К.Г. Паустовский. "Заячьи лапы"

Разделы: Начальная школа


Приём составления киносценария на основе литературного произведения предполагает устное или письменное описание кинофильма, который читатель смотрит не на экране в кинотеатре, а внутренним взором на экране воображаемом. Источником зрительских картин становится художественный текст.

Создание киносценария своеобразный приём изучения текста, в ходе которого дети учатся понимать язык кино, знакомятся со спецификой любимого искусства и глубже всматриваются в текст художественного произведения.

Составление киносценария помогает ученику глубже понять состояние героев, их настроение и чувства, заставляет не только конкретизировать образы, но и увидеть динамику действия, изменения, которые происходят в персонажах, осознать причинно-следственные связи в произведении, осмыслить изобразительно-выразительные средства литературы как искусства слова и соотнести их с изобразительно-выразительными средствами кинематографа.

Обучение приёму составления киносценария показано на примере знакомства с рассказом Г.К. Паустовского “Заячьи лапы”. Знакомство учеников с художественным языком кинематографа начинается с основных понятий киноискусства: кадр, план, ракурс, цвет, свет, звук (шум, голос, музыка), монтаж. Работа над киносценарием предваряется анализом текста, в котором выясняется: содержание эпизода, эмоциональное состояние персонажей, причины этих чувств, авторское отношение к происходящему и персонажам. Затем учащиеся раскладывают одно событие на последовательный ряд изображений, кадров. С помощью авторского текста воссоздают содержание каждого кадра, ищут изобразительно-выразительные средства. Свои наблюдения оформляют в таблицу.

В начальной школе сознание ребёнка очень пластично, он активно откликается на творческие предложения, осваивает новые виды деятельности. Приём составления киносценария даёт учителю огромные возможности. Сегодня это один из самых популярных и эффективных методических приёмов, но и один из самых трудоёмких.

Цель урока: способствовать полноценному восприятию произведения; развивать представления о способах изображения персонажей в литературе и кино; формировать систему читательских умений; формирование представлений о кадре, плане, ракурсе, цвете, свете, звуке, монтаже как изобразительно-выразительных средствах кинематографа.

Оборудование: Хрестоматия по литературе. 3 класс. Часть I: Учебное издание /Сост. М.П. Воюшина – СПб.: Папирус, 2000. – Ч.I/ – 376 c.: ил.; “Тетради по литературе. 3 класс” Н.Н. Чистякова, М.П. Воюшина. – СПб., 2000. – С. 30.; иллюстрация 1; иллюстрация 2.

Ход урока