Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по Всеобщей истории на тему «Раннее новое время». Она предназначена для учеников 10-11-х классов общеобразовательных школ, а также для учащихся второго или третьего курса училищ и техникумов. Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.
Отличительная черта: урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся уже каких-то знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала и адекватного его расположения в мультимедийной презентации. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию.
Введение
«...Ключ к пониманию мира – не в естественном порядке вещей..., а в истории человека»
Барг М.А.
Раннее Новое время – один из самых значительных периодов Всемирной истории. Именно в этот период происходит закладка тех основ, которые изменят облик Европы. Превратят ее из нищего захолустья в оплот процветания. Именно в эту эпоху был совершен переход от средневековья к новому времени. Утверждается «абсолютизм» и появляются мануфактуры, рождаются гениальные художники и свершаются Великие географические открытия, изменяются представления о мире и человеке. Особенно важно это сейчас, когда и наш, сегодняшний мир, находится на перепутье и от выбора, который мы сделаем, может зависеть не только судьба человека, но и всего мира – в этом и выражается актуальность данной темы.
Цель урока: сформировать у учащихся понимание важности данного исторического периода для дальнейшего развития истории и собственную позицию к данному явлению. Реализуя данную цель, потребуется решить следующие задачи:
- активизировать учащихся;
- сформировать положительное отношение друг к другу;
- способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.
- сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;
- привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам);
- научить использовать дополнительную информацию в разных источниках.
В настоящее время информационные технологии занимают все более прочное место в образовательном процессе. Это позволяет разнообразить даже самый скучный урок. Особенно важен принцип наглядности, который успешно реализуется при использовании различных мультимедийных программ и электронных учебников. Урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся уже каких-то знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала и адекватного его расположения в мультимедийной презентации. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию. Что позволит развить следующие компетенции учащихся, таких как:
- принимать ответственные решения;
- участвовать в принятии групповых решений;
- разрешать конфликтные ситуации;
- уважать культуру и историю других народов (межкультурные компетенции);
- находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.
Для решения поставленных задач, наиболее приемлемой формой проведения урока была выбрана методика обучения в малых группах сотрудничества с использованием современных информационных технологий (в частности мультимедийная презентация основного материала).
При составлении методической разработки внеклассного мероприятия использовались принципы создания педагогических разработок В.З. Рылова. Представленное мероприятие создано для учеников 10 – 11 классов, а также для учащихся второго и третьего курсов системы НПО. Расчитана на 45 мин. Учебного времени.
Термины и понятия, используемые в теме: раннее новое время, абсолютизм, демократия знати, ремесло, мануфактура, Великие географические открытия, Ренессанс, Реформация.
Рекомендации по организации и методике проведения урока:
- Подготовьте заранее (перед уроком) мультимедийную аппаратуру, компьютер и саму презентацию; также данный урок можно провести с использованием интерактивной доски.
- Перед началом урока рекомендуется также на доске написать план работы для учащихся..
- Мультимедийная презентация может содержать основные ключевые моменты урока, сократит время изучения материала. Наглядно передаст необходимую информацию.
- В том случае, если нет возможности провести мультимедийную презентацию, то необходимо подготовить ряд схем по ключевым моментам темы (примерно такие же как и в слайдах мультимедиа).
- Проверку знаний предыдущего материала лучше всего осуществлять по карточкам, т.к. это позволит сократить время на актуализацию, а взаимопроверка даст возможность учащимся узнать свои оценки на уроке.
- Объяснение терминов, лучше всего провести в сравнении с ранее изученным материалом, задавая вопросы по ходу урока.
- Раздаточный материал должен быть роздан до начала проведения занятия.
- Группу учащихся необходимо поделить на четыре подгруппы по 4-5 человек.
- Одного подготовленного учащегося посадить за управление компьютером. Слаженность действий преподавателя и учащегося необходимо отработать заранее.
- Домашнее задание лучше всего указать на карточке, что также избавит от необходимости записывать его на доске.
Общая характеристика урока
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о сущности важного исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории.
- Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала.
- Представлять и обобщать изученную на уроке информацию.
Обучающая цель:Обеспечить изучение нового материала по теме "Раннее новое время", научить выделять главное, существенное в изучаемом материале. Сформировать навыки групповой работы.
Развивающая цель:Развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.
Воспитательная цель:Воспитать внимательное отношение к любого рода документации, стремление к сотрудничеству.
