Актуальность Введение предпрофильного и профильного обучения в школе выдвигает перед школой проблему организации системной профориентационной работы с учащимися.
Цель постепенное сформирование у учащихся внутренней готовности и осознанно планировать перспективы своего профессионального самоопределения.
Задачи:
- Помочь в овладении технологией профессионального самоопределения
- Обеспечить информированность учащихся о мире профессий
- Изучить индивидуальные психологические особенности учащихся
- Выработать навыки самоанализа, самопрезентации
- Сформировать способность соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная нами активизирующая технология по профориентации будет способствовать формированию профессиональной направленности учащихся. В итоге реализации этой профориентационной работы ученик из объекта воздействия должен стать субъектом профессионального самоопределения.
Новизна: в содержание программы включены новые для школьников прак5тические занятия, поэтапно развивающие внутреннюю активность, ведущую к осознанному выбору.
Ожидаемые результаты:
- Повышение глубинной личностной мотивации к учебе
- Повышение уровня самопознания и личностного роста ученика
- Вовлечение ученика в процесс внутренней активизации
- Эффективное использование активизирующих методов.
- Психологическая помощь учащимися в выборе профессии осуществляется в 3 этапа (по возрасту).
I этап: "Познай себя" 5-7 классы Задачи: выявление и развитие интересов, помощь в выборе увлечений, хобби, расширение представлений о мире профессий.
II этап: "Найди себя в мире профессий" 8-9 классы. Задачи: формирование профессионального самосознания, определение профиля обучения, оказание помощи в самопознании, знакомство с миром профессий.
III этап: "Развивай и реализуй себя" 10-11 классы. Задачи: развитие убежденности в адекватности сделанного выбора профессии подготовка к реализации выбранного профнамерения.
I этап охватывает учащихся 5-7 классов. Психологической особенностью учащихся 5-6 классов является то, что в этом возрасте еще не сформирован профессиональный план, не отражены в сознании такие функции как самоанализ и самоконтроль, поэтому выявление интересов учащихся следует проводить допустимыми формами диагностики.
1. Анкетирование (определение типа отношения учащихся к изучаемым предметам), тестирование (тест "Сфера интересов").
2. Начинается заполнение проф./карты (классный руководитель).
3. Методом диагностической беседы проводится выявление интегративной структуры личности.
4. Тест Амтхауэра Профиль обучения.
5. Индивидуальный маршрут ученика (психолог).
Профориентационную работу следует проводить в следующих формах: помощь в выборе кружка (работа с родителями).
Проведение классных часов об интересующих профессиях, о профессиях родителей, проигрывание профессий с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий, участие на неделях профориентации в форме сочинений, стенных газет.
В 7 классе в структуре личности уже проявляется профессиональные интересы и склонности, поэтому следует проводить такие экспрессивные методики:
1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).
2. Карта интересов.
3. Диагностическая беседа и экспертный анализ учебной и внеучебной деятельности.
4. Продолжение заполнения проф./карты.
5. Тест Амтхауэра "Профиль обучения".
6. Индивидуальный маршрут ученика.
Профориентационную работу следует проводить в следующих формах: классные часы об интересующих профессиях с целью постепенного расширения представлений о мире профессий, помощь в выборе хобби, увлечений, участие на конкурсе проектов в рамках недели профориентации.
II этап охватывает учащихся 8-9 классов. На этом этапе проводится курс "Мы в мире профессий". Психологической особенностью этого возраста является интенсивная социализация. В процессе социализации важным процессом становится самоопределение. Для этого возраста характерно стремление проектировать себя в будущей профессии, что стимулирует учащихся к развитию, легче включаются в процесс самовоспитания, усиливается значимость собственных ценностей. У учащихся постепенно формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к самоопределению.
Типичными ожиданиями учащихся 8-9 классов являются проблема "Куда пойти учиться" после 9 класса, более конкретный интерес к профессиям, появляется интерес к профессиональным учебным заведениям, выбор факультативов, интерес к своей профпригодности.
Третий этап "Развивай и реализуй себя": 10-1 1 классы. В профильных классах проводится курс "Мой профессиональный путь".
На этом этапе встает проблема конкретной психологической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении, создание условий, стимулирующих рост ученика в результате которой он сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологической особенностью старшеклассников является возрастающий интерес к собственному "Я". Процесс формирования профессиональной направленности у школьника на основе интереса к конкретной профессии осуществляется значительно интенсивнее, чем в предыдущие годы обучения в школе. Этому способствует социальная позиция старшеклассников связанная с близкой перспективой выбора профессии. В этом возрасте получает дальнейшее развитие основная движущая сила формирования профессиональной направленности - потребность в выборе профессии, которая с одной стороны приводит в движение сферы разнообразных потребностей и интересов личности. С другой - диапазон интересов обеспечивает определенный уровень способностей, потребностей и умений, широту предметно - практического и теоретического опыта личности.
