Методическая разработка урока "Раннее новое время"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (251 кБ)


Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по Всеобщей истории на тему «Раннее новое время». Она предназначена для учеников 10-11-х классов общеобразовательных школ, а также для учащихся второго или третьего курса училищ и техникумов. Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.

Отличительная черта: урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся уже каких-то знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала и адекватного его расположения в мультимедийной презентации. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию.

Введение

«...Ключ к пониманию мира – не в естественном порядке вещей..., а в истории человека»

Барг М.А.

Раннее Новое время – один из самых значительных периодов Всемирной истории. Именно в этот период происходит закладка тех основ, которые изменят облик Европы. Превратят ее из нищего захолустья в оплот процветания. Именно в эту эпоху был совершен переход от средневековья к новому времени. Утверждается «абсолютизм» и появляются мануфактуры, рождаются гениальные художники и свершаются Великие географические открытия, изменяются представления о мире и человеке. Особенно важно это сейчас, когда и наш, сегодняшний мир, находится на перепутье и от выбора, который мы сделаем, может зависеть не только судьба человека, но и всего мира – в этом и выражается актуальность данной темы.

Цель урока: сформировать у учащихся понимание важности данного исторического периода для дальнейшего развития истории и собственную позицию к данному явлению. Реализуя данную цель, потребуется решить следующие задачи:

  • активизировать учащихся;
  • сформировать положительное отношение друг к другу;
  • способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.
  • сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;
  • привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам);
  • научить использовать дополнительную информацию в разных источниках.

В настоящее время информационные технологии занимают все более прочное место в образовательном процессе. Это позволяет разнообразить даже самый скучный урок. Особенно важен принцип наглядности, который успешно реализуется при использовании различных мультимедийных программ и электронных учебников. Урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся уже каких-то знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала и адекватного его расположения в мультимедийной презентации. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию. Что позволит развить следующие компетенции учащихся, таких как:

  • принимать ответственные решения;
  • участвовать в принятии групповых решений;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • уважать культуру и историю других народов (межкультурные компетенции);
  • находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.

Для решения поставленных задач, наиболее приемлемой формой проведения урока была выбрана методика обучения в малых группах сотрудничества с использованием современных информационных технологий (в частности мультимедийная презентация основного материала).

При составлении методической разработки внеклассного мероприятия использовались принципы создания педагогических разработок В.З. Рылова. Представленное мероприятие создано для учеников 10 – 11 классов, а также для учащихся второго и третьего курсов системы НПО. Расчитана на 45 мин. Учебного времени.

Термины и понятия, используемые в теме: раннее новое время, абсолютизм, демократия знати, ремесло, мануфактура, Великие географические открытия, Ренессанс, Реформация.

Рекомендации по организации и методике проведения урока:

  • Подготовьте заранее (перед уроком) мультимедийную аппаратуру, компьютер и саму презентацию; также данный урок можно провести с использованием интерактивной доски.
  • Перед началом урока рекомендуется также на доске написать план работы для учащихся..
  • Мультимедийная презентация может содержать основные ключевые моменты урока, сократит время изучения материала. Наглядно передаст необходимую информацию.
  • В том случае, если нет возможности провести мультимедийную презентацию, то необходимо подготовить ряд схем по ключевым моментам темы (примерно такие же как и в слайдах мультимедиа).
  • Проверку знаний предыдущего материала лучше всего осуществлять по карточкам, т.к. это позволит сократить время на актуализацию, а взаимопроверка даст возможность учащимся узнать свои оценки на уроке.
  • Объяснение терминов, лучше всего провести в сравнении с ранее изученным материалом, задавая вопросы по ходу урока.
  • Раздаточный материал должен быть роздан до начала проведения занятия.
  • Группу учащихся необходимо поделить на четыре подгруппы по 4-5 человек.
  • Одного подготовленного учащегося посадить за управление компьютером. Слаженность действий преподавателя и учащегося необходимо отработать заранее.
  • Домашнее задание лучше всего указать на карточке, что также избавит от необходимости записывать его на доске.

Общая характеристика урока

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о сущности важного исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории.
  • Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала.
  • Представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

Обучающая цель:Обеспечить изучение нового материала по теме "Раннее новое время", научить выделять главное, существенное в изучаемом материале. Сформировать навыки групповой работы.

Развивающая цель:Развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

Воспитательная цель:Воспитать внимательное отношение к любого рода документации, стремление к сотрудничеству.

