Знакомство с миром профессий в дошкольном и младшем школьном возрасте как едином общеобразовательном пространстве

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике дошкольного и школьного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель (учитель) уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Проблема формирования представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. Это послужило изданию Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, который вступил в силу 16 марта 2010 года. Согласно новым ФГТ особое внимание в дошкольной педагогике уделено образовательным областям, где выделены общие задачи в каждой области на весь возрастной период. Приоритетное место отдано игровой и трудовой деятельности.

Для того, чтобы старшие дошкольники понимали, всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений старших дошкольников на мир профессий. Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду.

Какова же роль и значение работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в развитии личности в дошкольном возрасте? Каковы педагогические пути и средства формирования представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий. Ответы на эти вопросы вы получите в данной статье.

По данному направлению мы провели тестирование (беседу) в разновозрастной группе детского сада и младших школьников по теме: “Что дети знают о профессиях, её особенностях, инструментах, которые используются в данной области и результатах труда”. Тестирование показало низкий уровень знаний. Это и послужило составлением разработки плана мероприятий для устранения пробелов в знаниях, и составлению порциальной игровой образовательной программы "Мир профессий", включающей в себя введение, формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр. Результатом данной проделанной работы по формированию знаний дошкольников и младших школьников с миром профессий и стала эта статья.

Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

Задачи профориентации детей дошкольного возраста:

  • Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
  • Обобщать знания детей о труде.
  • Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
  • Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
  • Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.
  • Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.
  • Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).
  • Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т. д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т. д.).
  • Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
  • Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.
  • Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.

Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитее интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Перед нами стояли следующие задачи:

  1. Проанализировать практический опыт решения проблемы формирования представлений о мире труда и профессий в начальной школе.
  2. Разработать педагогические пути и средства формирования представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий.

Формирование представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий будет эффективным, если используются разнообразные методы и средства формирования представлений о мире труда и профессий в процессе обучения и воспитания.

Ознакомление детей с профессией имеет несколько этапов:

  1. Предварительный рассказ или беседа (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.
  2. Экскурсия.
  3. Беседа по увиденному на экскурсии.
  4. В старших возрастных группах можно провести рисование по памяти: “Что запомнилось?”
  5. Обыгрывание в сюжетно-ролевой игре.

Ознакомление детей с профессиями только тогда будут успешными, когда будут выполнены все вышеизложенные пункты.

У дошкольников и младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Экскурсии выполняют следующие функции:

  1. реализация принципа наглядности обучения;
  2. повышение уровня научности обучения и укрепления его связи с жизнью, практикой;
  3. знакомство учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и в сельском хозяйстве;
  4. профессиональная ориентация учащихся.

Для того чтобы экскурсия стала действенным средством в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий, необходимо учитывать ряд условий. Многие педагоги, организуя экскурсию, используют в ее содержании занимательный материал, стихи, загадки, пословицы, что делает экскурсию более увлекательной, эмоционально насыщенной. В процессе экскурсии необходимо организовывать встречи с людьми различных профессий, дать возможность учащимся, задать им вопросы. Воспитатель (учитель) может дополнить информацию, данную людьми, работающими на данном предприятии, рассказать об тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий. За годы обучения в детском саду, начальной школе учащиеся должны побывать на расположенных недалеко от детского сада, школы предприятиях района – на почте, в автобусном парке, на стройке, в библиотеке и т.д.

По возвращении в группу, только спустя некоторое время с детьми можно поговорить об увиденном. Время необходимо для того, что бы впечатления “улеглись” и ребёнок смог “расставить” полученные знания на свои места и дать ответы на поставленные воспитателем вопросы. Беседу проводят только те взрослые, которые не были на экскурсии. Иначе теряется смысл разговора (“Сам там был, что же спрашиваешь?”), резко падает речевая активность детей, пропадает их желание общаться с взрослыми. Беседы должны проходить в живой, непринуждённой форме. Толчком к началу беседы могут быть:

– принесённые с экскурсии предметы (открытки с почты, книги из библиотеки и т. д.) (сменный воспитатель: “Откуда наши ребятки идут? А что вы с собой несёте? Кто вам дал?”)

