Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Дидактические цели: формирование информационной компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией; умений увидеть проблему и наметить пути ее решения; продолжить формирование умения  видеть причинно-следственные связи.

Методические цели:

  • Показать разнообразие приспособленности организмов к среде обитания.
  • Продолжить формирование умения использовать знание закономерностей для объяснения механизма возникновения приспособлений
  • Проверить умения применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Методы обучения. Проблемный. «Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире?»

Форма организации учебной деятельности. Работа в группах. Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Оборудование. Электронное приложение к уроку «Приспособленность живых организмов к среде обитания»; рабочая тетрадь (Приложение 1); карточки с изображениями специализированных форм растений и животных; коллекции: «Виды защитных окрасок», «Насекомые – опылители», «Насекомые – вредители культурных растений», «Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных»; таблицы с изображениями растительных и животных организмов: обитателей лесов, полей, степей, водоемов и других мест обитания; гербарные экземпляры; коллекции семян и плодов.

Время проведения: 1 час 30 минут

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

1 слайд

В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по-своему уникален.

  • Каким образом сформировалось это колоссальное разнообразие?
  • Чем отличаются одни виды от других?
  • Почему каждый вид оптимально приспособлен к условиям среды обитания?

Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие подобные им вопросы.

2 слайд

Вот и нам предстоит ответить на основополагающий вопрос темы:  «Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире?»

II. Актуализация знаний

3-4 слайды. Озвучиваем эпиграф к уроку

Задание 1. Выполнить в рабочей тетради (Приложение 1) индивидуально, обсудить в группе.

Задание 2. Обсудите в группе

1. Ботаник Г.де Фриз, выращивая в питомнике растение, ослинник, постоянно обнаруживал в новых поколениях до 0,5% изменений высоты стеблей, формы и окраски листьев. Эти изменения передавались по наследству. Объясните их с позиции эволюционного учения. Что может происходить с потомками этих растений, если они попадут в различные условия освещенности, водного режима, если они окажутся среди рослых растений или в других условиях?

2. Еще сравнительно недавно (40-е годы) применение небольших доз варфарина приводило, через несколько дней, к гибели всей обработанной популяции крыс, то в настоящее время крысы пожирают варфарин без всякого вреда для себя. Как объяснить появление таких «суперкрыс»?

3. Колорадский жук наносит большой урон посадкам картофеля. Но иногда среди сильно поврежденных растений можно увидеть кусты, листья которых в наименьшей степени повреждены личинками жука. Объясните это явление с позиции эволюционного учения. Какие выводы может сделать селекционер, обнаружив такие незначительные повреждения растения?

III. Изучение новой темы

– Наша дальнейшая работа будет направлена на рассмотрение результатов микроэволюционных процессов.

5 слайд. Мозговой штурм

Обсудите в группе и запишите в тетради, что входит в понятие «приспособленность»
(в качестве примеров можно использовать иллюстративный материал слайда)

6 слайд

– Работая в группе, вам предстоит ответить на проблемный вопрос: «Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость?»

– Рассмотрите выданные вам объекты и ответьте на вопрос, что общего в окраске этих животных, если есть различия, то укажите их.

  • 1 группа – объекты: жилатье, кузнечик, цикадка-бодушка, камбала, зебра и др. (Общее – маскировочная окраска; различия – криптическая, расчленяющая, скрадывающая)
  • 2 группа – объекты – божья коровка, клоп-солдатик, саламандра, скунс, дневной павлиний глаз и др. (Общее – демонстрационная окраска; различия – предупреждающая, угрожающая окраски)
  • 3 группа – объекты – палочник, осовидная муха, листовидка, конек-тряпичник и др. (Общее – подражательная окраска (мимикрия); различия – подражание предметам окружающей среды или защищенным животным)

7-11 слайды

Слушая сообщения групп, заполните схему:

12-13 слайды

Покровительственная окраска сочетается с определенной формой тела и типом поведения
Рассмотрите представленные на слайдах  организмы и прокомментируйте их приспособленности к среде обитания в строении, окраске и поведении.

14 слайд

В понятие приспособленность вида входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям, а также соответствие физиологических функций организма условиям его обитания, их сложность и разнообразие.
Притом, что человек, хоть и не без основания, считает себя венцом творения, ничего из того, что он изобрел, не было сделано с чистого листа, без подсказки матери-природы.
Чем глубже человек проникает в уникальные «изобретения» животного мира, тем очевиднее становится необходимость использования их в практической деятельности. Свершения Homo sapiens впечатляют, но вряд ли стоит забывать о том, что Природа хитрее и мудрее нас. Науку, занимающуюся изучением строения живых организмов для создания новых приборов и механизмов, называют бионикой (от греческого bios – жизнь). Этот термин впервые прозвучал в 1960 году для обозначения нового научного направления, возникшего на стыке биологии и инженерного искусства.

(Примеры учащихся)

Заполните таблицу, выполнив лабораторную работу

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Объект изучения Признаки приспособленности Условия обитания
     

1 группа – в высокогорном озере Южной Америки, команда  Ж. Кусто обнаружила лягушек с очень большой поверхностью кожи, которая образовывала многочисленные складки на теле. В чем сущность данного приобретения?

2 группа – укажите приспособления цветковых растений к перекрестному опылению насекомыми

3 группа – в чем состоит  приспособленность ластоногих к жизни в водной среде? Какое приспособление позволяет им находиться под водой 40-60 мин.?

Предложите варианты объяснения происхождения приспособленностей с  позиций представителей разных научных взглядов: К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина, современной теории эволюции.

Беседа по итогам лабораторной работы по вопросам:

  • Какому фактору среды соответствует данное приспособление (приспособления).
  • Предположите, что предки вида не обладали обнаруженными вами приспособлениями (приспособлением), так как жили в других условиях (например каких?). Какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?
  • Какими могли быть изменения  условий среды по сравнению с  существовавшими ранее? Какие причины могли вызвать эти изменения?
  • Как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?
  • Какие мутации могли оказаться полезными в измененных условиях? Какой была судьба обладателей этих мутаций?
  • Каким было бы потомство от скрещивания мутантных форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы, и с какими результатами? 
  • Какие изменения нормы реакции мутантного признака происходили из поколения в поколение?

Изобразите схематически в тетради, при участии, каких явлений произошли приспособления организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками, направив их от причин к следствию

Приспособленность организмов к среде обитания не абсолютна, а относительна.

15 слайд

Объясните в чем приспособленность представленных на слайде  организмов к условиям окружающей среды и в чем их относительность

16 слайд

Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку:

  • Приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора.
  • Приспособленность носит относительный характер и полезна только в определенных условиях.
  • С позиций современной биологии целесообразность не дана организму изначально творцом, а сформировалась в результате длительного процесса эволюции

В ходе урока учащиеся работают в рабочей тетради, и она принимает законченный  вид – Приложение 2.

17-20 слайды

Домашнее задание: подготовить ответы на проблемные вопросы:

  • Жизнь без агрессии – реальность или утопия? (Приложение 3)
  • Как обеспечить себе необходимое количество потомков? (Приложение 4)
  • Как расселиться по свету, не имея органов передвижения? (Приложение 5)
  • Чему мы можем научиться, подглядывая за животными и растениями?

Выполняя домашнее задание, учащиеся еще раз обратятся к приспособлениям в строении тела, поведении, физиологии.