Цель: продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных и растений.
Задачи:
- Обучающие:
- продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.
- познакомить учащихся с методами селекции животных и растений.
- продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
- Развивающие:
- способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.
- создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.
- создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала
- способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.
- Воспитывающие:
- создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира
- способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.
- создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.
Демонстрационное оборудование: мультемедийный проектор, презентация PowerPoint, фотографии животных, распечатанные на бумаге формата А4 эпиграфы.
План урока:
I. Организационный момент
II. Этап проверки домашнего задания
III. Объяснение нового материала
IV. Закрепление полученных знаний
V. Домашнее задание
VI. Подведение итогов урока
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята, сегодня на уроке нам
нужно изучить очень объемный материал. Поэтому
давайте максимально сконцентрируемся на уроке и
будем работать быстро. Итак, давайте вспомним к
изучению какой темы мы приступили на прошлом
уроке? (Селекция)
– Сегодня на уроке мы с вами должны:
– повторить основные понятия темы «Селекция»;
– углубить материал по данной теме;
– а также вы должны показать мне какие вы
трудолюбивые, добрые и внимательные.
– Вы готовы это сделать? (Да)
II. Этап проверки домашнего задания
– Итак, скажите пожалуйста, какая основная
задача селекции как науки? (Выведение новых
и совершенствование старых сортов растений,
пород животных, штаммов микроорганизмов.)
– Хорошо. А скажите, какая наука является
теоретической базой селекции? (Генетика)
– А теперь подумайте, почему именно генетические
знания играют большую роль в развитии селекции? (Потому
что основой успеха селекционной работы в
значительной степени является генетическое
разнообразие исходного материала. В своей работе
селекционеры стараются использовать все
многообразие диких и культурных растений.)
– Правильно. На необходимость использовать в
селекции растений все видовое многообразие
флоры нашей планеты указывал еще академик
Николай Иванович Вавилов (слайд 2) – выдающийся
генетик и селекционер. Именно Николаем
Ивановичем были выделены 8 центров происхождения
культурных центров растений. Давайте вспомним,
какие это центры. Обратите внимание, на слайде
перечислены культурные растения, такое же
задание и на карточках на ваших столах. Ваша
задача записать на карточках центры их
происхождения. (Слайд 3, Приложение
2)
Учащиеся записывают в тетрадь центры происхождения растений.
– Время вышло. Поменяйтесь карточками. На след.
Слайде красным цветом обозначены правильные
ответы. Отметьте знаком «+» правильные ответы,
знаком «–» – неверные. (Слайд 4)
– Кто сколько ошибок допустил?
Учащиеся называют количество ошибок.
– Для того чтобы дальше продолжать изучение темы нам нужно повторить основные термины. Мы будем с вами разгадывать кроссворд. У меня к вам просьба, не выкрикивайте ответы с места а поднимайте руки, если знаете правильный ответ т.к. самые активные получать за урок оценки. (Слайды 5-12)
Вопросы:
По вертикали:
- Так называется популяция растений искусственно созданная человеком? (Сорт)
- Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)
По горизонтали:
- В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным.
- Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?
- Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?
– Таким образом, какие 2 основных метода
выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация)
– Какие объекты изучают с помощью отбора и
гибридизации? (Животных, растений,
микроорганизмы)
– А вам известны методы селекции этих живых
организмов? (Нет)
– Именно сегодня на уроке мы и познакомимся с
особенностями селекции животных и растений,
методами, применяемыми в их селекции, а о
селекции микроорганизмов поговорим на
следующем уроке. (Слайд 13)
– Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего
урока – «Селекция животных и растений» (Слайд
14)
III. Объяснение нового материала
– Примитивная селекция растений возникла
одновременно с земледелием. Начав возделывать
растения, человек стал отбирать, сохранять и
размножать лучшие из них. Многие культурные
растения возделывались примерно за 10 тысяч лет
до нашей эры.
