Гражданская война

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Плакат – вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Использование плакатов  на уроках истории XX века – одна их форм, позволяющая сделать  интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных « шагах» по усвоению фактов, имён, дат истории  XX века . Такой тип работы даёт возможность учащимся  « окунуться»  в эпоху, познакомиться с графическими  источниками изучаемого времени, осмыслить их, выявить личностное отношение к историческим фактам, явлениям, процессам   Работа  с плакатами позволяет активизировать познавательную деятельность на уроках истории, вызывает интерес у учащихся к предмету, облегчает процесс восприятия и запоминания материала, развивает  память и логическое мышление, развивает умение самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Очень интересную работу с использованием плакатов можно провести на уроке «Начало гражданской войны и иностранной интервенции в России», причём этот материал подготовлен для учащихся 9 класса, но с успехом используется и в 11 классе. Плакаты представлены в мультимедийной презентации.

Тема: Начало гражданской войны и иностранной интервенции

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о причинах   гражданской войны в России, программах  противоборствующих сторон; о причинах и целях иностранной интервенции;
  •  активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке через использование иллюстративного материала, расширить кругозор учащихся;
  • развивать умения и навыки анализировать, делать выводы, находить аналоги, аргументировать свою точку зрения, осуществлять самостоятельный поиск.

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийной презентации

Оборудование: мультимедийная установка; мультмедийная презентация на каждой парте Рабочий лист «Из программных документов белого движения»; учебник

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя

– На предыдущих уроках мы говорили о событиях, которые происходили в России в 1917 – начале 1918 гг.. Эти события кардинально изменили историю нашей страны, привели нашу страну к гражданской войне 1918-1920 гг.. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах войны, рассмотреть программы противоборствующих сторон . В реализации этих целей нам помогут плакаты той эпохи.

2. Вступительная беседа с учащимися

– Что понимается под понятием гражданская война?
(Обобщение ответов, вывод на экран 5 слайда)
– Приведите примеры гражданских войн, которые проходили в нашей стране.
– Как вы считаете, какие причины обычно порождают гражданские войны?
(Анализ ответов)

3. Изучение нового материала

Задание на выявление причинно-следственных связей

– На ваш взгляд, какие причины породили гражданскую войну 1918-1920 гг?
– Ответы на эти вопросы давайте попытаемся найти в плакатах той эпохи
Демонстрация слайдов 6, 7, 8, 9.
Работа с каждым слайдом, анализ высказываний учащихся, корректировка ответов

Из ваших высказываний сделайте общий вывод о причинах гражданской войны
(Обобщение учащегося)
Вывод на экран слайда 10

Запись причин в тетрадь:
– борьба за власть;
– экономическая политика большевиков весной – летом 1918 года;
– разгон Учредительного собрания;
– Брестский мир и его последствия

Задание на аргументацию мнений

– Гражданская война – одна из самых трагических страниц любой страны, Это война, где нет ни победителей, ни проигравших. Это война, в которой граждане одной страны делятся на противоборствующие группы.

– На какие группы раскололась наша страна в гражданской войне?
(Демонстрация слайда 11)
– Как вы думаете, почему данные плакаты белых и красных очень похожи друг на друга?
(Обобщение ответов)
– Попробуйте распределить основные слои населения России по противоборствующим лагерям. Свою точку зрения аргументируйте  
(Демонстрация слайда 12)
Аргументация своих мнений учащимися
– Сделайте вывод о распределение основных слоёв населения по противоборствующим лагерям.
(Вывод на экран слайда 13)

Работа с источниками

– И у белых и у красных сформировались свои программы. Лидерами белого движения становятся А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич (Демонстрация слайда 14)
– На основе плакатов белых, сделайте вывод об основных целях и задачах белого движения.  (Вывод на экран слайда 15). Используйте также документы Рабочего листа урока. (Приложениие 1)
(Анализ ответов)
– Лидеры большевиков и красного движения – это В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий 
(Демонстрация слайда 16)
– На основе плакатов красных , сделайте вывод об основных целях и задачах красного  движения  (Вывод на экран слайда 17). Используйте также изученный материал на предыдущих уроках
(Анализ ответов)

Задание на сравнение  (рефлексия)

– Сравните программы красных и белых.
– Что было общего в них,  а что особенного? (Демонстрация слайда 18)
(Обобщение ответов)  

Вывод: каждая из сторон ставила целью борьбу за власть, борьбу за будущее России, правда это будущее стороны видели по-разному

– Определите, где плакат белых, а где красных. Объясните, почему вы так считает?
(Демонстрация слайда 19)
(Анализ ответов)

Задание на выявление причинно-следственных связей

– Гражданская война в России осложнилась иностранной интервенцией.
– Что понимается под понятием иностранная интервенция?
(Обобщение ответов и вывод на экран слайда 20)
– Какие цели ставили интервенты, высаживая свои десанты в портовых городах?
– Ответы на эти вопросы попытайтесь найти в плакатах белых и красных той эпохи
(Демонстрация слайдов 21, 22)
Работа с каждым слайдом, анализ высказываний учащихся, корректировка ответов
Из ваших высказываний сделайте общий вывод о целях иностранной интервенции
(Обобщение учащегося)
Вывод на экран слайда 23
Запись целей  в тетрадь:
– захват географических зон влияния;
– ослабление России;
– возвращение экономических потерь;
– помощь белым в борьбе с большевиками

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

Использование плакатов при изучении курса истории XX века имеет положительную результативность. Для меня как учителя, это позволяет провести урок нетрадиционно, а значит, повысить интерес учащихся к сложному материалу истории  XX века. На уроке ставятся вопросы поискового и творческого характера. Для учащихся работа с плакатами позволяет снять напряжённость и страх перед невозможностью воспроизвести учебный материал на всех этапах урока, активизирует познавательную деятельность, вызывая интерес и желание отвечать.