Психологическое сопровождение выбора профессии

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность Введение предпрофильного и профильного обучения в школе выдвигает перед школой проблему организации системной профориентационной работы с учащимися.

Цель постепенное сформирование у учащихся внутренней готовности и осознанно планировать перспективы своего профессионального самоопределения.

Задачи:

  • Помочь в овладении технологией профессионального самоопределения
  • Обеспечить информированность учащихся о мире профессий
  • Изучить индивидуальные психологические особенности учащихся
  • Выработать навыки самоанализа, самопрезентации
  • Сформировать способность соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная нами активизирующая технология по профориентации будет способствовать формированию профессиональной направленности учащихся. В итоге реализации этой профориентационной работы ученик из объекта воздействия должен стать субъектом профессионального самоопределения.

Новизна: в содержание программы включены новые для школьников прак5тические занятия, поэтапно развивающие внутреннюю активность, ведущую к осознанному выбору.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение глубинной личностной мотивации к учебе
  • Повышение уровня самопознания и личностного роста ученика
  • Вовлечение ученика в процесс внутренней активизации
  • Эффективное использование активизирующих методов.
  • Психологическая помощь учащимися в выборе профессии осуществляется в 3 этапа (по возрасту).

I этап: "Познай себя" 5-7 классы Задачи: выявление и развитие интересов, помощь в выборе увлечений, хобби, расширение представлений о мире профессий.

II этап: "Найди себя в мире профессий" 8-9 классы. Задачи: формирование профессионального самосознания, определение профиля обучения, оказание помощи в самопознании, знакомство с миром профессий.

III этап: "Развивай и реализуй себя" 10-11 классы. Задачи: развитие убежденности в адекватности сделанного выбора профессии подготовка к реализации выбранного профнамерения.

I этап охватывает учащихся 5-7 классов. Психологической особенностью учащихся 5-6 классов является то, что в этом возрасте еще не сформирован профессиональный план, не отражены в сознании такие функции как самоанализ и самоконтроль, поэтому выявление интересов учащихся следует проводить допустимыми формами диагностики.

1. Анкетирование (определение типа отношения учащихся к изучаемым предметам), тестирование (тест "Сфера интересов").

2. Начинается заполнение проф./карты (классный руководитель).

3. Методом диагностической беседы проводится выявление интегративной структуры личности.

4. Тест Амтхауэра Профиль обучения.

5. Индивидуальный маршрут ученика (психолог).

Профориентационную работу следует проводить в следующих формах: помощь в выборе кружка (работа с родителями).

Проведение классных часов об интересующих профессиях, о профессиях родителей, проигрывание профессий с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий, участие на неделях профориентации в форме сочинений, стенных газет.

В 7 классе в структуре личности уже проявляется профессиональные интересы и склонности, поэтому следует проводить такие экспрессивные методики:

1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).

2. Карта интересов.

3. Диагностическая беседа и экспертный анализ учебной и внеучебной деятельности.

4. Продолжение заполнения проф./карты.

5. Тест Амтхауэра "Профиль обучения".

6. Индивидуальный маршрут ученика.

Профориентационную работу следует проводить в следующих формах: классные часы об интересующих профессиях с целью постепенного расширения представлений о мире профессий, помощь в выборе хобби, увлечений, участие на конкурсе проектов в рамках недели профориентации.

II этап охватывает учащихся 8-9 классов. На этом этапе проводится курс "Мы в мире профессий". Психологической особенностью этого возраста является интенсивная социализация. В процессе социализации важным процессом становится самоопределение. Для этого возраста характерно стремление проектировать себя в будущей профессии, что стимулирует учащихся к развитию, легче включаются в процесс самовоспитания, усиливается значимость собственных ценностей. У учащихся постепенно формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к самоопределению.

Типичными ожиданиями учащихся 8-9 классов являются проблема "Куда пойти учиться" после 9 класса, более конкретный интерес к профессиям, появляется интерес к профессиональным учебным заведениям, выбор факультативов, интерес к своей профпригодности.

Третий этап "Развивай и реализуй себя": 10-1 1 классы. В профильных классах проводится курс "Мой профессиональный путь".

