Цели:
- познакомить учащихся с новыми понятиями «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «экология»;
- показать учащимся, что Природа – наш общий дом; бережем дом – бережем здоровье;
- учить соблюдать правила личной экологической безопасности;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь и мышление;
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
Оборудование:
- презентация «Экологическая безопасность»;
- экологическая карта Камчатки;
- карточки для работы в группах;
- карточки с названиями рек, вулканов Камчатки;
- таблички с новыми словами; словари;
- текст с информацией об электромобиле;
- костюмы (судья, природа).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Энергизатор
Учитель: Отвечаем, запоминаем.
– Вам тепло? – Да.
– Вам светло? – Да.
– Прозвенел звонок? – Да.
– Уже закончился урок? – Нет.
– Хотите учиться? – Да.
– Можете садиться.
2. Актуализация ранее изученного
Учитель: Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Наша безопасность». Как вы понимаете слово безопасность?
Учащиеся: Безопасность – защита от опасности.
Учитель: Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека?
Учащиеся: Животные, ядовитые грибы, ядовитые растения, окно, балкон и др.
3. Усвоение нового материала
На доске изображен дом с ребусом, в котором зашифровано «экологическая безопасность».
Учитель: На что похоже?
Учащиеся: На дом.
Учитель: В котором мы с вами живем. По-гречески дом называется «ЭКОС» (табличка на доске)
«ЭКОС» – ДОМ «ЛОГОС» – УЧЕНИЕ, НАУКА |
Учитель: Как называется наука о нашем общем доме?
Учащиеся: Экология.
Учитель: Расшифруйте тему сегодняшнего урока.
Экологическая безопасность
Учитель: Оказывается, опасности могут нас поджидать и в нашем общем доме, в окружающей нас среде. И виноват в этом чаще всего сам человек. Скажите, ребята, а в мире людей, где доказывается виновность и торжествует справедливость?
Учащиеся: В суде.
Учитель: Попробуем сейчас со всей строгостью взглянуть на содеянное в природе человеком. Мы открываем судебный процесс. Внести облачение главного судьи! (судья облачается, кладет руку на Красную книгу и дает клятву)
Клятва: Клянусь достойно вести этот судебный процесс, выслушать все обвинения и дать слово защитникам. Клянусь вынести единственно верный приговор.
Учитель: Как вы думаете, кого мы будем судить?
Учащиеся: Людей, человека.
Учитель: Приготовьтесь защищаться. А кто пострадал от деятельности людей?
Учащиеся: Природа
(Входит ребенок в костюме «Природы»)
Природа:
Я – природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье наградить –
В моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката, иву над рекой.
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба.
Учитель: Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека.
Учащиеся: Воздух, вода, продукты питания.
Учитель: Поговорим о воздухе.
4. Групповая работа
1 группа | В словаре найти определение «атмосфера» (газовая оболочка, окружающая планету) |
2 группа | Что из перечисленного загрязняет воздух? Вулканический дым, деревья, лесные пожары, животные, выхлопные газы автомобилей, водоемы, дым из труб кочегарок и заводов, дым сигарет, комнатные растения. |
3 группа | Разделите загрязнители воздуха на две группы: Вулканический дым, лесные пожары, дым из труб кочегарок и заводов, выхлопные газы автомобилей. |
4 группа | Прочитайте и приготовьтесь рассказать об электромобиле (информация подготовлена учителем). |
5. Проверка работы. Ответы учащихся
Вывод: Источники загрязнения воздуха бывают двух видов:
Естественные | Искусственные |
Вулканы, лесные пожары | Дым из труб заводов и кочегарок. Выхлопные газы автомобилей. |
Судья: Слово предоставляется главному обвинителю.
1-й обвинитель: Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потом мы ими дышим. В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей.
2-й обвинитель: Особенно опасны для жизни и здоровья людей радиоактивные осадки. Это пыль и капельки влаги, которые приносятся ветром с территорий, где происходят испытания ядерного оружия или произошли аварии на атомных электростанциях.