-удивление взрослого по поводу какого-либо события, явления (после экскурсии в медпункт) – (“А почему у вас у всех пальчики в зелёнке? Они у вас заболели? Нет? Кто же вам их помазал?”).

Особое внимание следует обращать на те профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненеобходимыми, понятны и доступны по информации дошкольникам. Это службы детского учеждения: труд сотрудников (повар, няня, врач, медсестра, дворник, шофёр, электрик, плотник и т. д.). В процессе экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной специальности. Ребёнка интересует профессионализм, с которым взрослый осуществляет свои трудовые действия. Показывать детям можно только одно трудовое действие в процессе наблюдения, но включать это действие 4-6 последовательных операций (чтобы получились котлеты, надо порубить мясо в мясорубке, сформировать их и затем пожарить и т. д.). Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их подчеркнуто, выразительно и привлекательно. Необходимо комментировать каждую операцию.

В рисунках дети старшего возраста могут отразить, то, что им особенно понравилось или произвело особенное впечатление.

Полученные в процессе экскурсий представления о профессиональных занятиях людей разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные дошкольниками знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Если одна сюжетно-ролевая игра плавно переходит в другую или состоит из нескольких сюжетно-ролевых игр, то, значит, ребёнок имеет представление об этих профессиях. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Игра для детей – путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.

В детской литературе много произведений, прославляющих труд. Используя эти произведения можно дать новую информацию о профессиях, на которые нет возможности организовать экскурсию, или закрепить ранее полученные знания. Главное, чтобы была достигнута цель: познакомить дошкольников (младших школьников) с людьми разных профессий, научить их гордиться успехами людей, раскрыть в доступной форме общественную значимость труда, воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к труду взрослых, желание принять посильное участие – для этого можно использовать любые перечисленные методы. При чтении стихотворения В.В. Маяковского “Кем быть?” учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений В.Бианки, М. Пришвина – с профессиями лесника, егеря.

В свободной, внеклассной деятельности можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием “Угадай профессию”. Это: “Профессия на букву...”, “Кто использует в работе?” (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), “Ассоциация” (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа “Какой запах (цвет) у профессии?”, “Профессия – результат”, “Женские – мужские профессии”, “Кто больше назовет предметов”, детей учат классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др. ).

Профориентационная игра “О, счастливчик!” содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов. Для систематизации знаний о мире труда и профессий проводится игра “Путешествие по городу Мастеров”, используется игровой сюжет – путешествие по городу, состоящему из нескольких районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. Воспитатель (учитель) предлагает составить план района; придумать названия улиц и переулков; продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане; “заселить” дома известными сказочными персонажами; рассказать об их образе жизни; описать типичный день жителя района.

Осознать общественную значимость труда ребенку помогают также беседы и дидактические игры типа “Чей труд важнее”, “Все для всех”, “Экономическая азбука” и пр.

Формы организации детей во время дидактических игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые.

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении не менее важной задачи области "Труд": воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Основная задача педагога младших классов – сформировать представления детей о профессиях и труде взрослых, учитывая их интересы, склонности, индивидуальные особенности и потребности общества в кадрах.

Учитель должен воспитывать интерес к будущей профессии для того, чтобы впоследствии этот интерес перерастал в склонность и увлеченность. Широкие возможности для ознакомления с миром профессий имеют внеклассные мероприятия и уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.

С целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания. Например, подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

  • водитель – внимательный, ответственный, зоркий;
  • врач – добрый, заботливый, милосердный;
  • продавец – вежливый, предупредительный, знающий.

При этом обращается внимание учащиеся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.

Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:

– Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар? Выделите корни и суффиксы..

Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения “Труд вокруг нас”, “Кем я хочу быть?”, сочинения о своих впечатлениях после экскурсии профориентационной направленности.

Важная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит урокам естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Программа трудового обучения в начальной школе включает в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Содержание различных уроков и внеклассных мероприятий позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.

Таким образом, формирование представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников и младших школьников.

Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.