Финикия. 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели по линиям развития личности ученика:

Линия 1. Картина мира в фактах: дополнить картину Древнего Востока описанием страны, которую можно считать «морской» цивилизацией, народа, достижениями которого мы пользуемся до сих пор.
Линия 2.Картина мира в понятиях: сформировать понятие «колония», которое впоследствии многократно используется и развивается.
Линия 3.Историческое мышление: дать возможность ученикам сравнить «речные» цивилизации Египет и Междуречье с «приморской» Финикией, выявить взаимосвязь особенностей природы и общественного устройства.
Линия 4. Нравственное самоопределение: дать возможность ученикам оценить с нравственных позиций разбойничьи набеги финикийцев на побережья.
Линия 5. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение: создать ситуации, в которых ученикам надо было бы оценить значение финикийцев в жизни Средиземноморья и с точки зрения тех, кому они привозили редкие товары, и с точки зрения тех, кого они превращали в своих рабов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска).

План урока:

I. Постановка проблемы.
II. Открытие нового знания:
1. Природные условия Финикии.
2. Занятия финикийцев.
3. Открытия и изобретения.
III. Итоги урока – решение проблемы.
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание.

Проведение урока:

I. Постановка проблемы

Учитель:  Назовите известные вам цивилизации Древнего мира, которые имели выходы к морям (использовать карты в атласе по истории Древнего мира).
Ученики: Египет, Междуречье, Финикия.
Учитель:  Мореплаватели какой цивилизации первыми совершили путешествие вокруг Африки?
Ученики: Финикийцы.
Учитель:  Попробуйте сформулировать проблему.

Ученики вместе с учителем формулируют проблему: Что позволило финикийцам добиться более выдающихся успехов на море, по сравнению с Египтом и Междуречьем?

II. Открытие нового знания

Учитель:  Просмотрев презентацию и поработав с учебником, мы познакомимся с удивительной страной  – Финикией и её народом, открытиями и изобретениями которого, мир пользуется до сих пор, а затем снова вернемся к решению проблемной задачи.

Просмотр презентации «Финикия». В процессе работы с презентацией учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с учебником §16, записывают в рабочие тетради новые понятия, такие как:

  • Финикия
  • колония
  • алфавит
  • пурпур (пурпурная краска)

После того, как учащиеся поработали с презентацией, учебником, картой, рабочей тетрадью, учитель возвращается к решению проблемной задачи.

Учитель:  Какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы решить проблему?

Ученики вместе с учителем формулируют вопросы, на которые нужно ответить для решения проблемной задачи:

  • Сравнить природные условия трех цивилизаций, размеры территорий.
  • Сравнить основные занятия жителей.
  • Сравнить общественное устройство (управление государством).

Вариант I. Класс делиться на группы. Каждая группа получает свое задание, соответственно поставленным вопросам. Можно сделать аналитическую группу, которая вместе с учителем начертит, и будет заполнять на доске  сравнительную таблицу.

Вариант II. Если времени на уроке недостаточно, то это задание  ученики могут закончить дома, а на  следующем уроке, учитель проверяет это задание в классе, как повторение и закрепление материала по теме «Финикия».

Сравнительная таблица может выглядеть следующим образом

Вопросы для сравнения

Египет, Междуречье

Финикия

Как это влияло на мореплавание

Природные условия Равнины, полноводные реки Нет полноводных рек, мало равнин, горы, побережье моря Море – основной источник средств существования
Величина территории Большая территория Маленькая территория Расширение территории за счет колонизации островов и Северной Африки
Основные занятия жителей Земледелие, ремесло, торговля Ремесло, рыболовство, торговля, пиратство Для этих занятий необходимо все время усовершенствовать корабли и письменность (алфавит)
Управление государством Рано появились единые государства Не была единым государством Города-государства соперничали друг с другом, и это ускоряло появление новых открытий и изобретений

III. Итоги урока – решение проблемы

Учитель вместе с учащимися анализирует таблицу и подводит учеников к следующему выводу:

«Финикия была приморской страной. Основные занятия населения – морская торговля и пиратство – требовали самых совершенных кораблей того времени. Поэтому самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами».

Учитель задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?
  • Что мы записали в тетради?
  • Что мы увидели в презентации?
  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
  • Поставим оценки за работу в группах (оценки за выполнение задания).

IV. Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

V. Домашнее задание:

  1. Подготовить §16.
  2. Выписать в тетрадь новые понятия и выучить их.
  3. Ответить на вопросы после §16 (устно).
  4. Решить проблему: Что позволило финикийцам добиться более выдающихся успехов в мореплавании, по сравнению с Египтом и Междуречье?  (заполнить таблицу в  тетради).

Материал для подготовки к уроку:

  1. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Методическое пособие к учебнику/Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М., Дрофа, 2002.
  2. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Рабочая тетрадь. – М.:Дрофа, 2002.
  3. Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу «История первобытного и Древнего мира». 5 кл. – М.: «Баласс», 2002.
  4. Интернет-ресурсы: www.google.ru, www.yandex. ru