К концу урока учащиеся смогут:
- связно и логично излагать свои мысли;
- систематизировать информацию, используя графические формы;
- находить и использовать дополнительную информацию;
- развить навыки практической и аналитической деятельности;
Место и роль темы во всем курсе:Данная тема открывает цикл уроков по "Новому времени" и является основополагающей для всего последующего курса. «Раннее новое время» произвело своего рода революцию в социальной, экономической и духовной жизни Западной Европы. Оно разрушило старую средневековую систему ценностей и сформировало новый взгляд на человеческую личность.
Оборудование и материалы, применяемые на уроке:
- Мультимедийный проектор, ПК
- Карта «Великие географические открытия» – призвана сформировать представление о масштабности данного явления.
- Мультимедийная презентация «Раннее Новое время» – призвана активизировать внимание учащихся, нацелить их на изучение нового материала, способствовать развитию творческого мышления и умению систематизировать информацию.
- Распечатки текстов по темам: «Гелиоцентрическая теория»; «Судьба Галилея»; «Научные достижения в медицине», «Достижения в физике» – предназначены для самостоятельной работы с новым материалом урока в группах.
- Опорный конспект – позволит учащимся не отвлекаться от изучаемого материала на переспрашивание (Приложение 4).
Методы и приемы, используемые на уроке:
- Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.
- Метод контроля в виде работы с карточками – необходим для выявления степени усвоения материала предыдущих тем, на базе которых осваиваются новые знания, а также важен в процессе работы над новой темой для контроля за усвоением нового материала, понятий.
- Взаимопроверка позволит преподавателю проверить работы учащихся на уроке.
- Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.
- Инструктирование применяется для организации более продуктивной работы учащихся по заданию.
- Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.
- Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.
Содержание урока «Раннее новое время»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы |
Цели |
1. Организацион-ный момент (2 мин.) | Сообщает тему и цели урока, выясняет наличие учащихся, объясняет работу, которую предстоит выполнить на уроке, принципы оценивания. | Готовятся к уроку, слушают, задают вопросы | организационный | Настроить на работу |
2. Мотивация учебно-познавательной деятельности (2 мин.) | Преподаватель объясняет важность данной темы | Слушают, задают вопросы | Монологический | Заинтересо-вать в изучении заявленной темы |
3. Актуализация опорных знаний (5-7 мин.) | Организует работу учащихся с
карточками-заданиями. Комментирует задание и критерии оценок. |
Отвечают на вопросы, работают по карточкам-заданиям, проводят взаимопроверку. | Метод припоминания, взаимопроверки, инструктирования | Вспомнить пройденный материал, активизировать работу группы. |
4. Формирование новых знаний (15 мин.) | Нацеливает учащихся на работу. Комментирует мультимедийную презентацию, поясняет термины: абсолютизм, мануфактура; задает вопросы |
Смотрят мультимедийную презентацию, слушают, записывают за учителем в тетради, работают с опорным конспектом, отвечают на вопросы. | Монологический, беседа, показ, рассказ | Усвоение новой информации |
5. Применение новых знаний (14 мин.) | Организует работу в парах по изучению документа, обмена информацией и заполнению таблицы, проверяет работу в парах, устно опрашивает по заданию. | Работают в парах, анализируют документ, заполняют таблицу в тетради, зачитывают ответы по заданию | Групповое сотрудничество Прием «Подумай- поделись с партнером». |
Развить навыки работы в группе, умение выделить главное, существен-ное из текста. |
6. Итоги (5 мин.) | Подводит итоги урока, выставляет оценки, задает и комментирует домашнее задание | Задают вопросы, записывают домашнее задание. | Монологичес-кий, беседа | Слушают, записывают домашнее задание. |
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (2 мин.)
– Тема сегодняшнего урока "Раннее Новое время". Сегодня на уроке вы:
- Поработаете с карточками;
- Просмотрите мультимедийную презентацию;
- Поработаете в парах с текстом;
- Заполните таблицу.
В конечном итоге за урок вы получите две оценки.
2. Мотивация (2 мин.)
– Эта тема важна тем, что олицетворяет переход от эпохи средневековья к новому времени и открывает цикл уроков, посвященных этому периоду. Именно в этот период происходят события, которые изменят облик Европы, превратят ее из нищего захолустья в оплот процветания, изменят отношение к человеку. По темам данного урока будут вопросы в Директорской контрольной работе.
3. Актуализация (5 мин.)
