28 августа 1941 года появился сталинский указ о
выселении немцев. Хотя указ касался только
немцев Поволжья, фактически граждан этой
национальности выселяли в Сибирь и Среднюю Азию
и из других местностей.
В Бурятию, в Закаменский район было направлено
более 1,5 тысяч немцев в лагерь в Джидлаг.
На созданном по приказу Наркомата тяжелой
промышленности в 1943 году Джидастрое нужна была
дешевая рабочая сила. Заключенные Джидлага
работали в трудармии, на лесозаготовках, на
строительстве дорог и других объектов. Кроме
того, их труд использовался на тяжелых подземных
работах.
Беккер М.А., Троц Э.А., Барсукова М.А., Смолина Э.А. –
репрессированные немцы Поволжья, для которых
село Холтосон стало Родиной. Современные
школьники очень мало знают об этой теме. 30
октября объявлен в нашей стране Днем памяти
жертв политических репрессий, и я считаю, что
классный час, посвященный теме репрессий, с
приглашением людей, для которых репрессии стали
частью жизни, будет способствовать формированию
ценностно-смысловых компетенций учащихся 9
класса; позволит развивать умение оценивать
исторические явления и персоналии через
осмысление прошлого.
Задачи:
- Способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций учащихся 9 класса;
- Продолжать развивать умение оценивать исторические явления и персоналии;
- Через осмысление прошлого формировать позитивное отношение к истории;
- Воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, рассказ, размышления, рассуждения.
Метод урока: репродуктивный с постановкой проблемного вопроса.
Средства обучения: ТСО, фото из семейных архивов, исторические документы.
План урока:
1. Постановка проблемного вопроса: Внесли ли
репрессированные немцы свой вклад в победу в ВОВ?
2. Что такое репрессии?
3. Исторический путь немцев в Россию
4. Изучение судеб репрессированных немцев нашего
села: Беккер М.А., Троц Э.А., Барсуковой
М.А.
5. Дети «врагов народа» (судьба Смолиной Э.А.)
ХОД УРОКА
ЭТАПЫ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
І. Организационный | Приветствие присутствующих. организация внимания представление гостей. | Взаимное приветствие |
ІІ. Вводная часть | Постановка проблемного вопроса – Сегодня на уроке мы выясним, стоит ли говорить о репрессированных немцах, внесли ли они свой вклад в победу над фашизмом? |
|
ІІІ. Основная часть | – На прошлом уроке мы познакомились с
историей блокадного Ленинграда, с дневником Тани
Савичевой. Сегодня мы поговорим о репрессиях в
нашей стране. – Ребята, а что такое репрессии? В 1937 году началась волна репрессий по отношению к разным категориям граждан, сегодня мы поговорим о немцах Поволжья, как вы думаете, почему? – Знаете ли вы, как появились немцы в России? – Я предлагаю вам прослушать сообщение Мардоленовой Оксаны, ученицы 11 класса. Оксана в прошлом году участвовала в НПК «Шаг в будущее», заняла первое место в секции краеведения. Думаю, вам будет интересен ее рассказ.
У нас в гостях дочь репрессированной немки Молотова В.У., бабушка Оксаны. В нашем селе проживает женщина, которая не понаслышке знает, что значит в раннем детстве пережить ужасы репрессий – это моя соседка.– Смолина Эмма Андреевна. |
Предполагаемый ответ: потому что в Закаменский р-н выслано 1500 немцев, в нашем селе проживало более 30 человек.
Ответы учеников. Сообщение Мардоленовой Оксаны: (рассказ
сопровождается слайдами из Презентации) Рассказ Веры Устиновны.
Рассказ Эммы Андреевны. |
ІV. Закрепление | – Внесли ли репрессированные немцы свой вклад в победу в ВОВ? | Предполагаемые ответы детей: Да, потому что своим трудом в тылу они помогали фронту. |
V. Итог |
– Ребята, давайте почтим минутой молчания всех жертв политических репрессий. – Наш урок окончен. Всем спасибо. |
Выступление учеников: Всем, кто клеймен был Статьею полсотни восьмою, Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем, Кто по суду, без суда совещаньем Особым был обречен На тюремную робу до гроба, Кто был с судьбой обручен кандалами,колючкой,цепями, Им наши слезы и скорбь, Наша вечная память! |