Становление субъекта профессионального самоопределения проходит три этапа. В процессе системной трехэтапной профориентационной работы ученик - из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения. Этому способствуют общие активизирующие формы работы такие как: ярмарка технических профессий, ярмарка социально-гуманитарных профессий, неделя профориентации, проектная деятельность по профориентации, день психологии, деловые игры, встречи со студентами, брейн-ринг "Мир профессий", беседы, выпуск бюллетеней "Знаете ли вы эти профессии?" и т.д.
Проведение в старших классах курсов "Мы в мире профессий" и "Мой профессиональный путь" обращено к расширению профессиональных компетенций учащихся, к личностным механизмам, регулирующим активность субъекта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям, способность видеть альтернативы, принятие на себя ответственности, ориентацию на самостоятельный выбор.
Системная профориентационная работа постепенно формирует у учащихся готовность самостоятельно решать профориентационные проблемы, формируется внутренняя активность, т.е. ученик становится субъектом профессионального самоопределения.
В качестве критериев эффективности такой модели профориентационной работы можно обозначить следующие факторы:
- уверенность (субъективная оценка правильности выбора профессии);
- адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности);
- действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор);
- профессиональная и личностная компетенция.
Программа курса "Мы в мире профессий" для учащихся 8-9 классов.
Курс "Мы в мире профессий" позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности, сделать обоснованный выбор профиля обучения, подготовиться к будущей трудовой деятельности, т.е. совершить первичное профессиональное самоопределение.
Цель курса: создание условий для обоснованного и самостоятельного выбора профиля обучения учащимися, формирование профсамосознания.
Данная программа рассчитана на 23 академических часа, на самостоятельную работу - 5 часов.
Направления работы:
- теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа);
- тестирование (выявление интересов, склонностей, способностей) и т.д.;
- практическая подготовка (формирование и тренировка умений, навыков и способностей);
- консультирование (групповое, индивидуальное).
По окончании курса учащиеся должны знать:
- особенности выбора профессии;
- свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при выборе профессии;
- классификация, типы профессий;
- личный профессиональный план;
- требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;
- профильное обучение, портфолио;
- источники получения сведений об учебных заведениях после 9 класса, рынке труда
По окончании курса должны уметь:
- реально оценивать свои возможности, способности, интересы;
- соотносить свой образ с различными профессиями;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- уметь презентовать свое портфолио.
Критерии эффективности обучения учащихся. Оценка эффективности реализации программы "Мы в мире профессий" происходит на основе следующих критериев:
- востребованность предлагаемого курса;
- интерес учащихся к обсуждаемым вопросам;
- освоение учащимися теоретических основ программы;
- положительные отзывы со стороны педагогов, родителей.
Система контроля процесса и результата программы:
- Проведение устных блиц-опросов.
- Наблюдение за учащимися в процессе занятий.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Контрольная работа, мини-проекты.
Тематическое планирование курса "Мы в мире профессий" для учащихся 8-9 классов.
№ | Темы занятий | Количество часов | ||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельно | ||
I | Введение. Предмет и задачи курса "Важность выбора профессии в жизни человека". | 1 | 1 | - |
II | Познавательные процессы и способности личности. | 2 | 1 | 1 |
2.1. | Внимание и память | 1 | 1 | - |
2.2. | Ощущение. Восприятие. Воображение. | 1 | 1 | - |
2.3. | Мышление. Типы интеллекта. | 1 | 1 | - |
2.4. | Способности. Общие и специальные. | 2 | 1 | 1 |
III | Психология личности | |||
3.1. | Темперамент. Типы темперамента. | 1 | 1 | - |
3.2. | Характер. Азбука характера. Самооценка. | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Склонности и интересы в выборе. | |||
IV | Мир профессий | |||
4.1. | Понятие о профессии. Характеристика труда. | 1 | 1 | - |
4.2. | Классификация профессий. Формула профессии. | 1 | 1 | - |
4.3. | Характеристика профессий типа "Человек-человек". | 1 | 1 | - |
4.4. | Характеристика профессий "Человек-техника"1 | 1 | 1 | - |
4.5. | Характеристика профессий "Человек-знак" | 1 | 1 | - |
4.6. | Характеристика профессий "Человек-природа" | 1 | 1 | - |
4.7. | Характеристика профессий "Человек - художественный образ". | 1 | 1 | - |
V | Проектирование будущей профессии | |||
5.1. | Личный профессиональный план алгоритм. | 2 | 1 | 1 |
5.2. | Портфолио (личный портфель достижений). | 2 | 1 | 1 |
5.3. | Профильное обучение и индивидуальный учебный план. | 1 | 1 | - |
ИТОГО | 23 | 18 | 5 |
Программа курса "Мой профессиональный путь" для учащихся 10-11 классов.
