Тип урока: урок развития речи учащихся.
Цель урока: через лингвистические навыки учащихся сформировать осознанное отношение к ценностям духовной культуры.
Задачи:
- Работа с текстами разных форм
- Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся
- Развитие памяти и логического мышления учащихся
- Повторение синтаксиса и пунктуации на письме.
Оборудование: раздаточный материал, проектор (презентация к уроку), словарь.
Ход урока
1. Стихотворение "Для чего живет на свете человек?" (читает ученица)
Для чего живет на свете человек?
Для чего свой коротает век?
Чтобы вкусно есть и сладко пить?
Чтобы много денег накопить?
Может, чтобы рыбы наловить?
Или дичь лесную подстрелить?
Чтоб большие горы покорять?
Чтобы океаны штурмовать?
Чтобы птицей в небеса взлетать?
Сверху падать и взлететь мечтать?
Чтобы ненавидеть и любить,
Чтобы радоваться, горевать, дружить?
Чтоб надеяться и верить, побеждать,
Чтобы плакать, мучиться и ждать?
Может, для того, чтоб воевать
И себе подобных убивать?!
Чтобы от болезней умирать?
Или те болезни истреблять?
Чтобы дом построить, в доме - лад,
Чтобы вырастить цветущий белый сад?
Чтобы сына воспитать и дочь,
А потом расправить крылья им помочь?
Ну, а, может, жить - это творить:
Музыку душою сочинить,
Или сердцем холст нарисовать,
Иль законы мирозданья открывать?
Для чего живет на свете человек?
Для чего свой коротает век?
Чтобы в бесконечности небес
Разум, данный свыше, не исчез.
Чтобы чувства не пропали, не ушли,
Чтобы в вечность, как в песок не утекли.
Для того живет на свете человек.
(Пятаков Алексей, Санкт-Петербург, гимназия №505, 9 класс)
- Как бы вы, ребята, ответили на этот вопрос?
Учащиеся высказывают свое мнение. В итоге приходим к мнению:
Человек живет для того, чтобы слушать Прекрасное и смотреть на Прекрасное.
- Подберите к слову Прекрасное однокоренное слово.
КРАСОТА - ПРЕКРАСНОЕ (однокоренные)
2. Запишите тему урока.
Цель урока: В конце урока вам предстоит ответить на вопрос, что значит уметь слышать и видеть Прекрасное?
3. Письмо по памяти.
Эпиграф к уроку:
Слушать Прекрасное и смотреть на Прекрасное - значит улучшаться (Платон).
- Какие знаки препинания вы поставили?
- Почему после слова "значит" не нужна запятая?
- Как вы понимаете смысл данной фразы? (вспомнили о Платоне)
- Как вы думаете, а связано ли слово "Красота" со словами "Память" и "Культура"? Почему?
На слайде даны ключевые слова: КРАСОТА - ПАМЯТЬ - КУЛЬТУРА
4. Обратимся к высказываниям известных людей. Что они думают по этому поводу.
Работа с раздаточным материалом (по группам) - высказывания известных личностей о красоте, памяти и культуре.
1 группа (ключевое слово "красота")
2 группа (ключевое слово "память")
3 группа (ключевое слово "культура")
Карточка №1
- "Осознание красоты спасет" (Н.К. Рерих)
- "Мир красотою спасется" (Ф.М. Достоевский)
- "Красота - сила, и она спасет мир" (Ф. Бердяев)
- "Внешняя красота преходяща, а внутренняя вечна" (Сейид Хусейн Наср)
Карточка №2
- "Памятники культуры - это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись" (Ф.Абрамов)
- "Человеческая память несет в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, чего уже нет:" (Ю.Бондарев)
- Уважение к памяти предков - вот черта, которая отличает образованность от дикости.
- "Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества". (Ю.М. Лотман)
Карточка №3
- "Культура - это почитание Света" (Н.Рерих) (с древнеиндийского: Культ - почитание, Ур - свет)
- "Всякое подлинное искусство есть путь к новому бытию, мост к иному миру" (Н.А. Бердяев)
- "Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто" (Эдуар Эррио)
5. Вопросы к каждой группе:
- Что общего во всех этих высказываниях?
- Каково лексическое значение ключевого слова?
