Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, они включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Ведущие специалисты по проблеме общения А.А.Бодалев[2], Л.С.Выготский[5], А.А.Леонтьев[11], Б.Ф.Ломов[13], и другие, рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья. Кроме того, общение на данном этапе развития личности ребенка, является одним из важнейших компонентов его готовности к школе, как отмечается в работах А.В.Запорожца[8], Е.Е.Кравцовой[9]. Актуальность настоящей работы обусловлена большим вниманием к проблеме готовности старшего дошкольника к школе в целом, и коммуникативных компонентов, как ее доминирующей частной составляющей. Методологической основой данной работы являются теории готовности к школьному обучению (Л.И.Божович[3], Н.И.Гуткина[6], В.В.Давыдов[7], А.В.Запорожец[8], Е.Е.Кравцова[9], Д.Б.Эльконин[25] и другие); теория о сензитивных периодах личностного развития дошкольников (Л.И.Божович[3], Л.С.Выготский[5], и другие); теория общения и коммуникации (А.А.Леонтьев[11], Б.Ф.Ломов[13], М.И.Лисина[12], Б.Д.Парыгин[16], Г.М.Андреева[1], и другие); Представленная программа "Страна Детства" ("Формирование навыков общения старших дошкольников") является по своему характеру коррекционно-развивающей и направлена на формирование и развитие коммуникативного компонента готовности к школе старших дошкольников. Программа проходила экспериментальную апробацию на базе МАДОУ №357 Приволжского района г. Казани. Результаты Программы показали целесообразность и обоснованность предлагаемого в ней комплексного подхода к формированию и развитию коммуникативных навыков общения старших дошкольников.
Программа может быть использована: в системе дошкольного обучения; в начальном звене общеобразовательной школы; -в индивидуальном домашнем обучении.
Цели и задачи программы.
Цель: формирование и развитие коммуникативного компонента готовности к школе старших дошкольников.
Задачи:
- Совершенствование вербальных и невербальных способов общения.
- Стимуляция речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
- Формирование умения распознавать язык тела, мимики и жестов.
- Развитие эмпатии.
- Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.
- Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Элиминация импульсивности, агрессивности, тревожности.
- Формирование потребности в сотрудничестве, обучение навыку устанавливать контакт друг с другом.
- Повышение самооценки, уверенности в себе, формирование умения любить и принимать себя.
- Создание условий для развития самосознания и самооценки.
Контингент потенциальных участников.
- Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих трудности в общении со сверстниками, с отклонениями в поведении, с повышенной тревожностью, заниженной самооценкой.
Формы и методы работы.
- В коррекционных целях предлагается использовать следующие разнообразные приемы и методы работы с детьми:
Приемы мелотерапии.
Мелотерапия - воздействие музыки на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.
- Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения;
- Музыкальные релаксационные упражнения для мимических мышц;
- Музыкальные упражнения для коррекции жестов;
- Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки)
- Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни)
- Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз)
Приемы арт-терапии
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации (проговаривании) своих переживаний, например, из-за речевых нарушений или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Рисование не только развивает мелкую моторику. Очень важно, что ребенок в процессе рисования формирует образное мышление, чувство цвета, ритма и композиции. Это важный элемент работы по гармоничному развитию обеих полушарий головного мозга. Через рисование малыш учится концентрации внимания и расслаблению. Рисуя, он может проработать сложные ситуации, избавится от навязчивых страхов. Создать для себя образ силы, здоровья, радости и закрепить его наглядно, на бумаге. А это помогает ребенку находить красоту и черпать силы и вдохновение в окружающем мире.
Приемы музыкотерапии.
Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.
Цель занятий с использованием музыкотерапии-создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
Наиболее важными для детей являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Всему этому способствуют занятия с применением метода музыкотерапии.
Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Приемы библиотерапии
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Особенно эффективна библиотерапия при работе с детьми. Необходимо подобрать подбирает для детей литературу, ориентированную на круг их жизненных проблем.