На этом этапе встает проблема конкретной психологической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении, создание условий, стимулирующих рост ученика в результате которой он сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологической особенностью старшеклассников является возрастающий интерес к собственному "Я". Процесс формирования профессиональной направленности у школьника на основе интереса к конкретной профессии осуществляется значительно интенсивнее, чем в предыдущие годы обучения в школе. Этому способствует социальная позиция старшеклассников связанная с близкой перспективой выбора профессии. В этом возрасте получает дальнейшее развитие основная движущая сила формирования профессиональной направленности - потребность в выборе профессии, которая с одной стороны приводит в движение сферы разнообразных потребностей и интересов личности. С другой - диапазон интересов обеспечивает определенный уровень способностей, потребностей и умений, широту предметно - практического и теоретического опыта личности.

Становление субъекта профессионального самоопределения проходит три этапа. В процессе системной трехэтапной профориентационной работы ученик - из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения. Этому способствуют общие активизирующие формы работы такие как: ярмарка технических профессий, ярмарка социально-гуманитарных профессий, неделя профориентации, проектная деятельность по профориентации, день психологии, деловые игры, встречи со студентами, брейн-ринг "Мир профессий", беседы, выпуск бюллетеней "Знаете ли вы эти профессии?" и т.д.

Проведение в старших классах курсов "Мы в мире профессий" и "Мой профессиональный путь" обращено к расширению профессиональных компетенций учащихся, к личностным механизмам, регулирующим активность субъекта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям, способность видеть альтернативы, принятие на себя ответственности, ориентацию на самостоятельный выбор.

Системная профориентационная работа постепенно формирует у учащихся готовность самостоятельно решать профориентационные проблемы, формируется внутренняя активность, т.е. ученик становится субъектом профессионального самоопределения.

В качестве критериев эффективности такой модели профориентационной работы можно обозначить следующие факторы:

  • уверенность (субъективная оценка правильности выбора профессии);
  • адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности);
  • действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор);
  • профессиональная и личностная компетенция.

Программа курса "Мы в мире профессий" для учащихся 8-9 классов.

Курс "Мы в мире профессий" позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности, сделать обоснованный выбор профиля обучения, подготовиться к будущей трудовой деятельности, т.е. совершить первичное профессиональное самоопределение.

Цель курса: создание условий для обоснованного и самостоятельного выбора профиля обучения учащимися, формирование профсамосознания.

Данная программа рассчитана на 23 академических часа, на самостоятельную работу - 5 часов.

Направления работы:

  • теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа);
  • тестирование (выявление интересов, склонностей, способностей) и т.д.;
  • практическая подготовка (формирование и тренировка умений, навыков и способностей);
  • консультирование (групповое, индивидуальное).

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • особенности выбора профессии;
  • свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при выборе профессии;
  • классификация, типы профессий;
  • личный профессиональный план;
  • требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;
  • профильное обучение, портфолио;
  • источники получения сведений об учебных заведениях после 9 класса, рынке труда

По окончании курса должны уметь:

  • реально оценивать свои возможности, способности, интересы;
  • соотносить свой образ с различными профессиями;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • уметь презентовать свое портфолио.

Критерии эффективности обучения учащихся. Оценка эффективности реализации программы "Мы в мире профессий" происходит на основе следующих критериев:

  • востребованность предлагаемого курса;
  • интерес учащихся к обсуждаемым вопросам;
  • освоение учащимися теоретических основ программы;
  • положительные отзывы со стороны педагогов, родителей.

Система контроля процесса и результата программы:

  • Проведение устных блиц-опросов.
  • Наблюдение за учащимися в процессе занятий.
  • Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  • Контрольная работа, мини-проекты.

Тематическое планирование курса "Мы в мире профессий" для учащихся 8-9 классов.

Темы занятий Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятельно
I Введение. Предмет и задачи курса "Важность выбора профессии в жизни человека". 1 1 -
II Познавательные процессы и способности личности. 2 1 1
2.1. Внимание и память 1 1 -
2.2. Ощущение. Восприятие. Воображение. 1 1 -
2.3. Мышление. Типы интеллекта. 1 1 -
2.4. Способности. Общие и специальные. 2 1 1
III Психология личности      
3.1. Темперамент. Типы темперамента. 1 1 -
3.2. Характер. Азбука характера. Самооценка. 2 1 1
3.3. Склонности и интересы в выборе.      
IV Мир профессий      
4.1. Понятие о профессии. Характеристика труда. 1 1 -
4.2. Классификация профессий. Формула профессии. 1 1 -
4.3. Характеристика профессий типа "Человек-человек". 1 1 -
4.4. Характеристика профессий "Человек-техника"1 1 1 -
4.5. Характеристика профессий "Человек-знак" 1 1 -
4.6. Характеристика профессий "Человек-природа" 1 1 -
4.7. Характеристика профессий "Человек - художественный образ". 1 1 -
V Проектирование будущей профессии      
5.1. Личный профессиональный план алгоритм. 2 1 1
5.2. Портфолио (личный портфель достижений). 2 1 1
5.3. Профильное обучение и индивидуальный учебный план. 1 1 -
ИТОГО 23 18 5

Программа курса "Мой профессиональный путь" для учащихся 10-11 классов.

