Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели по линиям развития личности ученика:
Линия 1. Картина мира в фактах: дополнить
картину Древнего Востока описанием страны,
которую можно считать «морской» цивилизацией,
народа, достижениями которого мы пользуемся до
сих пор.
Линия 2.Картина мира в понятиях:
сформировать понятие «колония», которое
впоследствии многократно используется и
развивается.
Линия 3.Историческое мышление: дать
возможность ученикам сравнить «речные»
цивилизации Египет и Междуречье с «приморской»
Финикией, выявить взаимосвязь особенностей
природы и общественного устройства.
Линия 4. Нравственное самоопределение: дать
возможность ученикам оценить с нравственных
позиций разбойничьи набеги финикийцев на
побережья.
Линия 5. Культурное, гражданское и
патриотическое самоопределение: создать
ситуации, в которых ученикам надо было бы оценить
значение финикийцев в жизни Средиземноморья и с
точки зрения тех, кому они привозили редкие
товары, и с точки зрения тех, кого они превращали
в своих рабов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска).
План урока:
I. Постановка проблемы.
II. Открытие нового знания:
1. Природные условия Финикии.
2. Занятия финикийцев.
3. Открытия и изобретения.
III. Итоги урока – решение проблемы.
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание.
Проведение урока:
I. Постановка проблемы
Учитель: Назовите известные вам
цивилизации Древнего мира, которые имели выходы
к морям (использовать карты в атласе по истории
Древнего мира).
Ученики: Египет, Междуречье, Финикия.
Учитель: Мореплаватели какой
цивилизации первыми совершили путешествие
вокруг Африки?
Ученики: Финикийцы.
Учитель: Попробуйте сформулировать
проблему.
Ученики вместе с учителем формулируют проблему: Что позволило финикийцам добиться более выдающихся успехов на море, по сравнению с Египтом и Междуречьем?
II. Открытие нового знания
Учитель: Просмотрев презентацию и поработав с учебником, мы познакомимся с удивительной страной – Финикией и её народом, открытиями и изобретениями которого, мир пользуется до сих пор, а затем снова вернемся к решению проблемной задачи.
Просмотр презентации «Финикия». В процессе работы с презентацией учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с учебником §16, записывают в рабочие тетради новые понятия, такие как:
- Финикия
- колония
- алфавит
- пурпур (пурпурная краска)
После того, как учащиеся поработали с презентацией, учебником, картой, рабочей тетрадью, учитель возвращается к решению проблемной задачи.
Учитель: Какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы решить проблему?
Ученики вместе с учителем формулируют вопросы, на которые нужно ответить для решения проблемной задачи:
- Сравнить природные условия трех цивилизаций, размеры территорий.
- Сравнить основные занятия жителей.
- Сравнить общественное устройство (управление государством).
Вариант I. Класс делиться на группы. Каждая группа получает свое задание, соответственно поставленным вопросам. Можно сделать аналитическую группу, которая вместе с учителем начертит, и будет заполнять на доске сравнительную таблицу.
Вариант II. Если времени на уроке недостаточно, то это задание ученики могут закончить дома, а на следующем уроке, учитель проверяет это задание в классе, как повторение и закрепление материала по теме «Финикия».
Сравнительная таблица может выглядеть следующим образом
Вопросы для сравнения |
Египет, Междуречье |
Финикия |
Как это влияло на мореплавание |
Природные условия | Равнины, полноводные реки | Нет полноводных рек, мало равнин, горы, побережье моря | Море – основной источник средств существования |
Величина территории | Большая территория | Маленькая территория | Расширение территории за счет колонизации островов и Северной Африки |
Основные занятия жителей | Земледелие, ремесло, торговля | Ремесло, рыболовство, торговля, пиратство | Для этих занятий необходимо все время усовершенствовать корабли и письменность (алфавит) |
Управление государством | Рано появились единые государства | Не была единым государством | Города-государства соперничали друг с другом, и это ускоряло появление новых открытий и изобретений |
III. Итоги урока – решение проблемы
Учитель вместе с учащимися анализирует таблицу и подводит учеников к следующему выводу:
«Финикия была приморской страной. Основные занятия населения – морская торговля и пиратство – требовали самых совершенных кораблей того времени. Поэтому самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами».
Учитель задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:
- О чем мы узнали на уроке?
- Что мы записали в тетради?
- Что мы увидели в презентации?
- Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
- Поставим оценки за работу в группах (оценки за выполнение задания).
IV. Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
V. Домашнее задание:
- Подготовить §16.
- Выписать в тетрадь новые понятия и выучить их.
- Ответить на вопросы после §16 (устно).
- Решить проблему: Что позволило финикийцам добиться более выдающихся успехов в мореплавании, по сравнению с Египтом и Междуречье? (заполнить таблицу в тетради).
Материал для подготовки к уроку:
- Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Методическое пособие к учебнику/Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М., Дрофа, 2002.
- Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Рабочая тетрадь. – М.:Дрофа, 2002.
- Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу «История первобытного и Древнего мира». 5 кл. – М.: «Баласс», 2002.
- Интернет-ресурсы: www.google.ru, www.yandex. ru