Цель: сформировать представление о влажности воздуха.
Задачи:
- сформировать понятия «абсолютная влажность», «относительная влажность», «облака»;
- выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью;
- раскрыть процесс образования тумана и облаков.
Оборудование: презентация к уроку, учебник, атлас, гигрометр.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
II. Актуализация знаний
– Вспомните, в каких состояниях встречается
вода в природе? (Твердом, жидком, газообразном).
– При каких условиях вода может переходить из
одного состояния в другое? (При изменении
температуры).
– При каких температурах происходит переход
воды из одного состояния в другое? (При
понижении температуры в твердое состояние. При
повышении температуры в газообразное состояние).
ІIІ. Изучение нового материала
Слайд 1. У нас на планете снова гости. Профессор Путавка и его ученик Хнося.
Слайд 2.
Хнося: Профессор, у меня пропала вода! Я вчера налил воды в тарелочку, чтобы она нагрелась, а ее теперь нет! Куда она делась? Вы ее не видели?
Профессор: Нет, Хнося. Я ее не трогал. А ты подумай, куда она могла деться.
Учитель: Ребята, давайте поможем
Хносе. Куда делась вода? (Она испарилась).
– Где она теперь находится? (В воздухе).
– А в виде чего? (В виде пара).
– А мы можем ее видеть? (Нет).
– А как же можно узнать, сколько воды находится в
воздухе? (Дети могут затрудняться ответить).
– Для этого есть прибор – гигрометр. Он
определяет влажность воздуха.
– Что же такое влажность воздуха? (Определение на
доске. Записывают в тетрадь).
Слайды 3-4.
Учитель: Как вы думаете, в каком воздухе будет содержаться больше водяных паров в теплом или холодном? (В теплом).
Работа с таблицей в учебнике.
Слайд 5.
Хнося: Профессор!!! Я в лесу. Ранним, прохладным утром на траве было много капелек воды, но прошло немного времени как они исчезли!!! Почему это произошло?
Решение задачи (Приложение)
Слайды 6-7.
Учитель: А всегда ли в воздухе, например при температуре +30°С может содержаться 30 гр. водяного пара? (Нет. может содержаться и меньше).
Вернуться к схеме и дополнить ее.
Решение задачи (Приложение)
Слайд 8.
Хнося пропадает в тумане.
Хнося: Я ничего не вижу! Помогите! Что это?
Ответы детей: Это туман.
Учитель: А как же образуется туман? Когда он образуется? (Туман мы можем видеть вечером. Образуется при понижении температуры воздуха, конденсации).
Решение задачи (Приложение)
Слайд 9.
Хнося на шаре поднимается вверх. Исчезает в облаках.
Хнося: Я опять в тумане!
Учитель: Ребята, а как мы называет
такой туман? (Облака)
– А чем отличаются туман и облака? Что общего?
Типы облаков.
ІV. Подведение итогов
Учитель: Итак, с чем мы сегодня
познакомились на уроке?
– Что такое влажность воздуха? Абсолютная?
Относительная?
– От чего зависит влажность воздуха?
– Как образуется туман?
V. Тест
1. Туман – это скопление в воздухе:
а) водяного пара
б) капелек воды
в) частичек пыли
г) частичек промышленных газов.
2. Для образования капелек воды из водяного пара необходимо, чтобы воздух, в котором он находится:
а) поднялся и нагрелся
б) поднялся и охладился
в) опустился и нагрелся.
3. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит:
а) от температуры
б) от давления
в) от влажности.
4. Установите соответствие между количеством водяного пара в воздухе и температурой.
1. 0°С а)1 гр/м3
2. – 20°С б) 5 гр/м3
3. + 20°С в)17 гр/м3
VI. Домашнее задание: §32. т/т: стр.60 № 5-6, стр.61 № 1-2, стр.66 № 2, стр.71 № 3, стр.72 № 4-6 (по учебнику Лобжанидзе А.А.).
Приложение
Задачи.
- Посчитайте, сколько воды может поместиться в воздухе комнаты, если ее объем 200м3, а температура +20°С. (Подсказка. При температуре +20°С в 1м3 – 17гр.)
- Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м3 воздуха, содержащего 7гр водяного пара, до t +10°С? t 0°С? (Подсказка. При +10°С в 1м3 – 9гр. При t 0°С в 1м3 – 5 гр)
- Является ли воздух насыщенным, если при t +20°С 1 м3 его содержит 7 гр водяного пара?
- Определите относительную влажность, если при t +10°С в воздухе содержалось 1 гр воды. (Подсказка. При +10°С в 1м3 – 9гр.)