Урок информатики в 3-м классе по теме "Граф" (УМК "Школа России")

Разделы: Информатика, Начальная школа


Тема:   Граф. Вершины и рёбра графа.

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • Образовательная: познакомить детей с понятием «Граф», учить составлять граф по словесному описанию отношений между предметами и существами, закрепить умение учащихся выполнять сохранение файла в нужной папке.
  • Развивающая: развивать логическое мышление.
  • Воспитывающая: воспитывать взаимовыручку и сотрудничество.

Ожидаемый результат: умение находить граф, строить граф по описанию, определять количество вершин, количество рёбер.

Место урока в теме: первый урок-знакомство с графами.

Оборудование: презентация (Приложение 1),  тест на компьютере (Приложение 2), учебник-тетрадь Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.(часть 2) «Информатика в играх и задачах», карточки с задачей.

ХОД УРОКА

I. Этап мотивации. Сообщение темы урока

– Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы будем  с вами путешествовать по волшебному острову «Информатика». Посмотрите на картинки (Приложение 1, слайды 1, 2, 3, 4), что изображено на  первой,  второй, третьей, четвёртой иллюстрации? (Грусть, радость, апатия, фантазия). – Дети, возьмите первые буквы этих слов и узнаете тему урока. (Граф) (Приложение 1, слайд 5)
– Может кто-то уже встречался со словом «граф»? (Титул) (Приложение 1, слайд 6)
– Сегодня на уроке мы рассмотрим граф как одно из понятий  математики. Я предлагаю взять с собой в путь радость и фантазию. Согласны? Открываем тетради и записываем тему урока.

II. Этап задавания вопросов

– Дети, как вы думаете, что мы должны узнать о графе, на какие вопросы ответить?

На экране, по мере поступления гипотез появляются вопросы. (Приложение 1, слайд 7)

– Что такое граф?
– Из чего состоит граф?
– Как построить граф?

III. Этап изучения нового материала

1. На волшебном острове живут три поросёнка, которые построили себе три домика. Поросята были дружные, ходили к друг другу в гости, поэтому все домики были соединены друг с другом дорожками. Сколько всего было дорожек? (Приложение 1, слайд 8)
Я предлагаю каждый дом обозначить точкой, а дорожки отрезками.
– Ребята, у нас с вами получился граф (Приложение 1, слайд 9).  Может ли кто ответить на вопрос, что такое граф?
Учитель: Граф – это схема (или чертёж), где точки называются вершинами, а отрезки (или линии), их соединяющие, – рёбрами графа.

2. А если бы поросят и их домиков было по четыре. Сколько было бы дорожек, соединяющих между собой каждый домик? (Приложение 1, слайд 10)

Построение графа в тетрадях, затем проверка. (Приложение 1, слайд 11)

3 + 2 + 1 = 6  дорожек

3. Пауза отдыха

– Вспомните, какие эмоц. состояния были изображены на картинках в начале урока? Ребята, покажите, как вы фантазируете. А теперь радость. Отлично, с таким радостным настроением мы двинемся дальше.

IV. Этап закрепления знаний

1. Работа с учителем

– Прилягте на парты. Мы проносимся с вами над полями, лесами, морями. И вот вдали виднеются  какие-то страны. Ребята мы попали в сладкие страны. (Приложение 1, слайд  12) Назовите эти страны (Зефирия, Конфетия, Шоколандия, Вафландия).Тетрадь, стр16 №
– Сколько всего стран? Сколько дорог соединяет эти страны? Найдите граф, на котором точки соединены также, как страны  связаны дорогами (ответ обосновать). (Приложение 1, слайды 13, 14)

2. Работа по учебнику (стр. 17, задание 28)

1 граф разбираем вместе, 2, 3 граф получаем путём визуального восприятия (убираем губкой ненужное ребро на глазах детей), 4 граф сводим к уже встречавшемуся.

V. Первичная проверка знаний учащихся

Гимнастика для глаз: проследить глазами за  «восьмеркой», расположенной на плакате.

– Друзья, сейчас вы проверите полученные знания за компьютерами. Мы выполним тест (Приложение 2). Время выполнения теста – 4 минуты. (Дополнительное задание – на карточке). Сели удобно, проверили, чтобы, расстояние глаз до монитора равнялось вытянутой руке. Возьмите мышку и выберите нужный вариант. Читаем первый вопрос про себя и напротив правильного ответа в квадратике щелкаете  левой кнопкой мыши один раз. Так же поступаете со 2 и 3 вопросом. Сохраняете работу в папке своего класса под именем Фамилия.

VI. Итог урока. Домашнее задание

– Ребята, давайте вернёмся к задачам, поставленных в начале урока и ответим на вопросы (Приложение 1, слайд 15)

Домашнее задание: учебник-тетрадь, стр.17, № 29.

– Я думаю, мы справились с поставленными задачами и нам пора возвращаться с волшебного острова «Информатика».  Но встреча с графами вам еще предстоит на следующих уроках информатики. Спасибо, урок окончен.

При подготовке урока была использованы следующие источники:

1. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Рабочая тетрадь по информатике для 3 класса (часть 2)- М.: Баласс, 2002
2. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах, 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя
3. Яндекс. Картинки
4. Шаблон теста на языке Gava Script