Введение
Как сердцу высказать себя? Другому как
понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть
ложь.
Ф.И. Тютчев (1803-1873)
Известный американский психолог Э.Берн высказал мысль о том, что примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Поэтому в младшем школьном возрасте эмоциональному развитию детей необходимо уделять серьезное внимание. Если в дошкольном возрасте дети испытывают небольшой спектр эмоций, то, начиная с 6-7 лет, этот круг расширяется настолько, что его трудно обозначить. Однако принято считать, что наиболее значимыми для этого возраста являются эмоции страха, интереса и радости.Следует отметить, что центральным новообразованием данного возраста является внутренняя позиция – система социальных установок, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющими собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни. Эмоции ребенка позволяют нам оценить, как протекает данный процесс, а это, в свою очередь, дает возможность при необходимости корректировать его. Характеризуя детей, мы часто обращаем внимание на их эмоциональность, эмоциональную впечатлительность. Ведь одни и те же ситуации одних оставляют равнодушными, других слегка волнуют, а у третьих вызывают сильные переживания, с какими индивидуально-личностными особенностями это связано? Для того чтобы прогнозировать, вести к успеху, развивать умения управлять негативными эмоциями и переживаниями необходимо знать и понимать каждого ребёнка, сопереживать и сочувствовать ему, видеть эмоциональное состояние каждого, его собственный эмоциональный образ.
Программа занятий по психологии предусматривает:
- Обращение к личному опыту, собственным переживаниям, анализ чувств и эмоциональных состояний, нахождение сходств и различий у себя и других людей, учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся.
- Поддержку первого успеха, доверие к ребёнку. Помощь в конструктивном разрешении конфликтов, интерес к чувствам другого.
- Обеспечение психологической безопасности каждому, выполнение общих правил, принятие чувств другого, умение сдерживать негативные эмоции.
Выполнение условий:
- Можно выражать недовольство отдельными действиями детей, если затрагиваются чувства другого, но не самим ребёнком.
- Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими – бы нежелательными они не были.
- Недовольство поведением ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перейдёт в не принятие его.
- Покажите ребёнку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то что вы, возможно, думаете, а не говорить.
В процессе изучения программного материала по психологии повышается творческая активность детей, продуктивность общении с учителями и одноклассниками, сглаживаются барьеры в общении, корректируется психика ребёнка как, познавательной так и эмоционально-личностной сферы. Таким образом, для решения всех, поставленных перед учителем целей, необходимо использовать в обучении индивидуальный подход, акцентируя внимание на серьезном изучении личности ребенка (в частности, его эмоций) и, при необходимости, корректировать психические процессы. Эмоциональное развитие ребёнка взаимосвязано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой играет большую роль в развитии познавательных процессов и поведения, поэтому развивать их, так же важно, как и заниматься развитием интеллектуальной сферы. Постоянная работа учителя над совершенствованием стиля своей педагогической деятельности, способствует улучшению эмоционального благополучия детей, развивает эмоциональную произвольность, создаёт атмосферу живого общения. Проведение самоанализа занятий, стимулирует к поиску творческих и личностных резервов для совершенствования качества преподавания.
«Учимся понимать чувства других людей»
Цели: развитие способности видеть и понимать чувства других людей, умения определять свои личные черты и свойства характера и эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть собственными эмоциями.
Методы и приёмы:
а) словесные (использование объяснений,
словесных инструкций, пояснений);
б) наглядные (пиктограммы « Азбука настроений»,
использование мультимедийной презентации с
анимацией);
в) практические (выполнение различных
практических заданий как вербального,
визуального, так и двигательного характера);
г) диагностические (получение диагностической
информации о наиболее значимых переживаниях
детей, самопредставлении, потребностях и
ценностях);
д) музыкальные (музыкальное сопровождение А.
Глазунов « Времена года», «Вальс цветов»).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ритуал приветствия: все участники встают в круг, берутся за руки, приветствуют друг друга. Представляют, что каждый из нас лепесток самого красивого цветка, который можно оживить, став добрым волшебником.