Цель программы: создание условий для самостоятельного и осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • сформировать у учащихся качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • расширить знание учащихся о рынке труда;
  • обучить проектированию будущей карьеры;
  • сформировать практические навыки применения полученных знаний в жизни;
  • сформировать готовность брать на себя ответственность за свой выбор.

Данная программа рассчитана на 18 академических часов, из них аудитория - 13 часов, на самостоятельную - 5 часов.

Направления работы:

  • теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа);
  • диагностическая работа (тесты, опросники);
  • практическая подготовка (формирование, тренировка умений, навыков);
  • консультирование (групповая и индивидуальная).

По окончанию курса учащиеся должны знать:

  • стратегию выбора профессии;
  • значение профессионального и личностного самоопределения;
  • факторы, влияющие на выбор профессиональной деятельности;
  • понятие "карьера";
  • профессиональная готовность;
  • стили общения;
  • особенности эмоциональной сферы;
  • возможные препятствия на пути к профессиональным целям;
  • уровни сформированности личной профессиональной перспективы.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • оценивать уровень сформированности личной профессиональной перспективы;
  • уметь составлять резюме;
  • уметь презентовать свои профессиональные качества;
  • проектировать свою профессиональную карьеру;
  • уметь взаимодействовать;
  • уметь принимать решения;
  • уметь регулировать эмоциональное напряжение.

Направления работы:

  • теоретическая подготовка (информирование, эвристическая беседа);
  • диагностическая работа;
  • практическая подготовка (формирование, тренировка умений, навыков, способностей);
  • консультирование (групповое, индивидуальное).

Критерии эффективности обучения учащихся:

  • востребованность содержания курса учащимися;
  • интерес учащихся к обсуждаемым проблемам;
  • совершенствование учащимися навыков профессионального самоопределения;
  • изменение уровня развития профессионального самосознания в более позитивную сторону.

Система контроля процесса и результата программы:

  • Зачеты, мини - проекты.
  • Проведение устных блиц-опросов.
  • Наблюдение за учащимися в процессе занятий.
  • Домашние занятия.

Содержание курса "Мой профессиональный путь" для учащихся 10-11 классов.

Темы занятий Количество часов
Всего Аудитор-ные

занятия

Самостоя-тельно
I Регуляторы выбора профессии      
1.1. Введение. Предмет и задачи курса. 1 1 -
1.2. Восьмиугольник основных факторов выбора профессии. 2 1 1
1.3. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. 1 1 -
1.4. Сформированность личной профессиональной перспективы. 2 1 1
II Проектирование образа будущей карьеры.      
2.1. Карьера. Виды карьеры. 1 1 -
2.2. Профессиональная предрасположенность и успешность. 1 1 -
2.3. Оценка реалистичности выбранного профессионального пути. 2 1 1
2.4. Определение основного и альтернативных вариантов карьеры. 1 1 -
III Пути становления профессионала.      
3.1. Препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления. 1 1 -
3.2. Общение - способ достижения успеха в будущей профессиональной деятельности. 2 1 1
3.3. Эмоциональные барьеры. Саморегуляция. 2 1 1
3.4. Самопрезентация. Резюме. 2 2 -
ИТОГО 18 13 5

Стратегия психологического сопровождения выбора профессии направлена на содействие субъекту в формировании собственного ориентационного поля, на создание условий для самореализации, саморазвития.

Становление субъекта профессионального самоопределения проходит три этапа. В процессе системной трехэтапной профориентационной работы ученик - из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения. Этому способствуют общие активизирующие формы работы такие как: ярмарка технических профессий, ярмарка социально-гуманитарных профессий, неделя профориентации, проектная деятельность по профориентации, день психологии, деловые игры, встречи со студентами, брейн-ринг "Мир профессий", беседы, выпуск бюллетеней "Знаете ли вы эти профессии?" и т.д.