Цель программы: создание условий для самостоятельного и осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать у учащихся качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- расширить знание учащихся о рынке труда;
- обучить проектированию будущей карьеры;
- сформировать практические навыки применения полученных знаний в жизни;
- сформировать готовность брать на себя ответственность за свой выбор.
Данная программа рассчитана на 18 академических часов, из них аудитория - 13 часов, на самостоятельную - 5 часов.
Направления работы:
- теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа);
- диагностическая работа (тесты, опросники);
- практическая подготовка (формирование, тренировка умений, навыков);
- консультирование (групповая и индивидуальная).
По окончанию курса учащиеся должны знать:
- стратегию выбора профессии;
- значение профессионального и личностного самоопределения;
- факторы, влияющие на выбор профессиональной деятельности;
- понятие "карьера";
- профессиональная готовность;
- стили общения;
- особенности эмоциональной сферы;
- возможные препятствия на пути к профессиональным целям;
- уровни сформированности личной профессиональной перспективы.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- оценивать уровень сформированности личной профессиональной перспективы;
- уметь составлять резюме;
- уметь презентовать свои профессиональные качества;
- проектировать свою профессиональную карьеру;
- уметь взаимодействовать;
- уметь принимать решения;
- уметь регулировать эмоциональное напряжение.
Направления работы:
- теоретическая подготовка (информирование, эвристическая беседа);
- диагностическая работа;
- практическая подготовка (формирование, тренировка умений, навыков, способностей);
- консультирование (групповое, индивидуальное).
Критерии эффективности обучения учащихся:
- востребованность содержания курса учащимися;
- интерес учащихся к обсуждаемым проблемам;
- совершенствование учащимися навыков профессионального самоопределения;
- изменение уровня развития профессионального самосознания в более позитивную сторону.
Система контроля процесса и результата программы:
- Зачеты, мини - проекты.
- Проведение устных блиц-опросов.
- Наблюдение за учащимися в процессе занятий.
- Домашние занятия.
Содержание курса "Мой профессиональный путь" для учащихся 10-11 классов.
№ | Темы занятий | Количество часов | ||
Всего | Аудитор-ные занятия |
Самостоя-тельно | ||
I | Регуляторы выбора профессии | |||
1.1. | Введение. Предмет и задачи курса. | 1 | 1 | - |
1.2. | Восьмиугольник основных факторов выбора профессии. | 2 | 1 | 1 |
1.3. | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. | 1 | 1 | - |
1.4. | Сформированность личной профессиональной перспективы. | 2 | 1 | 1 |
II | Проектирование образа будущей карьеры. | |||
2.1. | Карьера. Виды карьеры. | 1 | 1 | - |
2.2. | Профессиональная предрасположенность и успешность. | 1 | 1 | - |
2.3. | Оценка реалистичности выбранного профессионального пути. | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Определение основного и альтернативных вариантов карьеры. | 1 | 1 | - |
III | Пути становления профессионала. | |||
3.1. | Препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления. | 1 | 1 | - |
3.2. | Общение - способ достижения успеха в будущей профессиональной деятельности. | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Эмоциональные барьеры. Саморегуляция. | 2 | 1 | 1 |
3.4. | Самопрезентация. Резюме. | 2 | 2 | - |
ИТОГО | 18 | 13 | 5 |
Стратегия психологического сопровождения выбора профессии направлена на содействие субъекту в формировании собственного ориентационного поля, на создание условий для самореализации, саморазвития.
Становление субъекта профессионального самоопределения проходит три этапа. В процессе системной трехэтапной профориентационной работы ученик - из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения. Этому способствуют общие активизирующие формы работы такие как: ярмарка технических профессий, ярмарка социально-гуманитарных профессий, неделя профориентации, проектная деятельность по профориентации, день психологии, деловые игры, встречи со студентами, брейн-ринг "Мир профессий", беседы, выпуск бюллетеней "Знаете ли вы эти профессии?" и т.д.