайд 10):
- При каком значении параметра р заданное уравнение является:
- неполным квадратным уравнением?
- приведенным квадратным уравнением?
- неполным неприведенным квадратным уравнением?
- неполным приведенным квадратным уравнением?
- линейным уравнением?
- Решить уравнения с параметром (за каждое верно решенное уравнение с параметром учащиеся получают по 2 балла, проверка осуществляется учителем с помощью доски, решение записано заранее):
- 6Х² + (р - 1)Х + 2 – 4р = 0
- (р – 2)Х² + 3Х + р = 0
- 3Х² - (2р + 3)Х + 2 + р = 0
- (6 – р)Х² + (2р + 6)Х + 12 = 0
(подведение итогов решения упражнений 2 части заносится в бально-рейтинговую таблицу на доске)
VI. Самостоятельная работа в 2-х вариантах.
– Кто набрал 5 и более баллов начинают самостоятельную работу с 5 задания. Кто набрал 3 и менее балла – с 1 задания.
Вариант 1.
1. Для каждого уравнения вида ax² + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 3х² + 6х – 6 = 0,
б) х² - 4х + 4 = 0,
в) х² - х + 1 = 0.
2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 по формуле D = b² - 4ac.
а) 5х² - 7х + 2 = 0,
D = b² - 4ac
D= (-7²) – 4· 5 · 2 = 49 – 40 = …;
б) х² - х – 2 = 0,
D = b² - 4ac
D = (-1) ² - 4 · 1· (-2) = …;
3. Закончите решение уравнения 3х² - 5х – 2 = 0.
D = b² - 4ac
D = (-5) ² - 4· 3·(-2) = 49.
х = …
4. Решите уравнения.
а) (х - 5)(х + 3) = 0;
б) х² + 5х + 6 = 0
5. Приведите уравнение к квадратному и решите его.
а) (x-3)² = 3x-5;
б) (x+4)(2x-1)=x(3x+11)
6. Решите уравнение x²+2√2x+1 = 0
7. При каком значении а уравнение х² - 2ах + 3 = 0 имеет один корень?
Вариант 2.
1. Для каждого уравнения вида ax² + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 4х² - 8х + 6 = 0,
б) х² + 2х - 4 = 0,
в) х² - х + 2 = 0.
2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 по формуле D = b² - 4ac.
а) 5х² + 8х - 4 = 0,
D = b² - 4ac
D = 8² – 4· 5 · (- 4) = 64 – 60 = …;
б) х² - 6х + 5 = 0,
D = b² - 4ac
D = (-6) ² - 4 · 1· 5 = …;
3. Закончите решение уравнения х² - 6х + 5 = 0.
D = b² - 4ac
D = (-6 ) ² - 4· 1·5 = 16.
х = …
4. Решите уравнения.
а) (х + 4)(х - 6) = 0;
б) 4х² - 5х + 1 = 0
5. Приведите уравнение к квадратному и решите его:
а) (x - 2)² = 3x - 8;
б) (3x-1)(x+3)+1=x(1+6x)
6. Решите уравнение x²+4√3x + 12 = 0
7. При каком значении а уравнение х² + 3ах + а = 0 имеет один корень?
VII. Итог урока.
Подведение предварительных итогов по результатам балльно-рейтинговой таблицы, окончательные итоги подводятся на следующем уроке после проверки самостоятельной работы.
VIII. Историческая справка и задача.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Часто они были в стихотворной форме. Вот одна из задач знаменитого математика Индии 12 века Бхаскары:
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Домашнее задание.
Предлагается решить данную историческую задачу и оформить её на отдельных листах, с рисунком.