От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные эмоциональные состояния, свойства личности.
Одной из разновидности библиотерапии является сказкотерапия. Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Именно поэтому библиотерапия и сказкотерапия - это один из инструментов, на которых хороший психолог, как хороший музыкант, должен уметь играть:
Приемы игровой психокоррекции.
Ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для детского возраста. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях. Рекомендованные психокоррекционые игры можно условно разделить на две группы.
Игры первой группы направлены на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьезным комбинированным играм.
Игры второй группы предполагают введение более сложной драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами.
Кроме вышеперечисленных форм работы, в программе использовались следующие методы обучения: групповые беседы и дискуссии, элементы психогимнастики и аутотренинга, гимнастики с элементами йоги.
Учебно-тематический план.
Основной организационной формой работы являются подгрупповые занятия.
Программа включает в себя 16 подгрупповых занятий и рассчитана на два месяца работы с детьми. Часовой режим Программы - 16 часов.
Кроме основных занятий с детьми рекомендуется включить в план Программы чтение специально подобранной художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного. Такой вид работы способствует совершенствованию речи детей, ослабляет их негативное состояние, усиливает положительные эмоции, восстанавливает душевное равновесие, способствует нравственному развитию ребенка
Примечание: поскольку некоторые занятия Программы весьма насыщены разнообразной информацией, то для лучшего усвоения материала, целесообразно проводить их поэтапно, разбив на 2 части. В данном случае работа по Программе может занять максимум 4 месяца, а ее часовой режим увеличится до 32 часов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. (см. Приложение 3)
Исходя из заявленной цели данной Программы ("Формирование навыков общения у старших дошкольников") для обследования личностных, психических особенностей детей данной категории были подобраны следующие тесты и методики.
Для изучения особенностей личности дошкольников использовались рисуночные тесты:
"Дом-дерево-человек". Автор Дж. Бак ( 1948 г). Позволяет выявить степень тревожности, незащищенности, конфликтности, трудности в общении, чувства неполноценности, депрессивности.
"Моя семья". Позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений. Методика использовалась такими исследователями как: Р. Бернс, В. Вульф, А.И. Захаров и др.
"Несуществующее животное". Автор И.С. Друкаревич. Позволяет выдвинуть определенные гипотезы об особенностях личности. Метод исследования построен на теории психомоторной связи.
Для диагностики эмоциональных и внутриличностных проблем ребенка использовались:
"Тест тревожности" (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), тест "Развитие коммунитивных умений", методика В. Г. Щур "Определение самооценки дошкольника". Для выявления детей с нарушениями в развитии по материалам книги Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной "Тренинг эффективного взаимодействия с детьми") нами были составлены таблицы "Критерии выявления агрессивных, тревожных детей" соотвественно. При заполнении данных таблиц применяется метод наблюдения. Данные в таблицы могут вноситься как педагогом-психологом, так и воспитателем.
По результатам диагностики были набраны группы детей, которые имели проблемы в общении, высокую степень тревожности, незащищенности, чувства неполноценности, заниженную самооценку.
Обследование детей проводилось в течение учебного года до начала работы по Программе и по окончанию рабочего цикла. Всего было обследовано 20 детей: 3 рабочие группы (6+6+8 человек), которые показали следующие результаты (см. Приложение 2):
Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных умений, изменении самооценки и поведения дошкольников после проведения с ними занятий по Программе. Что, тем самым, подтверждает на практике целесообразность и обоснованность применения Программы "Страна Детства", в работе с дошкольниками, имеющими проблемы в общении.
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(см. Приложение 2, Приложение 4)
В основу первой части программы положено учение о трех составляющих общения (М.И. Лисина[12]), а именно:
- коммуникации как способа передачи информации между людьми,
- интеракции как способа построения общей стратегии взаимодействия,
- перцепции как способа восприятия и понимания людьми друг друга.