Судья: Что можете сказать в защиту человека? Что нужно делать человеку, чтобы предотвратить загрязнение воздуха?
Учащиеся: Электромобиль (4 группа), воздушные фильтры на трубы, сажать деревья, выключать двигатели машин, работающие при длительной стоянке, не курить в общественных местах.
6. Инсценировка стихотворения.
Судья: Обвиняемый, расскажите, что вы делали в воскресенье?
1-й ученик:
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят,
Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Учитель: Приходилось ли вам наблюдать
такие картины в природе?
Вспомните, что происходит с мусором и бытовыми
отходами в природе, которые остаются после
человека? Куда может попасть весь мусор, если его
оставить на берегу реки?
2-й ученик:
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести.
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Учитель: Вот такая грустная история! Что забыли сделать ребята, уходя домой? Мы не случайно отправились гулять к реке. Второй фактор воздействия на человека вода.
3-й ученик: Люди издавна стремились селиться там, где была вода. Вода была необходима не только для питья, но и для бытовых нужд, как средство защиты от неприятеля и удобный путь сообщения.
7. Работа в парах
Учитель: Соедините название города с названием реки, на которой он стоит.
г. Париж | Авача |
г. Елизово | Москва |
г. Москва | Сена |
п. Тигиль | Нева |
п. Озерной | Тигиль |
г. Санкт-Петербург | Озерная |
Судья: Обвинение предлагает к просмотру видеоролик «Загрязнение водоемов».
3-й обвинитель: Что же сейчас происходит с водоемами? Человек загрязняет их сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, выбросами водного и автомобильного транспорта. Соли различных тяжелых металлов попадают в водоемы и их поглощают водные растения. Далее водные растения поступают по цепочке питания к растительноядным животным, а затем к хищным.
8. Работа с учебником
Учитель: Откройте учебник на стр.29. Рассмотрите рисунок. Проследите цепь загрязнения и расскажите, что произошло с рыбой.
Учащиеся рассказывают по рисунку.
Учитель: Прочтите, что называют цепью загрязнения.
Учащиеся: Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее называют цепью загрязнения.
9. Физминутка
Учитель: Соберем цепочки загрязнения (у учащихся на спинах карточки с рисунками; координаторы помогают).
1 цепочка: рыба – уха – человек;
2 цепочка: гриб – суп грибной – человек;
3 цепочка: черемша – пучок черемши – человек.
Учитель: Загрязняя воздух и воду, человек получает продукты питания, содержащие вредные вещества. Как прервать цепь загрязнения, чтобы не приносить вреда здоровью человека?
Учащиеся: Не ловить рыбу в грязных водоемах; не собирать грибы и ягоды рядом с дорогами и др. А самое главное не загрязнять водоемы, леса.
10. Обобщение и закрепление
Учитель: Так что же такое «экологическая безопасность»?
Учащиеся: Это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
11. Зрительная гимнастика: Определение «экологическая безопасность» разбито на слова, слова расклеены по всему классу.
(Дети из слов составляют определение.)
Учитель: Давайте создадим круг экологической безопасности. Для этого необходимо исключить из круга все, что опасно для нас и нашего дома (учащиеся с карточками на спине встают в круг, снимая друг с друга таблички с изображенными на них загрязнителями).
12. Итог урока
Судья: Рассмотрев сегодняшнее дело, суд выносит приговор: «Человек, ты должен не только уметь защитить себя от вредного воздействия окружающей среды, но и сам, не становиться источником загрязнения природы!»
Выставление отметок за работу на уроке.
13. Энергизатор
– Вам тепло? – Да.
– Вам светло? – Да.
– Прозвенел звонок? – Да.
– Уже закончился урок? – Да.
– Получили «пять»? – Да.
– Идите отдыхать!
Учащиеся выходят под музыку «Мой дом Петропавловск-Камчатский».