- Составьте СПП предложение, в котором отразилась ваша позиция по данному вопросу.
Клише: "Я думаю, что:", "На мой взгляд, красота (память, культура) - это:., которое (ая):.", "Мне кажется, что:" и др.
6. Учащиеся пишут небольшое рассуждение по данному ключевому слову.
1 группа Ключевое слово "Красота" (Из сочинений учеников)
Я считаю, что красота - это наш окружающий мир. Она может быть в человеке и в животном, в живописи и музыке, в природе и космосе. Можно сказать, что вся жизнь человека основывается на красоте. Только не все ее видят, а кто-то просто игнорирует. А ведь это неправильно. Жизнь дана человеку, чтобы что-то создать или узнать. Так почему же каждый не может создать что-то свое - красивое? Тогда жизнь станет интересней, и человек будет иметь возможность получать эстетическое удовольствие от наблюдаемой им красоты.
(Политова Анна, 11А класс)
О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое красота? Как почувствовать эту красоту? Красота - это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира?
Прежде всего, красоту окружающего мира русские поэты и писатели видели в природе. Например, А.А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь в мгновении высшего душевного подъема:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за раму зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Для Ф.И. Тютчева природа тоже одушевленное, разумное существо:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Но красота - это не только природа, но и сам человек. В чем же скрыта красота человеческая? Вспоминаю стихотворение Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка". В нем говорится о девочке, которая не отличается внешней красотой. Но эта некрасивость становится незаметной, когда она радуется чужому счастью.
А если это так, то что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всем: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все ее видят, не все обращают на нее внимание.
(Горохова Ольга, 11А класс)
"Красота спасет мир", а, может быть, погубит: Никто не может дать ответ на вопрос: "Что же такое истинная красота?" О ней так много говорят, что кажется, будто ее никто не видел. Может быть прав Ф. Ницше в своих словах: "Голос красоты звучит тихо: он проникает только в саамы е чуткие уши".
Красота - это один из идеалов, а прелесть идеала в том. Что он недостижим. Мы не знаем порой, к чему стремиться: к чистым помыслам к благородству или к свободе? Как сказал В. Шекспир: "Природа нам не дарит красоты, но в долг дает - свободная свободным".
Несмотря на все споры о красоте, важна и внешняя и внутренняя красота. Телесная красота - обложка книги, она привлекает, а содержание книги - красота душевная, она не дает нам оторваться от содержимого. При отсутствии того или другого теряется цельность, и если можно встретить книгу в потрепанной обложке, то книга без страниц никому не нужна.
И все-таки красота есть в каждом из нас, нужно только не бояться ее показать. Любой талант только прибавляет человеку прелести. И тот, кто чувствует себя красивым, талантливым, свободным и сильным, и будет таким в глазах людей.
(Еремина Мария, 11А класс)
2 группа (ключевое слово "Память")
"Единственной мерой времени является память". На самом деле так и есть. Ведь наша жизнь началась не сегодня, не сегодня она и закончится. И все, что происходит в нашей жизни,- все остается в памяти.
Память о наших предках очень важна для нас. Каждый человек - это индивидуальность, личность, поэтому каждый оставляет свой след в жизни. У кого нет в душе прошлого, у того не может быть будущего. Наши деды и прадеды обеспечили нам мирную жизнь. И мы должны всегда помнить об этом.
Память - неотъемлемая часть нашей жизни, наше прошлое, позволяющее жить в настоящем и думать о будущем.
(Коровина Мария, 11А класс)
Я считаю, что память - это отражение прошлого, это то, что сохранилось в умах наших предков. Это опыт, накопленный веками, проверенный временем. Сегодня мы проходим и получаем те же уроки политики, экономики, искусства, что изучали наши предки. Многое, что сегодня превозносится, это лишь интерпретация того, что прошли наши предки.
Американский журналист, живший в Х1Х веке, как-то сказал: "Многие путают свое воображение со своей памятью". Прежде чем решить проблему, придумать решение, надо порыться в анналах истории или напрячь свою память. Русские же говорят по-другому: "Все новое - это хорошо забытое старое":
(Аксенова Наталья, 11А класс)
3 группа (ключевое слово "Культура)
Сердце, воображение и разум - вот та среда, где рождается то, что мы называем культурой. Если исчезнет культура, то человек перестанет быть человеком. "Мы живем в мире культуры. Более того, мы находимся в ее толще, внутри нее, и только так мы можем продолжать свое существование", - писал Юрий Лотман.
