Цель: показать тесную связь химии с нашей повседневной жизнью.
Оборудование: мультимедийный проектор; три вида мыла – хозяйственное, туалетное, жидкое; два вида стирального порошка – для хлопчатобумажных и шерстяных тканей; фенолфталеин; сода; раствор уксусной кислоты; лимонная кислота кристаллическая; мука; вода; пробирки; стаканы химические; шпатель.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Cлайд 2)
Учитель. В начале было слово. И слово было – Бог. За семь дней и ночей создателем был сотворен материальный мир, который состоит из вещества. А вещество – это объект изучения науки ХИМИИ.
(Слайд 3)
– Итак, давайте вместе очаруемся этой
божественной наукой, и убедимся в том, что все
наше окружение – это химические вещества. И мы с
вами, наше тело и даже наши чувства – это тоже
химия.
Начнем с самого начала. Вот рождается малыш. (Слайд
4) С первым его криком расправляются легкие,
малыш делает первый вдох. И этот процесс
сопровождает нас всю жизнь.
Вопросы к аудитории:
– А какой газ нам при этом необходим? (Кислород)
– Как называется вещество переносящее кислород? (Гемоглобин)
– Давайте вместе полюбуемся на эту замечательную молекулу. (Слайд 5) Кислород, присоединившись, к иону железа, расположенного посередине гемоглобина, как в карете проезжает ко всем органам нашего тела. Наши ткани наполняются живительным кислородом, благодаря которому идут процессы окисления.
– А теперь другой момент. Скажите, испытывали ли вы стресс? Конечно! Я полагаю, стресс знаком многим.
Вопрос к аудитории:
– Знаете ли вы, какой гормон вырабатывается при этом? (Адреналин)
– А сегодня вы испытывали волнение?
– Конечно, в школе без волнения не обойтись! И вновь у вас выброс адреналина. (Слайд 6) Мудрая природа создала адреналин для действия. Следовательно, при выбросе адреналина человеку нужно активно двигаться, бегать, прыгать, размахивать руками. Что мы с вами сейчас и сделаем. Встали. Подняли руки, активно потряхиваем руками. Одновременно потопаем ногами.
– Молодцы! Весь накопившейся адреналин выработали.
– Оказывается, стрессоустойчивость зависит от белка, к которому прикрепляется адреналин. Если молекула белка крупная, человек устойчив к стрессу, если мелкая – устойчивость к стрессу мала. Давайте полюбуемся на замечательную структуру белковой молекулы. (Слайд 7) Восхитимся мудрой природой, создавшей такую красоту.
Вопрос к аудитории:
– Что же определяет структуру белка? Где зашифрована наследственная информация? (ДНК)
– Конечно же, в молекуле ДНК. Обратимся к структуре ДНК. (Слайд 8) Посмотрите, какая красавица! Слева представлен вид сверху, справа – двойная спираль, состоящая из двух комплиментарных цепей. Не зря они так названы, одна цепь делает комплимент другой. А полное название ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота. Звучит как песня!
– Давайте проведем мысленный эксперимент – перенесемся к себе домой. Нас дома всегда ждут.
Вопрос к аудитории:
– Кто вас встречает первым у порога? Какие чувства испытываете вы при этом?
– Замечательно! Всех нас ждут дома мамы и папы, бабушки и дедушки, котики и собачки, хомячки и попугайчики. А мы рады встрече с ними. (Слайд 9)
– А теперь представьте – перед вами тарелка с
пельменями, заправленная сметаной. Или на столе
дымится пирог с румяной корочкой. Дом наполнен
изумительным ароматом. Вы подносите ко рту
желанный кусок. Что вы испытываете при этом?
Всего этого блаженства вы бы не испытали, если бы
не образовался в организме гормон радости –
серотонин. Полюбуйтесь на виновника
торжества! (Слайд 10) Хорош!
Выработаем его здесь и сейчас. Нет, к сожалению,
вы не будете сейчас держать в руке увесистый
кусок пирога. Вы не погладите любимого питомца.
Мы поступим проще – вспомним детство. Каждый из
нас, будучи ребенком, улыбался и задорно смеялся
около 360 раз в день. Улыбнитесь, найдите на лице
бугорки радости рядом со скулами. Кончиками
пальцев активно потрите их. Посмотрите на своих
соседей слева и справа, подарите им свою улыбку!
