Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении норм употребления производных предлогов. 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить и закрепить полученные на предыдущих уроках знания о предлоге;
    • познакомить учащихся с нормами употребления производных предлогов;
    • формировать умение употреблять производные предлоги в речи;
    • совершенствовать навык самостоятельной работы с учебником (лингвистическим текстом);
    • совершенствовать речь учащихся через создание УВ;
    • совершенствовать навык анализа текста;
    • совершенствовать навык работы в группах;
  • Развивающие:
    • развивать навыки говорения, письма и слушания;
    • развивать навыки целеполагания, самоконтроля, рефлексии;
  • Воспитательные:
    • расширить кругозор учеников (познакомить с «Ленинградской симфонией» Д.Шостаковича).

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент  (Слайд 2)

Запишите в тетрадь:  Число. Классная работа. На этом уроке мы продолжаем изучение служебной части речи – предлог.

2. Актуализация знаний

(Слайд 3)

– Используя знания, приобретенные на  предыдущих уроках  составьте УВ по началу фразы:

(Слайд 4)

Предлог – это …
Он служит для …

(Слайд 5)

Может употребляться с …
Никогда не используется с …

(Слайд 6)

С помощью предлогов могут передаваться следующие грамматические значения….

(Слайд 7)

В предложении предлоги…
Предлоги со словами пишутся …

(Слайд 8)

По строению предлоги бывают…
По своему происхождению предлоги делятся …

(Слайд 9)

– Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Употребление производных предлогов».

3. Целеполагание

– Внимательно посмотрите на тему урока и подумайте, какую цель вы должны достигнуть на сегодняшнем уроке?

Обсуждение.

(Слайд 10)

– Итак,  цель сегодняшнего урока (для учеников) –

1)   Знать нормы употребления существительных с производными предлогами.
2)   Правильно  использовать производные предлоги в речи.

4. Работа с текстом

– А сейчас мы с вами будем работать с отрывком из статьи известного композитора Дмитрия Шостаковича. 

(Слайд 11)

Перед вами портрет этого композитора. Дмитрий Шостакович в тяжелые годы Великой Отечественной войны продолжал писать музыку в блокадном Ленинграде. Всему миру известна его «Ленинградская симфония», которая поднимала дух народа, вселяла в него силы. Произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу и  безграничную любовь к своему городу и стране.

Прочитаем выразительно текст. У каждого ученика на парте  распечатанный текст.

1. Любите и изучайте великое искусство музыки.
2. Оно откроет вам целый мир, наполненный высокими чувствами и  мыслями.
3. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.
4. Без музыки трудно представить себе жизнь.
5. Благодаря музыке у нас появляются новые, неведомые  прежде силы.
6. Музыка сопровождает нас   всегда.
7. Она  помогает нам жить, раскрашивая наш день разными красками.
8. Она объединяет людей, позволяя  понимать друг друга без слов.
9. Музыка наполняет наши сердца и души смыслом, поддерживает, не дает отчаяться.
10. Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат.
11. Вопреки отсутствию времени, слушайте музыку и наслаждайтесь ею!
12. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.
13.Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать...

Вопросы  классу:

– К какому стилю и типу речи можно отнести текст?  Объяснить свою точку зрения.

(Слайд 12)

Поработаем по группам. (Задания для каждой группы в распечатанном виде на партах)

Задание для 1 группы:

  • Назовите грамматическую  основу  9 предложения. Какова функция запятой в этом предложении.
  • Каким  по цели высказывания является первое предложение?
  •  Объясните запятую в 7 предложении. Какова  функция запятой?
  • Найдите предложение  с обособленным определением.

Задание для 2 группы:

  • Найдите во 2 и 3 предложении  слова с орфограммой «Безударное личное окончание глагола» Объясните написание, выделив морфему.
  • В 7 предложении объясните написание всех слов с приставками.
  • Из предложений 5-6 выпишите слово, соответствующее схеме:
  • Найдите в 11 предложении слово с чередующейся согласной в корне.

Индивидуальное задание ученику: выпишите  из текста все производные предлоги с сущ.(работа ведется на доске)

– Сегодня на уроке мы  узнаем, как употребляются производные предлоги в речи.

5. Работа с лингвистическим текстом

(Слайд 13)

– Откройте учебник на с. 138, где расположен лингвистический текст, с которым мы знакомились на прошлом уроке. Сейчас мы будем работать  с последним абзацем статьи. Прочитайте его.
– Какую новую информацию мы узнали? (Производные предлоги употребляются только с одним падежом).  

(Слайды 14, 15)

– Обратимся к таблице, которую мы составляли на предыдущих уроках. (Таблица есть у каждого ученика в папке с правилами).  Составьте с каждым производным предлогом, кроме выделенных, словосочетания и определите падеж существительного. Внесите падеж в таблицу.

(Слайд 16)

– Обратимся к заданию, которое выполнялось на доске. Посмотрите, с каким падежом существительных в тексте употребляются предлоги  «благодаря» и «вопреки».