2. Чтение и обсуждение сказки «Цветочные характеры»
– Жил был Cадовник. Он очень любил
цветы. Выращивал их, ухаживал за ними. Все цветы
радовали своей красотой, запахом, но у каждого
цветка был свой характер. Красавица Роза, желая
показать свою неприступность, больно ранила
шипами Садовника, когда он пропалывал
вокруг неё сорняки. Общительный Колокольчик
развлекал Садовника весёлой беседой,
а Вьюнок удивлял его своей смелостью и
настойчивостью – он всегда стремился вверх и
совершенно не боялся высоты. Другие цветы тоже
отличались характером.
– Но характеры, оказываются, могут меняться, и
один из цветков изменил свой характер. Как же это
произошло? Красивая, но неприступная Роза
стала замечать, что её красота никому не видна, Её
не срывали для букетов, не сажали на клумбах.
– Почему так происходило? – спросила она Садовника.
– Ты очень гордишься своей красотой и больно
ранишь своими шипами всех, кто к тебе
прикасается, а это не слишком приятно. Я – Садовник
и люблю цветы с любыми характерами, но остальные
не будут любить тебя только за красоту. Роза
прислушалась к словам Садовника и
постаралась сделать свои шипы не такими острыми.
А если кто-то наклонялся к ней, чтобы насладиться
ароматом лепестков, она вежливо предупреждала:
«Осторожнее, у меня на стволе выросли колючки, я
тоже от них страдаю, не пораньтесь, пожалуйста».
– Такие изменения в характере Розы не
прошли незамеченными. Её привлекательность всем
пришлась по душе, красавица восхищала аромат,
поднимала настроение, а на шипы почти никто не
обращал внимание.
3. Игра «Разговор цветов» с музыкальным сопровождением и просмотром презентации (Приложение 1)
Давайте представим разговор цветов. Цветы, растущие, у Садовника на клумбе беседуют, между собой, о том, что, скоро начнётся дождь. Я распределю роли (с учётом индивидуальных особенностей), а вы постараетесь хорошо их сыграть – подумайте о том, что будет говорить ваш герой, с какими интонациям выражением лица, мимикой.
4. Динамическая пауза «Дождик» с музыкальным сопровождением
В это время дети прыгают, радуются. Когда слышат раскаты грома, приседают и прячутся.
5. Упражнение «В гостях у волшебника»
Дается инструкция:
1. «Представьте, что вы попали в гости к волшебнику, и он захотел сделать вам приятное – подарить те качества, которые вы попросите. Но каждому из вас можно выбрать только пять качеств характера. Возьмите любой из цветных карандашей и раскрасьте любой квадратики рядом с теми качествам, которые вам кажутся самыми необходимыми (качества изображены рисунками).
2. «Подумайте, какие качества для вас выберут учителя, родители. Выполните задание три желания. Кокой подарок ты попросишь для себя, от учителей, родителей и детей?
Вопросы для обсуждения задания: «Три желания»:
– Как вы думаете, какие качества для вас,
выберут: учителя родители, и дети?
– Они выберут разные качества, или одинаковые?
– Трудно было, выбрать качества за учителя?
– Чья помощь для тебя будет первой: учителей,
родителей или детей?
– Что понравилось больше: решать за других или
выбирать самому?
6. Этюд «Капризный мальчик»
7. Рефлексия занятия
Ритуал прощания
Давайте прислушаемся к своему дыханию. Все вместе сделаем вдох, выдох и ещё раз вдох, выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьётся наше сердце. Тук – делаем шаг вперёд, тук шаг назад. И ещё раз тук – шаг вперёд, тук шаг назад. Дотронемся друг до друга и превратимся в милых, добрых детей. До скорой встречи!
Литература:
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в
начальной школе: Методические материалы в помощь
психологам и педагогам. М.ТЦ Сферы, 2003. – 88с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира
для детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – 208с.
3. Лебеденко Е.Н. Развития самосознания и
индивидуальности. М. Прометей; Книголюб, 2003 – 64с.