С учетом особенностей вышеперечисленных трех сторон общения, программа построена таким образом, что на каждом занятии решается одна из следующих задач:
- развитие техники вербальной и невербальной коммуникации,
- организации общения в условиях групп кооперации,
- обучение ребенка "искусству быть собой" и "искусству быть другим".
Так как обучение ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, то развитию речи уделено большое внимание не только на первых, но и на всех последующих занятиях курса Программы. С этой целью подобраны скороговорки на проработку звуков (см. Приложение 4), специальные упражнения для развитии просодической стороны речи (темпа, ритма, дыхания, высоты звука и т.д.) В процессе работы детям предлагается неоднократно общаться друг с другом, давая развернутые ответы (упражнение "Да и нет не говорите:"), составляя короткие рассказы-описания (упражнения "Картинная галерея", "Глаза-зеркало души", "Живопись и поэзия" (Приложение 4), подбирать адекватные прилагательные для описания свойств различных цветов, помогая друг другу в играх (упражнения "Корабль среди скал", "Река и щепки"), задавая друг другу наводящие вопросы (упражнение "Почему ты такой?") и т.д. Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний.
Кроме того, развитию речи способствуют беседы педагога с детьми, слушание сказок, разговоры детей в процессе коллективных игр. Поэтому рекомендуется включить в план Программы чтение специально подобранной художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного (библиотерапия). Ведущий Программы, по своему усмотрению, может предлагать детям те произведения, которые он сам сочтет необходимыми для ребенка на данный момент времени.
На занятиях с применением библиотерапии с целью ослабления эмоциональной напряженности, тревожности и других негативных состояний детям могут быть предложены следующие задания с применением рисуночной арт-терапии: "Волшебные пятна", "Когда я счастлив (радуюсь, грущу и т.д.)", "Я сейчас и я в будущем", "Что я люблю", "Мое любимое занятие", "Мои друзья", "Рисунок по кругу" (дети рисуют на одном листе бумаги, передавая его по кругу) После завершения выполнения задания следует обсудить темы рисунков. Такой вид работы способствует не только совершенствованию речи детей, но и их нравственному развитию.
Таким образом, в процессе работы на занятиях дети учатся связно и свободно излагать свои мысли, что является необходимым условием для последующего их обучения в школе.
Большое внимание в Программе уделено также развитию техники невербальной коммуникации. Это связано с тем, что, во-первых, несмотря на то, что в семь лет дети достаточно хорошо владеют языком, жест, мимика, эмоциональная фонация остаются у него все же главным средством общения. Наше же воспитание чаще вербально, детей не учат коммуникативному невербальному поведению. Во-вторых, как известно, в основе всего вербального лежит невербальное, предмет речи первичен, сама речь вторична.
Занятия по развитию техники невербальной коммуникации начинаются с изучения эмоций ("Мимическая гимнастика", "Маска эмоций", "Почему ты такой?" и т.д.) Для более точного представления о том или ином эмоциональном состоянии, детей учат соотносить эмоции с цветом ("Раскрась колпачки", "Картинная галерея"). Для того, чтобы дети научились "чувствовать эмоции" и адекватно подбирать цвета к различным эмоциональным состояниям, на первых шести занятиях Программы им даются первоначальные сведения об основных цветах спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный). Задания взяты из книги Погосовой Н.М "Цветовой тренинг" [19] и направлены на расширение представления детей о цветах спектра, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Развитию способностей различать эмоциональные состояния способствуют также авторские упражнения "Глаза-зеркало души", "Живопись и поэзия". Детям предлагается проанализировать, какие средства используют художники и поэты для передачи настроения, "состояния души"? Как в живописи и поэзии можно выразить одно и то же эмоциональное состояние? Выполнение подобных упражнений помогает ребенку научиться более тонко воспринимать мир и окружающих его людей.