К концу урока учащиеся смогут:

  • связно и логично излагать свои мысли;
  • систематизировать информацию, используя графические формы;
  • находить и использовать дополнительную информацию;
  • развить навыки практической и аналитической деятельности;

Место и роль темы во всем курсе:Данная тема открывает цикл уроков по  "Новому времени" и является основополагающей для всего последующего курса. «Раннее новое время» произвело своего рода революцию в социальной, экономической и духовной жизни Западной Европы. Оно разрушило старую средневековую систему ценностей и сформировало новый взгляд на человеческую личность.

Оборудование и материалы, применяемые на уроке:

  • Мультимедийный проектор, ПК
  • Карта «Великие географические открытия» – призвана сформировать представление о масштабности данного явления.
  • Мультимедийная презентация «Раннее Новое время» – призвана активизировать внимание учащихся, нацелить их на изучение нового материала, способствовать развитию творческого мышления и умению систематизировать информацию.
  • Распечатки текстов по темам: «Гелиоцентрическая теория»; «Судьба Галилея»; «Научные достижения в медицине», «Достижения в физике» – предназначены для самостоятельной работы с новым материалом урока в группах.
  • Опорный конспект – позволит учащимся не отвлекаться от изучаемого материала на переспрашивание (Приложение 4).

Методы и приемы, используемые на уроке:

  • Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.
  • Метод контроля в виде работы с карточками – необходим для выявления степени усвоения материала предыдущих тем, на базе которых осваиваются новые знания, а также важен в процессе работы над новой темой для контроля за усвоением нового материала, понятий.
  • Взаимопроверка позволит преподавателю проверить работы учащихся на уроке.
  • Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.
  • Инструктирование применяется для организации более продуктивной работы учащихся по заданию.
  • Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.
  • Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

Содержание урока «Раннее новое время»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Цели

1. Организацион-ный момент (2 мин.) Сообщает тему и цели урока, выясняет наличие учащихся, объясняет работу, которую предстоит выполнить на уроке, принципы оценивания. Готовятся к уроку, слушают, задают вопросы организационный Настроить на работу
2. Мотивация учебно-познавательной деятельности (2 мин.) Преподаватель объясняет важность данной темы Слушают,  задают вопросы Монологический Заинтересо-вать в изучении заявленной темы
3. Актуализация опорных знаний (5-7 мин.) Организует работу учащихся с карточками-заданиями.
Комментирует задание и критерии оценок.
Отвечают на вопросы, работают по карточкам-заданиям, проводят взаимопроверку. Метод припоминания, взаимопроверки, инструктирования Вспомнить пройденный материал, активизировать работу группы.
4. Формирование новых знаний (15 мин.) Нацеливает учащихся на работу.
Комментирует мультимедийную презентацию, поясняет термины: абсолютизм, мануфактура; задает вопросы
Смотрят мультимедийную презентацию, слушают, записывают за учителем в тетради, работают с опорным конспектом,  отвечают на вопросы. Монологический, беседа, показ, рассказ Усвоение новой информации
5. Применение новых знаний (14 мин.)  Организует работу в парах по изучению документа, обмена информацией и заполнению таблицы, проверяет работу в парах, устно опрашивает по заданию. Работают в парах, анализируют документ, заполняют таблицу в тетради, зачитывают ответы по заданию Групповое сотрудничество
Прием «Подумай- поделись с партнером».
Развить навыки работы в группе, умение выделить главное, существен-ное из текста.
6. Итоги (5 мин.) Подводит итоги урока, выставляет оценки,  задает и комментирует домашнее задание Задают вопросы, записывают домашнее задание. Монологичес-кий, беседа Слушают, записывают домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (2 мин.)

– Тема сегодняшнего урока "Раннее Новое время". Сегодня на уроке вы:

  • Поработаете с карточками;
  • Просмотрите мультимедийную презентацию;
  • Поработаете в парах с текстом;
  • Заполните таблицу.

В конечном итоге за урок вы получите две оценки.

2. Мотивация (2 мин.)

– Эта тема важна тем, что олицетворяет переход от эпохи средневековья к новому времени и открывает цикл уроков, посвященных этому периоду. Именно в этот период происходят события, которые изменят облик Европы, превратят ее из нищего захолустья в оплот процветания, изменят отношение к человеку. По темам данного урока будут вопросы в Директорской контрольной работе.

3. Актуализация (5 мин.)

– Прежде чем приступить к изучению новой темы, следует повторить основные термины и понятия предыдущего раздела истории, которые имеют непосредственное отношение к теме сегодняшней. Работа производится по карточкам. На них вопросы и ответы на них. Задача – найти ошибки в формулировке данных определений. На работу вам отводится 5 мин. (Приложение 1). Карточки необходимо подписать.

