Цели:
- показать учащимся, как важно научиться внимательно слушать;
- работать над развитием речи, обогащать словарный запас детей;
- помочь учащимся о овладении этическими знаниями и в умении применять их в повседневной жизни, в общении с окружающими;
- воспитывать любовь к музыке, живописи, чтению – умению вести “разговор с автором”
Ход урока
1. Эмоциональный настрой. Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их.
Молодцы! А, сейчас, повернитесь ко мне лицом - мы начинаем наш урок.
Слайд № 1.
- Посмотрите на экран и выберите то выражение, которое соответствует вашему внутреннему состоянию на данный момент урока. Сделайте соответствующую запись на листочке (на столе).
- Сегодня на уроке мы вновь отправимся в путешествие по стране “Красноречие” и побываем в храме риторики, где нас вместе с Риториком уже ждут.
Слайд № 2.
2. Речевая разминка.
А пока мы будем подниматься по лестнице в храм проведём речевую разминку.
Слайд № 3.
“Подышим, подышим…”
А) свеча (глубокий вдох – медленно дуем на воображаемое пламя свечи).
Погаси свечу (короткими толчками выдохнуть воздух: Фу! Фу! Фу!)
б) комар (продолжительный выдох с произнесением звука З – З – З, руки в стороны, медленно соединяйте руки, хлопок над головой).
“Грустно – весело”
Произносим звук [c] грустно – весело 2 – 3 раза.
“Проколю щёку”
“Чистоговорка “Караси”
Слайд № 4 (читаем весело)
- Приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком, не правда ли? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нам с Риториком. Молодцы!
- Ребята, а зачем нам нужна наука риторика, зачем мы её изучаем?
(Для развития человеческого дара – дара слова).
3. Работа по теме урока.
- Молодцы, итак мы продолжаем наше путешествие и тема сегодняшнего урока “Учимся слушать”.
Слайд № 5.
Цели
Слайд № 6
- А что мы должны сделать, чтобы нас внимательно слушали и нас приятно было слушать?
(Надо говорить чётко, ясно, понятно и достаточно громко)
- А для этого мы с вами учимся произносить скороговорки.
Слайд № 7.
“Не запутайся!”
Текст скороговорок написанный на карточках и экране прочитать как диктор телевидения (читают самостоятельно 2 – 3 раза, а затем вслух).
“Работа с предложением”
Слайд № 8.
Задать вопрос и прочитать ответ, сделав логическое ударение на нужном слове.
- Ребята, сейчас мы с вами сделали много упражнений для развития и тренировки нашего артикуляционного аппарата. И я, думаю, если вы систематически будете тренироваться, тогда ваша речь будет понятна и приятна для слушателей.
4. Физминутка.
Слайд № 9
- А теперь подумайте и скажите, в чём по-вашему, разница в значениях глаголов “слышать” и “слушать”.
Слайд № 10.
- Я очень рада, что вы правильно понимаете значение глаголов “слышать и “слушать”.
А сейчас мы проходим в Зал высказываний великих ораторов
Слайд № 11, 12.
- Ребята, а что значит быть внимательным слушателем?
(Важны мимика, жесты, поза, взгляд, сочувствие, понимание…)
- Риторик хочет проверить вас – понимаете ли вы, как важно внимательно слушать. Вот его задания:
Слайд № 13
(два задания, после выполнения задания в учебнике – вывод “Если слушал невнимательно”).
- Ребята, но ведь в жизни бывает и так, когда невнимательное слушание может быть преднамеренным, специальным.
- Послушайте отрывок из сказки “Каша из топора” (читает учитель)
Стр.61 № 75.
Вывод: старуха не слушала и не понимала солдата, потому что была скупа, жадная, не хотела накормить солдата.
- А вы знаете, что общение не всегда предполагает явного собеседника. Это происходит, когда мы читаем книгу, любуемся живописью, слушаем музыкальное произведение.
Вот произведение из детского альбома Петра Ильича Чайковского.
Эта музыка рассказывает нам, что в жизни девочки радость – ей купили новую куклу. Девочка очень рада, ей весело, она обнимает куклу, танцует со своей новой подружкой, звонко смеётся, вот послушайте…
Слайд № 14.
- Кто из вас сейчас слушая отрывок смог представить себе эту девочку, увидеть её. Замечательно, значит вы очень внимательно слушали произведение.
- Давайте вместе подумаем, что хотел рассказать нам художник, создавая эти картины?
Слайд № 15
- Сегодня на уроке мы также будем учиться внимательно слушать поэта. Прочтите стихотворение М. Ю. Лермонтова “Утёс” (читают про себя).
Слайд № 16.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
(грустное, тоскливое)
- Кто его герои?
Слайд № 17.
- Какой приём использовал автор?
- Как описан наш герой?
Слайд № 18.
- Какова наша героиня?
Слайд № 18.
- Ребята, как вы думаете, какой была главная мысль автора?
Давайте прочитаем вслух это стихотворение, возможно, мы правильно услышали голос автора.
5. Итог урока.
Слайд № 19
- Итак, скажите, ребята, важно ли внимательно слушать собеседника?
- Надо ли уметь следовать за мыслями великих людей?
- Должны ли мы уметь вести разговор с композиторами, поэтами, художниками, через их произведения?
6. Дома.
Слайд № 20
Стр. 61 упр. № 74, мини-сочинение.
Благодарность за работу на уроке. Оценки.
Слайд № 21