Цели урока:
Оборудование:
- Презентация.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
<Слайд 2 -3>
Учащимся раздаётся небольшой тест по теме “Экосистема озера”
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Тест по теме “Экосистема озера”
- Каким является круговорот веществ в экосистеме озера?
- Кто живёт на верхнем этаже экосистемы озера?
- Выбери правильную цепь питания:
- Выбери разрушителей озера:
- Какую профессию имеют водоросли?
- Прибрежное растение, которое часто называют
камышом?
кубышка; кувшинка; рогоз; элодея.
замкнутым; незамкнутым.
рак; планктон; щука.
водоросли —> рак —> окунь;
водоросли —> рачки —> уклейка.
кубышка; беззубка; планктон; окунь.
потребители; производители; разрушители.
II. Проверка теста. Введение в тему.
<Слайд 4>.
– Сегодня мы будем изучать тему “Экосистема болота”
III. Постановка целей
<Слайд 5>.
IV. Презентация о растениях болот.
<Слайды 6 – 8>
1) Отгадывание кроссворда о растениях болота.
2) Видеоматериал о росянке.
Просмотр 1 части (1 минута 16 секунд)
Вывод: так растение получает недостающие органические вещества, необходимые для его развития.
3) Рассказ учителя о мхе – сфагнуме.
<Слайды 10>
Сфагновые мхи растут густыми плотными группами-дернинками, состоящими из многих отдельных стеблей. Стебли несут множество веточек, покрытых чешуйчатыми листьями. Часть веток отходит от стебля горизонтально, а часть свисает вниз. По свисающим ветвям, словно по фитилям, вода поднимается к верхним частям растения.
<Слайд 11>
Благодаря способности этих мхов впитывать влагу сфагновые болота являются мощными накопителями природных вод. Известно, что некоторые виды сфагнумов могут поглотить воды в 40 раз больше, чем весят сами. Такое свойство обусловлено, в частности, присутствием в их листьях особых водоносных клеток. Эти мёртвые клетки с пористыми оболочками способны быстро поглощать и проводить воду. Подобная, казалось бы, малозначимая деталь строения листа сфагнума во многом
определяет круговорот воды на обширных территориях.
4) Проведение опыта, доказывающего свойства мха – сфагнума накапливать и удерживать большое количество влаги.
<Слайд 12>
С помощью разновесов взвесить сухой мох – сфагнум. Затем поместить этот мох в сосуд с водой. Немного подождать и достать из сосуда влажный мох, его взвесить, результаты сравнить.
Масса сухого мха – 7 граммов.
5) Масса мха с влагой – 84 грамма. Вывод:
Торфяное болото напоминает огромную губку, которая впитывает и накапливает дождевую влагу. Это определяет круговорот воды на обширных территориях.
Именно верховые сфагновые болота, располагающиеся в истоках ручьёв и рек, в первую очередь обеспечивают водный режим больших пространств, регулируя течение рек и речушек.
V. Взаимосвязь растений и животных болота.
– Почему не переводится ягода на болотах?
(Мнения учащихся)
<Слайды 13, 14, 15>.
VI. Самостоятельная работа с учебником – страница 52
.Учимся понимать текст “Как образуется торф?”
- чтение текста
- ответы на вопросы в рабочей тетради
- взаимопроверка самостоятельной работы
<Слайд 16>
Учащиеся подсчитывают баллы за работу, 2 -3 активных учащихся можно спросить ответы на 8 и 10 вопросы, поставить оценку.
VII. Подведение итогов
Подведём итоги, заполним таблицу:
Польза болот |
Вред болот |
|
|
– Почему не заполнена графа таблицы – вред болот?
– О чём на уроке не говорили?
+ О животных болота.
– Это будет домашним заданием. Найти что-то интересное о животных болота и ответить на вопросы на странице учебника 53.
Литература:
- Вахрушев А. А., Родыгина О. А. Окружающий мир. (“Обитатели Земли”). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
- Ю. Г. Илларионова “Учите детей отгадывать загадки”, М. , “Просвещение” 1997 г.
- Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Деревья и кустарники. М. “Мир книги” 2004 г.
- В. В. Петров “Из жизни зелёного мира” М. “просвещение” 1982 г.
Программное обеспечение:
- Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия детская.