Цель: формировать умение грамотно, осмысленно использовать имена прилагательные в речи, употребляя их в необходимой в данном контексте грамматической форме.
Задачи урока:
- формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного, проиллюстрировать необходимость правильного и грамотного употребления прилагательных в текстах различных жанров.
- развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи.
- воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал для учащихся.
Приложения: тест, тексты для работы на уроке, презентация.
1. Организационный этап
- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас.
-Давайте поприветствуем наших гостей.
Сегодня 12 марта. Запишите в тетрадь дату и вид работы.
- Каким вы хотите видеть урок? (Ответить прилагательными)
(Познавательным, интересным, веселым, содержательным).
- От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)
Слайд 1.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок - путешествие в зимний лес.
- Почему в зимний?
- Совсем скоро наступит весна. И целый год мы будем ждать нашу русскую зиму с ее играми, забавами, а чтобы воспоминания были более яркими, давайте еще раз полюбуемся красавицей-зимой
2. Актуализация опорных знаний.
- Итак, перед тем как отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться. Собрать знания, которые нам понадобятся в пути.
Для этого мы и будем выполнять первое задание. Это тест.
Слайд 2.
- Прочитайте задание?
- Как будете выполнять задание?
(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу),
Эта работа в парах, вы должны работать быстро и дружно.
- Желаю удачи!
(Каждая пара получает один тест)
Тест:
Найди ключевое слово, по буквам, которые обозначают правильные ответы:
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:: Склонение.
- Что такое склонение?
(Изменение слов по падежам и числам называется склонением).
- А какую часть речи вы повторили, выполняя задание?
(Имя прилагательное)
Слайд 3.
- Тема урока звучит так:
ТЕМА: Склонение имен прилагательных.
И сегодня на уроке, во время нашего путешествия, мы будем учиться правильно употреблять в письменной и устной речи имена прилагательные, учиться определять грамматические категории прилагательного.
Слайд 4
- Итак, давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
Лексическая работа:
- Давайте вспомним, а что такое алгоритм, на каком уроке вам встречалось это понятие?
Алгоритм - точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.
Какие шаги мы должны сделать, чтобы определить падеж прилагательного?
Составление алгоритма:
- 1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.
- 2 шаг - определить падеж у имени существительного.
- 3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного.
(каждый шаг памятки открывается на экране)
3. Репродуктивно-поисковый этап.
Проблема: Значит, какое слово главное в словосочетании прилагательного и существительного.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ!!!
- Давайте рассмотрим на практике, какова важность применения прилагательных в речи.
Слайд 5.
- Я предлагаю вам прочитать текст. Название текста состоит из словосочетания прилагательного с существительным. Я скрыла от вас прилагательное.
- Прочитайте название текста
:.. Хвост
- Что вы можете сказать о тексте с таким названием? О чем этот текст?
Задание: На столах у вас есть этот текст, прочитайте его самостоятельно и подготовьтесь к выразительному чтению вслух.
- А сейчас прочитайте вслух (по одному абзацу).
Чтение текста
(Серебряный ) хвост
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по (лисьему) следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и (пушистый) хвост. Теперь каждая волосинка покрылась (ледяным) чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
(В третьей части текста отсутствуют прилагательные)
Первичное восприятие
- Где же мы с вами очутились, благодаря автору этого произведения?
Где происходят события рассказа ? (Горы, лес)
- О ком этот текст?
- Что необычного увидел автор?
- Как удалось писателю раскрыть тайну лисьего хвоста?
- Основная мысль этого текста? (удивительное рядом, надо уметь наблюдать)
- Охарактеризуйте человека, который написал это произведение?
- Определите вид текста (повествование с элементами расследования).
- Вы хорошо проанализировали этот рассказ.
Слайд 6
Составление плана текста.
- А сейчас давайте составим план прочитанного текста.
Задание: Составьте план текста из пунктов, предложенных на доске.
(Два человека работают за доской.)
Остальные работают учителем.
- На сколько частей можно разделить этот текст?
- Как определили?
- А сейчас давайте проверим как справились с заданием наши ребята._
У нас получилось два плана
1. Вступление - Зима спустилась с гор.
2. Основная часть - Встреча с лисой.
3. Заключение - Тайна раскрыта.
- Какой из двух планов подходит к этому тексту?
- А какой план относится к нашему рассказу? (Общий, план рассказа)
- Вы правильно составили планы?
Распространение предложений.
Слайд 7.
- Мы с вами внимательно наблюдали за событиями, произошедшими в рассказе.
- Давайте попробуем дополнить этот рассказ?
Задание:
- В третьей части текста необходимо вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
(Читаем по одному предложению и рассуждаем)
1. Я направился по (лисьему) следу.
- Все ли понятно, что необходимо пояснить?
(Указать принадлежность следов)
Вариант автора, сравнение.
2. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду.
- Что необходимо пояснить, для чего?
Вариант автора, сравнение.
3. Намок и (пушистый) хвост.
- Что поясняем качество или принадлежность?
