ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование понятия кодирования информации, опираясь на ЗУНы учащихся ( в т.ч. ЗБР / зону ближайшего развития ребёнка ).
РАЗВИВАЮЩАЯ: формирование логического стиля мышления (систематизация данных).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: развитие информационной культуры при различных формах работы на уроке.
КОРРЕКТИРУЮЩАЯ: ликвидировать “белые пятна” по темам, на которых базируется тема урока ( в соответствии с ЗБР ребёнка).
Форма проведения: урок – игра.
Тип: введение нового материала.
Оборудование: презентация, проектор, раздаточный материал / распечатки, алфавит.
№ | ЭТАПЫ УРОКА | ВРЕМЯ | МЕТОД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Линии |
1 | Организационный момент | 3 мин. | Словесно – логический | Приветствие. Представление. | Приветствие. | |
2 | Введение нового материала. | 5 мин. | Частично – поисковый | Читает письмо, которое пришло от Деда
Мороза. Предлагает ребус, в котором зашифрована тема урока / выстраивание проблемы урока. В Worde дает задание на сопоставление понятий. |
Декодируют тему урока | Компьютеризации |
3 | Практическая часть: – кодирование – декодирование информации. |
22 мин. | Поисковый | Ставит уч-ся перед проблемой: – разгадать ребусы, – закодировать поговорки, – решить проблему урока по кодированию / декодированию информации (через игру в соответствии с ЗБР). |
Выполняют предложенные задания. Записывают в тетрадях определения. При помощи поискового метода решают проблему. |
Компьютеризации |
Релаксация / физкультминутка. | 3 мин. | Динамическая пауза | Говорит текст физкультминутки. | Выполняют действия. | ||
5 | Первичное закрепление введенного материала. |
8 мин. | Частично-поисковый | Частично – поисковый презентацию на
закрепление понятий кодирования / декодирования
информации. Индивидуальное задание на кодирование пословиц (раздаточный материал). |
Выполняют задания по решению основной проблемы урока. | Компьютеризации |
6 | Поведение итогов. | 2 мин. | Дедуктивный | Повторяют определения на основе собственных умозаключений. | Данные действия помогут в дальнейшем
простраивать свою личную ИОП (индивид. образовательную программу). |
|
7 | Домашнее задание. | 2 мин. | Словесно – логический | Предлагает составить ребусы следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка ( в т.ч. поуровневые задания для уч-ся с более высокой мотивацией). | Записывают в тетрадях предложенные задания (в т.ч. поуровневые в соответствии с ЗБР каждого ребёнка). |
Ход урока (конспект)
– Здравствуйте ребята!
– Прежде чем войти в класс я увидела письмо рисунок 1, на котором написан следующий адрес:
Кому: 5 класс, школа № 18 и я решила, что это письмо ребята адресовано вам!
Как вы думаете от кого это письмо?
– Давайте посмотрим вместе! (ребята подходят к преподавателю встают вокруг, думают и отвечают на вопрос).
– Правильно от Деда Мороза (достают письмо рисунок 2 из конверта).
– Интересно ребята, на каком языке оно написано? Вы не знаете?
– Смотрите ребята, здесь есть подсказка рисунок 3 – нужно отгадать ребус, и мы поймем, что здесь написано.
– Правильно это слово “кодирование” – значит наше письмо закодировано. И для того, чтобы нам узнать, что там написано, нам необходимо знать код. В нашем случае кодом является алфавит рисунок 4. А где нам его взять, знаете?
– Итак, ребята, вам придется выполнить несколько заданий, за которые будет выдаваться часть алфавита и с помощью этих букв вы расшифруете письмо Деда Мороза.
– Ребята кто знает, что такое кодирование? Приведите примеры, где применяется кодирование? (почтовый индекс, шифр в банке, пароли на телефонах).
Что же такое код?
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
– А сейчас прошу всех пересесть за компьютеры.
– Вторая подсказка, ребята, находится на рабочем столе вашего компьютера. Откроем текстовый документ Word, который называется Приложение 1. (учащиеся открывают документ и сопоставляют название определения с содержанием по характерным признакам: по цвету, по смыслу).
– Выполнили? Молодцы! Закрываем документ и садимся за парты.
– Итак, тема нашего занятия “Кодирование информации” (учитель “подводит” учащихся к определению понятий и рассказывает про кодирование, опираясь на презентацию Приложение 2). Учащиеся записывают определения в тетрадь.
– А теперь ребята Гарфи нам предлагает игру, которая сделана на основе определенных заданий, связанных с кодированием и декодированием информации. Во время игры тому, кто отвечает правильно на задание, дается часть алфавита. (играем).
Ну, вот ребята Гарфи уже устал и хочет отдохнуть, а нам он предлагает сделать физкультминутку. Я читаю, а вы выполняете упражнения.
1,2,3,4,5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за компьютер тихо сесть.
Семь, восемь лень скорей отбросим.
– Итак, начали! Закончили.
А теперь с новыми силами давайте, выполним не большую самостоятельную работу. Всем прошу сесть за компьютеры. На рабочем столе открываем презентацию, Приложение 3 (выполняют задания и кто выполняет задание, тому предлагается еще одна работа на распечатке, где нужно закодировать пословицу любым из трех способов кодирования информации Приложение 4).
– Итак, ребята, кто помнит, что нам нужно сделать было в начале урока?
– Конечно, расшифровать письмо Деда Мороза. Теперь все подходят к первой парте и попробуем собрать алфавит.
– Ну, вот мы собрали алфавит игрушек! Теперь наша с вами задача прочитать письмо Деда Мороза. В письме написано “Приглашение на Новогоднюю ёлку! Дед Мороз”. Молодцы ребята! Готовьтесь к Новогодней ёлке, так как Дед Мороз вас лично приглашает!
– Итак, давайте еще раз вспомним, что вы понимаете под кодированием информации? С какой целью люди кодируют информацию? Что такое код?
В заключении учитель читает новогоднее пожелание от Гарфи (прочитала.)
– Наш урок подошел к концу, всем спасибо за работу!
– До свидания!
Список литературы
- Босова Л.Л Информатика:учебник для 5 класса. – М.:БИМОН. Лаборатория знаний,2006. с25-28.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика. М.: АСТ-ПРЕСС. 1999.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика. М.: АСТ-ПРЕСС. 1998.
- Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики. М.: ВЛАДОС, 2004.