4. Формирование новых знаний

– Сейчас вы просмотрите мультимедийную презентацию, а я объясню вам её содержимое. По ходу презентации ваша задача:

  • записать основное её содержимое в тетрадь
  • отвечать, по необходимости , на задаваемые мною вопросы

Раннее новое время – это спорный период в истории, который в другой литературе можно встретить под названием «Позднего средневековья». Эта точка зрения и преобладала в исторической науке в советское время. Но те события, которые происходят в это время, дают основания выделять его в особый, революционный подпериод истории, с которым мы сейчас познакомимся.

Содержание презентации:

Слайд 1.

Периодизация нового времени

  • Раннее Новое время XV – XVI вв.
  • Новое время  XVII – XVIII вв.
  • Новое время век XIX.

Слайд 2.

Основные черты раннего Нового времени:

  • Абсолютизм
  • Появление Мануфактур
  • Научные достижения
  • Великие Географические открытия
  • Ренессанс
  • Реформация

Далее проводится сравнительная работа с терминами, во время которой задаются вопросы учащимся.

Слайд 3.

Становление абсолютизма

Средние века

  • Демократия знати
  • Король опирается на вассалов
  • Феодальная раздробленность

 

Раннее Новое время

  • Король подчиняет всех феодалов
  • Преодоление феодальной раздробленности
  • абсолютизм

Слайд 4.

Промышленное развитие

Средние века

Ремесло

  • Ручной труд
  • Работа выполняется от начала до конца
  • Работник – владелец предприятия

 

Раннее Новое время

Мануфактура

  • Ручной труд
  • Разделение труда
  • Наемный труд
  • Использование машин, работающих на воде

Слайд 5.  Научные достижения

Прежде, чем вы приступите к изучению научных достижений самостоятельно, запишем Три главных изобретения, преобразовавшие цивилизацию Запада в Новое время: порох – взрывал на воздух рыцарство; компас – открывает мировой рынок и основывает колонии; книгопечатание – способствует развитию науки. А теперь посмотрите на текстовые документы, лежащие у вас на столах (Приложение 2).
Ваша задача:

  • Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
  • Обсудите их в группе.
  • Заполните свою часть таблицы, она выделена цветом.

5. Применение знаний

– А сейчас вы приступите к выполнению следующих заданий:

  • Ответьте на вопросы вслух.
  • Выслушайте учащихся других групп.
  • Заполните таблицу полностью.

Во время работы учащихся на демонстрационном стенде демонстрируется слайд № 6 «Великие ученые 15-17 веков». Ответы в Приложение 3.

6. Итоги

– А теперь скажите, пожалуйста, какие выводы можно сделать по изученному? (Вывод формулируют учащиеся).

Далее преподаватель оценивает работу учащихся и комментирует домашнее задание, которое представлено на карточке под пунктом № 10.

Заключение

В результате проведения урока учащиеся просмотрели мультимедийную презентацию, прослушали и записали новый материал, поработали в парах, отвечали на вопросы, делали выводы, заработали оценки. Соответственно, цели, поставленные перед ними, они выполнили.

В процессе урока у ребят сформировалось представление о «раннем Новом времени» и оформилась собственная позиция относительно изученной темы. А значит были выполнены цели самого урока.

Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как:

  • принимать ответственные решения;
  • участвовать в принятии групповых решений;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.

Следовательно можно сделать общий вывод по мероприятию: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса. Данный урок рекомендуется для освещения заявленной темы.

Глоссарий

Абсолютизм – неограниченная власть монарха
Демократия знати – когда власть монарха ограничена советом знати.
Великие географические открытия – знаменитые мореплавания, в результате которых были открыты новые земли и составлены  карты новых морей и океанов; подтвердили гелиоцентрическую теорию Коперника; события, способствовавшие становлению глобальной цивилизации.
Мануфактура – небольшое предприятие, основанное на наемном ручном труде.
Раннее новое время –  переходный период в истории, XV-XVI вв.
Ремесло – род промышленного предприятия, народного промысла, когда работник предприятия, является и его хозяином..
Ренессанс возрождение античного наследия, мирского начала
Реформация  –  общественное движение в Западной  и Центральной Европе в первой половине XVI в., направленное на коренное преобразование католической церкви.

Литература:

  1. Барг М.А. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987. – 348с.
  2. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. / Перевод с франц. В. Бабинцева/. –  Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 560 с.
  3. История древнего мира / Р.Ю. Виппер. История средних веков / А.А. Васильев. – М: Республика, 1993. – 511 с.: ил
  4. Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. История цивилизаций мира. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003 – 478, (2) с ил.
  5. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1991. – 138 с.
  6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с.: карт.