Невербальные способы коммуникации представлены в Программе не только мимикой, но и языком жестов и тела (упражнения "Общения при помощи рук", "Быстрые превращения", "Через стекло" и т.д.) Предварительно, вместе с психологом дети рассуждают на тему, можно ли общаться друг с другом, не прибегая к помощи речи? Как это можно сделать? Можно ли через движение, мимику передать эмоциональное состояние человека? Каким образом? Можно ли общаться при помощи музыки, живописи, танца?
Занятия по развитию перцептивных навыков общения представлены упражнениями "Ролевая гимнастика", "Забота о животных", "Что я чувствую" и др. В этих упражнениях детям дается возможность поэкспериментировать , побыв в другом образе, что помогает им лучше понять себя и других. Во второй части Программы, которая в данный момент находится в работе, аналогичные задания представлены работой в парах. Такая работа, как показывает практика, является более эффективной.
Упражнения на интеракцию, способствующие формированию кооперативных связей участников группы, представлены заданиями из методики В.В.Рубцова[20] на построение различных по составу структур из предметов и упражнениями и играми К. Фопель[23]. Все занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть - приветствие, обязательный тактильный контакт, ободряющая улыбка, упражнения на снятие мышечных зажимов, укрепление здоровья детей в целом. Основная часть - включает игровые упражнения в зависимости от задач каждого занятия. Обязательно должно учитываться общее состояние детей. Не следует оставлять без внимания проявления повышенной утомляемости. Заключительная часть - подведение итогов занятия, рефлексия на то, что было на занятии, и обеспечение плавного перехода из мира фантазий и игры в мир реальности. На этом этапе занятия также обязательны тактильный контакт, визуальный контакт "глаза в глаза", коммуникация с ребенком. Заключительная часть играет важную роль в формировании позитивной системы "взрослый - ребенок" и, прежде всего, отношений доверия и взаимопонимания.
На занятиях используются упражнения, разработанные:
М. Чистяковой[24], Е. Лютовой, Г. Мониной[14], И. Выготской Е. Пеллингер, Л. Успенской[4], К. Фопелем[23], В. Леви[10], К. Рудестамом[21], С. Петрушиным[18], Т. Нестерюк Т.В[15], Сиротюк Н[22], М.А. Панфиловой[17] и др. модифицированные и адаптированные применительно для детей старшего дошкольного возраста.
Во второй части Программы, которая в данный момент находится в работе ,предусматривается дальнейшее совершенствование коммуникативных навыков у дошкольников: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, способности к произвольной регуляции деятельности, развитие межличностного доверия и группового сотрудничества, умения согласовывать свои действия со сверстниками, коррекция негативных черт характера и т.д.
В заключении хочется отметить, что работа с детьми не будет по-настоящему эффективной без работы с родителями. Система работы с родителями по повышению их компетентности в общении и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы развития коммуникативного компонента готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология // М., 1988, 432 с.
2. Бодалев А.А. Психология общения.// Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2002
3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. //М.: Просвещение, 1968.
4. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.// М., 1984.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. // М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.// Питер, СПб, 2007.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения // Педагогика, 1989,
8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. // М.: Просвещение, 1986.
9. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.// М.: Просвещение, 1996.
10. Леви В.Л. Искусство быть собой. Искусство быть другим // М.: Знание, 1990.
11. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. // М.: Педагогика, 1983. 12. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.
13. Ломов Б.Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии //Питер СПб, 1986.
14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.// СПб.: Речь, 2003.
15. Нестерюк Т.В. Дыхательная и звуковая гимнастика.// М.: Издательство "Книголюб"2007.
16. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. // М.: Мысль, 1971.
17. Панфилова М.А. Игротерапия общения.//М.:2001
18. Петрушин С. Игротека для взрослых. // Казань, 1989.
19. Погосова Н.М. "Цветовой тренинг"// СПб.: Речь, - 2003.
20. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. //М., Педагогика, 1987.
21. Рудестам Н. Групповая психотерапия . //М., Прогресс, 1990
22. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью // М.: Сфера, 2002.
23. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. // М.: Генезис, 1998.
24. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
25. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко - М.: Педагогика, 1989.