Урок по теме "Кодирование информации"

Разделы: Информатика


ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование понятия кодирования информации, опираясь на ЗУНы учащихся ( в т.ч. ЗБР / зону ближайшего развития ребёнка ).

РАЗВИВАЮЩАЯ: формирование логического стиля мышления (систематизация данных).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: развитие информационной культуры при различных формах работы на уроке.

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ: ликвидировать “белые пятна” по темам, на которых базируется тема урока ( в соответствии с ЗБР ребёнка).

Форма проведения: урок – игра.

Тип: введение нового материала.

Оборудование: презентация, проектор, раздаточный материал / распечатки, алфавит.

ЭТАПЫ УРОКА ВРЕМЯ МЕТОД Деятельность учителя Деятельность ученика Линии
1 Организационный момент 3 мин. Словесно – логический Приветствие. Представление. Приветствие.  
2 Введение нового материала. 5 мин. Частично – поисковый Читает письмо, которое пришло от Деда Мороза.

Предлагает ребус, в котором зашифрована тема урока / выстраивание проблемы урока. В Worde дает задание на сопоставление понятий.

Декодируют тему урока Компьютеризации
3 Практическая часть:

– кодирование

– декодирование информации.

22 мин. Поисковый Ставит уч-ся перед проблемой:

– разгадать ребусы,

– закодировать поговорки,

– решить проблему урока по кодированию / декодированию информации

(через игру в соответствии с ЗБР).

Выполняют предложенные задания.

Записывают в тетрадях определения.

При помощи поискового метода решают проблему.

Компьютеризации
  Релаксация / физкультминутка. 3 мин. Динамическая пауза Говорит текст физкультминутки. Выполняют действия.  
5 Первичное

закрепление введенного материала.

8 мин. Частично-поисковый Частично – поисковый презентацию на закрепление понятий кодирования / декодирования информации.

Индивидуальное задание на кодирование пословиц (раздаточный материал).

Выполняют задания по решению основной проблемы урока. Компьютеризации
6 Поведение итогов. 2 мин. Дедуктивный Повторяют определения на основе собственных умозаключений. Данные действия помогут в дальнейшем простраивать свою личную ИОП (индивид.

образовательную программу).

 
7 Домашнее задание. 2 мин. Словесно – логический Предлагает составить ребусы следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка ( в т.ч. поуровневые задания для уч-ся с более высокой мотивацией). Записывают в тетрадях предложенные задания (в т.ч. поуровневые в соответствии с ЗБР каждого ребёнка).  

Ход урока (конспект)

– Здравствуйте ребята!

– Прежде чем войти в класс я увидела письмо рисунок 1, на котором написан следующий адрес:

Кому: 5 класс, школа № 18 и я решила, что это письмо ребята адресовано вам!

Как вы думаете от кого это письмо?

– Давайте посмотрим вместе! (ребята подходят к преподавателю встают вокруг, думают и отвечают на вопрос).

– Правильно от Деда Мороза (достают письмо рисунок 2 из конверта).

– Интересно ребята, на каком языке оно написано? Вы не знаете?

– Смотрите ребята, здесь есть подсказка рисунок 3 – нужно отгадать ребус, и мы поймем, что здесь написано.

– Правильно это слово “кодирование” – значит наше письмо закодировано. И для того, чтобы нам узнать, что там написано, нам необходимо знать код. В нашем случае кодом является алфавит рисунок 4. А где нам его взять, знаете?

– Итак, ребята, вам придется выполнить несколько заданий, за которые будет выдаваться часть алфавита и с помощью этих букв вы расшифруете письмо Деда Мороза.

– Ребята кто знает, что такое кодирование? Приведите примеры, где применяется кодирование? (почтовый индекс, шифр в банке, пароли на телефонах).

Что же такое код?

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

– А сейчас прошу всех пересесть за компьютеры.

– Вторая подсказка, ребята, находится на рабочем столе вашего компьютера. Откроем текстовый документ Word, который называется Приложение 1. (учащиеся открывают документ и сопоставляют название определения с содержанием по характерным признакам: по цвету, по смыслу).

– Выполнили? Молодцы! Закрываем документ и садимся за парты.

– Итак, тема нашего занятия “Кодирование информации” (учитель “подводит” учащихся к определению понятий и рассказывает про кодирование, опираясь на презентацию Приложение 2). Учащиеся записывают определения в тетрадь.

– А теперь ребята Гарфи нам предлагает игру, которая сделана на основе определенных заданий, связанных с кодированием и декодированием информации. Во время игры тому, кто отвечает правильно на задание, дается часть алфавита. (играем).

Ну, вот ребята Гарфи уже устал и хочет отдохнуть, а нам он предлагает сделать физкультминутку. Я читаю, а вы выполняете упражнения.

1,2,3,4,5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за компьютер тихо сесть.
Семь, восемь лень скорей отбросим.
– Итак, начали! Закончили.

А теперь с новыми силами давайте, выполним не большую самостоятельную работу. Всем прошу сесть за компьютеры. На рабочем столе открываем презентацию, Приложение 3 (выполняют задания и кто выполняет задание, тому предлагается еще одна работа на распечатке, где нужно закодировать пословицу любым из трех способов кодирования информации Приложение 4).

– Итак, ребята, кто помнит, что нам нужно сделать было в начале урока?

– Конечно, расшифровать письмо Деда Мороза. Теперь все подходят к первой парте и попробуем собрать алфавит.

– Ну, вот мы собрали алфавит игрушек! Теперь наша с вами задача прочитать письмо Деда Мороза. В письме написано “Приглашение на Новогоднюю ёлку! Дед Мороз”. Молодцы ребята! Готовьтесь к Новогодней ёлке, так как Дед Мороз вас лично приглашает!

– Итак, давайте еще раз вспомним, что вы понимаете под кодированием информации? С какой целью люди кодируют информацию? Что такое код?

В заключении учитель читает новогоднее пожелание от Гарфи (прочитала.)

– Наш урок подошел к концу, всем спасибо за работу!

– До свидания!

Список литературы

  1. Босова Л.Л Информатика:учебник для 5 класса. – М.:БИМОН. Лаборатория знаний,2006. с25-28.
  2. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика. М.: АСТ-ПРЕСС. 1999.
  3. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика. М.: АСТ-ПРЕСС. 1998.
  4. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики. М.: ВЛАДОС, 2004.

Приложение 5