– Прежде чем приступить к изучению новой темы, следует повторить основные термины и понятия предыдущего раздела истории, которые имеют непосредственное отношение к теме сегодняшней. Работа производится по карточкам. На них вопросы и ответы на них. Задача – найти ошибки в формулировке данных определений. На работу вам отводится 5 мин. (Приложение 1). Карточки необходимо подписать.
4. Формирование новых знаний
– Сейчас вы просмотрите мультимедийную презентацию, а я объясню вам её содержимое. По ходу презентации ваша задача:
- записать основное её содержимое в тетрадь
- отвечать, по необходимости , на задаваемые мною вопросы
Раннее новое время – это спорный период в истории, который в другой литературе можно встретить под названием «Позднего средневековья». Эта точка зрения и преобладала в исторической науке в советское время. Но те события, которые происходят в это время, дают основания выделять его в особый, революционный подпериод истории, с которым мы сейчас познакомимся.
Содержание презентации:
Слайд 1.
Периодизация нового времени
- Раннее Новое время XV – XVI вв.
- Новое время XVII – XVIII вв.
- Новое время век XIX.
Слайд 2.
Основные черты раннего Нового времени:
- Абсолютизм
- Появление Мануфактур
- Научные достижения
- Великие Географические открытия
- Ренессанс
- Реформация
Далее проводится сравнительная работа с терминами, во время которой задаются вопросы учащимся.
Слайд 3.
Становление абсолютизма
Средние века
|
Раннее Новое время
|
Слайд 4.
Промышленное развитие
Средние века Ремесло
|
Раннее Новое время Мануфактура
|
Слайд 5. Научные достижения
Прежде, чем вы приступите к изучению научных
достижений самостоятельно, запишем Три
главных изобретения, преобразовавшие
цивилизацию Запада в Новое время: порох –
взрывал на воздух рыцарство; компас –
открывает мировой рынок и основывает колонии; книгопечатание
– способствует развитию науки. А теперь
посмотрите на текстовые документы, лежащие у вас
на столах (Приложение 2).
Ваша задача:
- Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
- Обсудите их в группе.
- Заполните свою часть таблицы, она выделена цветом.
5. Применение знаний
– А сейчас вы приступите к выполнению следующих заданий:
- Ответьте на вопросы вслух.
- Выслушайте учащихся других групп.
- Заполните таблицу полностью.
Во время работы учащихся на демонстрационном стенде демонстрируется слайд № 6 «Великие ученые 15-17 веков». Ответы в Приложение 3.
6. Итоги
– А теперь скажите, пожалуйста, какие выводы можно сделать по изученному? (Вывод формулируют учащиеся).
Далее преподаватель оценивает работу учащихся и комментирует домашнее задание, которое представлено на карточке под пунктом № 10.
Заключение
В результате проведения урока учащиеся просмотрели мультимедийную презентацию, прослушали и записали новый материал, поработали в парах, отвечали на вопросы, делали выводы, заработали оценки. Соответственно, цели, поставленные перед ними, они выполнили.
В процессе урока у ребят сформировалось представление о «раннем Новом времени» и оформилась собственная позиция относительно изученной темы. А значит были выполнены цели самого урока.
Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как:
- принимать ответственные решения;
- участвовать в принятии групповых решений;
- разрешать конфликтные ситуации;
- находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.
Следовательно можно сделать общий вывод по мероприятию: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса. Данный урок рекомендуется для освещения заявленной темы.
Глоссарий
Абсолютизм – неограниченная власть
монарха
Демократия знати – когда власть монарха
ограничена советом знати.
Великие географические открытия –
знаменитые мореплавания, в результате которых
были открыты новые земли и составлены карты
новых морей и океанов; подтвердили
гелиоцентрическую теорию Коперника; события,
способствовавшие становлению глобальной
цивилизации.
Мануфактура – небольшое предприятие,
основанное на наемном ручном труде.
Раннее новое время – переходный период в
истории, XV-XVI вв.
Ремесло – род промышленного предприятия,
народного промысла, когда работник предприятия,
является и его хозяином..
Ренессанс – возрождение античного
наследия, мирского начала
Реформация – общественное движение в
Западной и Центральной Европе в первой
половине XVI в., направленное на коренное
преобразование католической церкви.
Литература:
- Барг М.А. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987. – 348с.
- Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. / Перевод с франц. В. Бабинцева/. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 560 с.
- История древнего мира / Р.Ю. Виппер. История средних веков / А.А. Васильев. – М: Республика, 1993. – 511 с.: ил
- Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. История цивилизаций мира. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003 – 478, (2) с ил.
- Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1991. – 138 с.
- Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с.: карт.