Благодаря музыке
Вопреки отсутствию

(С дательным падежом)

– Обращаю ваше внимание на трудности, которые могут возникнуть с употреблением этих предлогов в речи. Не случайно они выделены в таблице цветом.

(Слайд 17)

– Допишем падеж в таблицу.

6. Самостоятельная работа

(Слайд 18)

Задание. Составьте словосочетания с данными предлогами, употребляя существительные в нужном падеже (выполняется устно эстафетой).

Согласно  (желание, телеграмма, известие)
Вопреки (просьба, решение)
Благодаря (доктор, солнышко, мама)

Запишите в тетрадь по одному словосочетанию с каждым предлогом, укажите над существительным падеж.

7. Здоровьесберегающие технологии (Слайд 19)

(Стих + физкультминутка – действия может придумать учитель)

Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок –
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
Что значит ПО?
Что значит ЗА?
И  ЗА  и  ПО  – предлоги.
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?

Промежуточная рефлексия:

– Чему мы сейчас научились?
– Мы с вами научились правильно употреблять существительные с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки.

8. Новые знания (проблемный вопрос)

(Слайд 20)

Рассмотрите рисунок и предложения, записанные по ним.

Благодаря выпавшему снегу вокруг стало светлее.
Поход в горы был отложен благодаря сильному туману.

– Какое грамматическое значение передает предлог благодаря? (Значение причины)

(Слайд 21, щелчок)

– В каком случае, на ваш взгляд, предлог употреблен неправильно? Почему. (Предположения учеников)

(Слайд 21, щелчок – замена предлога)

В русском языке существует несколько способов выражения причины  с помощью предлогов. Следует различать употребление производных предлогов БЛАГОДАРЯ и ВСЛЕДСТВИЕ.

Форма выражения причины Случаи употребления
Благодаря + Д.п. При обозначении благоприятной (хорошей) причины
Вследствие (= из-за) + Р.п. При обозначении причины нежелательного явления (плохого)

9. Задание на понимание нового материала (Слайд 22)

– Прочитайте предложения. Подумайте, во всех ли предложениях уместно употребление предлога «благодаря»? Запишите в тетрадь в исправленном виде только те предложения, в которых вы нашли ошибку.

Благодаря упорному труду экзамены были сланы хорошо.
Благодаря сильным морозам  соревнования не состоялись.
В нашем лесу благодаря сильным дождям появилось много грибов.
Благодаря упорству и воле он овладел мастерством.
Полет был отменен благодаря сильным ливням.

Самопроверка (Слайд 23)

Вследствие (из-за) сильных морозов  соревнования не состоялись.
Полет был отменен вследствие (из-за) сильных  ливней.

У вас на столах тестовая работа, которая поможет вам объективно оценить, насколько вы  усвоили материал урока.

10. Этап самооценивания

(Слайд 24)

Тест

1. В каком ряду указаны непроизводные предлоги?

1) вопреки, благодаря, в продолжение
2) без, до, над, из-за

2. В каком ряду указаны производные предлоги?

1) вблизи, насчет, вследствие
2) вблизи, несмотря на, через

3. В каком падеже нужно употребить существительное ПРИКАЗ в предложении

Согласно приказ…. я должен был срочно выехать.

1) Р.п.
2) Д.п.

4. Найди ошибки в употреблении падежной формы существительного.

1) вопреки совета
2) согласно указания
3) благодаря стараниям

5. Найди предложение с ошибкой в употреблении предлога.

1) Благодаря знаниям он достиг хороших результатов.
2) Благодаря непогоде мы надолго задержались в гостинице.

Выполним  самопроверку работы  (Слайд 25)

Правильные ответы:

1. – 2
2. – 1.
3. – 2
4. – 1.2.
5. – 2

(Слайд 25, щелчок – Молодцы!)

11. Итоги и  рефлексия

– Вернемся к  целям, которые были поставлены нами в начале урока?

(Слайд 26)

– Достигли ли мы их?

(Слайд 27)

– Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
– Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…

12. Комментирование оценок  за урок

13. Домашнее задание   (Слайд 28)

  • Используя материал урока и записи в тетрадях, составьте устное высказывание по теме «Употребление производных предлогов в речи».
  • Выполните упр. 298(1,2),  299

*** Критерии работы над устным высказыванием есть у каждого ученика. Такая работа ведется мной с 5 класса. Но ее не поздно начать на любом этапе обучения. Данные критерии взяты из методических разработок к учебнику русского языка под ред. С.И.Львовой.

Критерии оценки устного  высказывания (УВ) на лингвистическую тему:

1) Правильность сообщаемых фактов.
2 ) Полнота ответа.
3) Композиционное оформление (наличие вступления, последовательность изложения, завершённость ответа)
4) Речевое оформление (соответствие языковым нормам)
5) Понимание изучаемой темы (умение применить  знания  при  анализе соответствующих  примеров)