Селекционеры создали прекрасные сорта
культурных растений. А какими методами они
пользовались мы узнаем прочитав текст параграфа
65. У вас на столах распечатки со схемой такой же
как на слайде. В схеме пропущено несколько
методов селекции растений. Ваша задача,
используя текст параграфа 65 на страницах 246-252
заполнить недостающие графы в таблице и кроме
того привести пример на каждый вид скрещивания
растений. (Слайд 15, Приложение 3)
– Теперь проверим, что вы написали. Алена
Иванова, прочитай пожалуйста, что получилось у
тебя. (Алена читает). Правильно, вот что у вас
должно получиться… (слайд 16)
– Итак, мы познакомились с основными методами
селекции растений. Как вы думаете отличаются ли
методы селекции растений от методов селекции
животных? (Нет… )
– Методы селекции животных те же,что и методы
селекции растений, но при их применении
селекционерам приходится учитывать ряд
особенностей, характерных для животных.
– Скажите пожалуйста какие это особенности?
- Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем
- Потомство, полученное от одной пары производителей невелико
- Высока селекционная ценность каждой особи
(Слайд 17)
– Сельскохозяйственные животные размножаются
только половым путем, в связи с этим при подборе
селекционеру важно определить наследственные
признаки, которые у производителей могут
проявляться. Потомство, полученное от одной пары
производителей невелико, поэтому возникает
проблема максимально сохранить его.
Следовательно, селекционная ценность каждой
особи высока.
– Запишите пожалуйста в тетрадь основные
особенности селекции животных,
представленные на слайде 18
- Одомашнивание
- Гибридизация
- Отбор
– Одомашнивание началось более 10 тыс. лет
назад. Его центры в основном совпадают с центрами
многообразия и происхождения культурных
растений. Одомашнивание способствовало резкому
повышению уровня изменчивости у животных.
Гибридизация и индивидуальный отбор являются
основными методами в селекции животных. Массовый
отбор практически не применяется из-за
небольшого количества особей в потомстве.
В селекции животных применяют 2 вида
гибридизации.
(Слайд 19)
Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости. Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.
Аутбридинг – неродственная
гибридизация. Это скрещивание сопровождается
строгим отбором, что позволяет усиливать и
поддерживать ценные качества породы.
Сочетание – родственной и неродственной
гибридизации широко применяется селекционерами
для выведения новых пород животных.
Важным направлением в селекции животных
является направление гетерозиса. Особенно
широко явление гетерозиса применяется например
в птицеводстве, например при получении
бройлерных цыплят.
О новых видах животных мы узнаем б этом из
доклада Красовской Анны.
Материал для виртуальной экскурсии
Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди некотрых пород домашних животных, а заодно и вспомним основные методы селекции животных.
1. Аутбридингом получены например, собаковолк
Собаки и волки скрещиваются довольно
свободно. Волк – это пугливое животное с
особенным поведение и развитым охотничьим
инстинктом. Челюсти у него гораздо мощнее, чем у
собаки. Поведение гибридов волка и собаки
непредсказуемо.
Для того, чтобы приручить животное,
обязательно нужна дрессировка
2. Инбридингом получены:
Тигролев – это помесь самца тигра и самки льва. Они имеют склонность к карликовости и обычно по размерам меньше своих родителей. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.
Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.
Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.
3. У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности. Классическим примером проявления гетерозиса является мул – гибрид кобылы и осла. Это сильное, выносливое животное, которое может использоваться в значительно более трудных условиях, чем родительские формы.
IV. Закрепление полученных знаний
Тестовые задания по теме «Селекция» (Приложение 1)
V. Домашнее задание (Слайд 22)
1) Параграфы 65-66
2) Заполнить таблицу, используя текст параграфа 66
Ученые селекционеры и их достижения | Методы используемые при получение необходимых признаков | Сорта или породы полученные ученым |
– Таким образом, сегодня на уроке, повторили
основные понятия темы «Селекция»,
познакомились с методами селекции растений и
методами селекции животных
– Спасибо за урок, до свиданья.