4. Теперь каждая волосинка покрылась (ледяным) чехлом.
- Что поясняем и зачем? (Что происходит с водой в мороз)
- Вы грамотно и точно дополнили предложения.
Слайд 8.
Озаглавить текст
- Так как же можно назвать этот текст?
Задание: Подберите прилагательное к существительному хвост?
- Что привлекло внимание автора? Зачитайте предложение?
Слайд 9.
Выборочное письмо
- А сейчас я вам хочу предложить задание поискового характера?
Ведь в любом путешествии мы стараемся узнать что-то новое.
Задание: Найдите в третьей части текста словосочетаниями существительных с прилагательными необходимые в задании.
Поставьте вопрос от существительного к прилагательному, выделите окончания прилагательных. (Задание выполняется в тетради)
1. (Словосочетание в форме Именительного падежа)
2. (Словосочетание в форме Дательного падежа)
3. (Словосочетание в форме Творительного падежа)
4. (Словосочетание в форме множественного числа)
Вы были очень внимательны и поэтому легко справились с заданием.
Слайд 10.
Физминутка
- Мы продолжаем наше путешествие и оказались на лесной полянке.
- Каких еще животных мы можем встретить в зимнем лесу?
(На экране волк, лиса, заяц)
Задание: Я буду называть вам характеристики животных, а вы должны изобразить это животное.
Трусливый, хитрая, злой, рыжая, серый, голодный.
3. Поисково-творческий этап.
- Мы немного отдохнули на лесной полянке.
А сейчас давайте продолжим наше путешествие?
- А где мы окажемся, узнаем, прочитав следующий текст?
Прочитайте название стихотворения.
Слайд 11.
Иней
Лексическая работа.
Иней - вид атмосферных осадков, представляющих собой тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся из водяного пара.
По деревьям серебристая
Перекинулась фата -
Белоснежная, пушистая,
Кружевная кр.сота!
И себя березка грус.ная
Не могла узнать сама-
Так украсила искус.ная
Ветки дере.ца зима:
- Где же мы с вами оказались? (В березовой роще)
4. Сравнительный анализ произведений
Задание: Сравните эти произведения "Серебряный хвост" и "Иней"
- Чем похожи эти произведения?
(Зима (какая?), отношение автора, сравнения СЕРЕБРО.)
- Какие произведения о зиме вы знаете?
- Чем отличаются?
(стихотворная и прозаическая форма, разные предметы описания)
- Мог ли эти произведения написать один и тот же человек?
- Вы правильно подметили все сходства и отличия этих произведений.
5.Орфографическая работа.
А сейчас мы проведем орфографическую работу.
- Читая стихотворение, вы заметили, что в некоторых словах не хватает букв?
Задание: Вставьте пропущенную букву, укажите орфограмму и подберите проверочное слово.
(Один человек работает у доски, остальные в тетрадях на местах)
Кр.сота (Безударная гласная, проверочное слово красный)
Грус.ная (непроизносимая согласная, грусть , грустить.
Искус.ная (непроизносимая согласная, искусен),
Дере.ца- (парная согласная в слабой позиции, деревья)
Вы хорошо знаете орфограммы и умеете их применять.
6. Самостоятельная работа
- Итак, наше путешествие подходит к концу, и мы как настоящие путешественники можем написать небольшой рассказ о нем.
Слайд 12.
(Текст на слайде)
Мы путешествовали по зимн(ему) лесу. Дышали чист(ым) горн(ым) воздухом. Наблюдали за удивительн(ой) красотой родн(ой) природы. Нам очень понравилось зимн(ее) путешествие!
Задание: Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных. Укажите падеж имен прилагательных.
Фронтальная проверка
- Давайте проверим, как вы справились с заданием?
(Читаем предложение, находим прилагательное и существительное, к которому относится прилагательное)
По лесу (какому?) зимнему (Д.п.)
Воздухом (каким?) горным, чистым (Т.п.)
За красотой( какой?) удивительной ( Т.п.)
Природы (какой?) родной (Р.п)
Путешествие (какое?) зимнее (Им.п)
- Так как же вы определяли падеж прилагательного? (по существительному, к которому оно относится.)
Вы доказали, что даже сложные задания вы выполняете быстро и качественно.
Слайд 13.
7. Выводы. Аналитический этап.
Ребята это было последнее задание в нашем путешествии.
- Очень жаль, что все так быстро закончилось.
А сейчас давайте проверим, что вы запомнили из нашего необычного урока.
- Вспомните, как называли зиму авторы произведений, с которыми мы познакомились сегодня на уроке?
- Кого же мы повстречали в этом путешествии?
- Какая же часть речи помогает нам ярче и красочнее представить то, что описывается в художественных произведениях?
- Как называется прилагательное в литературе?
- Как определить падеж имени прилагательного?
- Каким был урок? (ответьте прилагательными)
Получился ли наш урок, таким как вы хотели?
- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке!
Особенно хочу отметить работу на уроке следующих учеников
Слайд 14.