Культура - это система, которая включает все стороны деятельности людей в обществе. В разное историческое время представление о культуре было разным. Человечество изменяло ее, совершенствовало. Свой вклад в мировую культуру внесли все народы в разные исторические периоды.
Подлинную культуру нельзя купить, взять напрокат, позаимствовать у другого человека. Подлинный путь к культуре - это путь труда, радости и приобретения духовных ценностей, путь самообучения. Развитие культуры - это движение вверх к самопознанию не только самого себя, но и всего человечества, это сложный путь и очень тяжелый труд. Как писал Н.Заболоцкий:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
(Михарева Ирина, 11А)
7. Индивидуальное задание: из каждой группы 1 человек составляет синквейн по данному ключевому слову (схема на слайде)
8. Повторение синтаксиса и пунктуации.
На доске записываются 3 предложения (из каждой группы) и делается их пунктуационный разбор.
1 предложение: Красота - сила, и она спасет мир. (Николай Бердяев)
Схема (вывод: ССП)
2 предложение: Всякая культура есть культура духа, всякая культура - это реальное движение по пути расширения человеческого сознания.
Схема (вывод: БСП)
3 предложение: Уважение к памяти предков - вот черта, которая отличает образованность от дикости. (СПП с придаточным определительным)
Проверяем творческое индивидуальное задание - написание синквейна.
9. На фоне музыки Моцарта показываются слайды - произведения искусства
- Как вы думаете, что связывает все эти слайды?
10. Короткая справка о Лихачеве (сообщение учащегося).
Работа с текстом.
(1)Истинная красота - вечна.(2) Ценности красоты в зодчестве, в музыке, в поэзии, в скульптуре - вечны. (3) Никто из людей истинной культуры не объявит отмененной красоту Парфенона, Венеры Милосской, Мадонны Альба Рафаэля, "Троицы" Андрея Рублева, поэзии Пушкина, драм Шекспира, музыкальных произведений Моцарта и Мусоргского:(4) И рядом с красотой вечна нравственность, заветы нравственности: не убий, не укради, чти отца и матерь свою, т.е. традиции предков, не лги: (5) Связь красоты и нравственности несомненна, ибо истинная красота никогда не лжет, она правдива по своей сущности - к какому бы стилю она ни принадлежала: (6) Ведь каждая культура занимает место среди культур мира только благодаря тому высокому, чем она обладает.
- К какому типу речи мы отнесем этот текст? Почему?
Выделите тезис, доказательство и вывод, который делает автор текста.
- Какую проблему затрагивает Лихачев? (Проблему истинной красоты и духовности)
- Какова же основная мысль текста? (Только истинные ценители культуры и духовности могут понять красоту этого мира)
Учащиеся записывают проблему и авторскую позицию (на слайде)
- Какой аргумент приводит автор в доказательство своей позиции (он ссылается на истинные шедевры искусства и библейские заповеди)
- Какие аргументы вы бы подобрали в доказательство авторской позиции? (на слайде)
11. Работа с частью В (самостоятельно)
- Найдите краткое прилагательное (№ 5, несомненна)
- Найдите субстантивированное прилагательное (перешедшее в существительное) (№ 6, высокое)
- из 6 предложения выпишите словосочетание со связью согласование (каждая культура)
- Назовите предложение с придаточным дополнительным.(№ 6)
- В каком предложении есть однородные члены с обобщающим словом? (№ 4)
- В каких предложениях используется параллелизм? (№ 1,2)
- В каком предложении встречается и подчинительная и бессоюзная связь? (№5)
Проверьте себя (слайд).
12. Обобщение изученного на уроке.
- Связаны ли рассуждения Д.С. Лихачева с темой урока?
Закончите фразу:
Если человек умеет видеть и слышать Прекрасное, значит, он :..
Учащиеся самостоятельно делают выводы.
13. Домашнее задание (написать рецензию по данной проблеме)
14. Оценки за урок.