Вот и выработали серотонин!
– Итак, мы дома. Первым делом посетим домашнюю лабораторию под названием – ванная. (Слайд 11) Моем руки, заодно не теряя время, включаем стиральную машину. Какое мыло выбрать? Какой порошок? Для проведения эксперимента нужны, пять химиков. С ними мы проверим щелочные свойства трех видов мыла – хозяйственного, туалетного, жидкого и двух сортов порошка – для шерсти и для хлопчатобумажных тканей. (В пяти пробирках находятся образцы вышеперечисленных моющих средств. В каждую наливают несколько миллилитров воды, встряхивают. Затем в растворы капают по капле раствора фенолфталеина, наблюдают за интенсивностью малинового окрашивания и делают выводы.)
Выводы. Наиболее яркая окраска в
растворе хозяйственного мыла, среда
сильнощелочная, следовательно, этим мылом
необходимо пользоваться для стирки сильно
загрязненных изделий. Раствор туалетного мыла
также изменил окраску индикатора – им
пользуемся для мытья грязных рук и тела. А вот
жидким мылом можно пользоваться часто, так как
его раствор не изменил цвета индикатора, среда
нейтральная.
Наиболее щелочная среда в растворе стирального
порошка для хлопчатобумажных тканей,
следовательно, этим видом моющего средства нужно
стирать изделия из тканей выдерживающих
агрессивную среду. В другом виде порошка раствор
фенолфталеина только порозовел, т. е. он годится
для стирки изделий из натуральных шелковых и
шерстяных тканей.
– Переходим на кухню – главную домашнюю
лабораторию. Здесь происходят основные таинства
приготовления. Чем оснащена главная лаборатория
дома? (Слайд 12)
Знакомьтесь, «Горячее Величество» – плита.
Вопросы к аудитории:
– Для чего нужна плита? Что в ней горит?
– А теперь, пожалуйста, желающий запишет на доске реакцию горения метана, и сравнит ее с записью на экране.
– Сделаем выводы. Метан взаимодействует с кислородом, при этом выделяется углекислый газ и пары воды. Поэтому при зажигании конфорок необходимо открыть форточку. А для чего затеваем реакцию горения? Конечно, нам нужна энергия, выделяющаяся в результате реакции. Поэтому реакция записана в термохимическом виде, в конце уравнения +Q, что означает выделение тепла – реакции экзотермическая.
– На очереди «Морозное Величество» – холодильник.
Вопрос к аудитории:
– Для чего нужен холодильник?
– Вы правы, он необходим для замедления процессов порчи пищи – реакций окисления и разложения. Холодильник олицетворяет сложнейший раздел химии – химическую кинетику. Отнесемся к «Морозному Величеству» с почтением.
– Переходим к «Высочествам» – шкафам. Чего тут только нет – ложки, поварешки, кастрюли, сковородки, крупы, мука, соль, сахар, специи и много еще чего вкусного и интересного. Будем готовить пирог из песочного теста, причем химически грамотно. В кулинарных книгах рекомендуется для приготовления теста добавить соду погашенную уксусом.
Вопрос к аудитории:
– С какой целью в тесто добавляется сода с уксусом?
– Верно, чтобы пирог был пышным. А теперь посмотрите на эту реакцию. (Демонстрация взаимодействия соды с уксусной кислотой). Наблюдаем «вскипание» за счет выделения углекислого газа. Итак, основная масса углекислого газа улетучилась в атмосферу, для поднятия теста газа осталось немного. Поэтому соду уксусом не гасим, а добавляем в муку соду и сухую кристаллическую лимонную кислоту. Замешиваем тесто, добавляя необходимые ингредиенты.
(Демонстрация. В глубоком стакане смешать соду, кристаллическую лимонную кислоту, муку, добавить воду. Наблюдается медленное поднятие пышного теста. В другом стакане муку смешать с водой, туда же добавить соду погашенную уксусом. В этом случае тесто поднимается намного меньше и быстро оседает.)
– Мы с вами убедились в том, что и пироги нужно готовить химически грамотно. Углекислый газ должен выделяться в процессе выпечки – результат пышный пирог, вот такой как наш! (Слайд 13)
– Думаю, я убедила вас в том, что химия – поэма вещества! (Слайд 14)