Склонение имен прилагательных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: формировать умение грамотно, осмысленно использовать имена прилагательные в речи, употребляя их в необходимой в данном контексте грамматической форме.

Задачи урока:

  • формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного, проиллюстрировать необходимость правильного и грамотного употребления прилагательных в текстах различных жанров.
  • развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи.
  • воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал для учащихся.

Приложения: тест, тексты для работы на уроке, презентация.

1. Организационный этап

- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас.

-Давайте поприветствуем наших гостей.

Сегодня 12 марта. Запишите в тетрадь дату и вид работы.

- Каким вы хотите видеть урок? (Ответить прилагательными)

(Познавательным, интересным, веселым, содержательным).

- От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

Слайд 1.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок - путешествие в зимний лес.

- Почему в зимний?

- Совсем скоро наступит весна. И целый год мы будем ждать нашу русскую зиму с ее играми, забавами, а чтобы воспоминания были более яркими, давайте еще раз полюбуемся красавицей-зимой

2. Актуализация опорных знаний.

- Итак, перед тем как отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться. Собрать знания, которые нам понадобятся в пути.

Для этого мы и будем выполнять первое задание. Это тест.

Слайд 2.

- Прочитайте задание?

- Как будете выполнять задание?

(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу),

Эта работа в парах, вы должны работать быстро и дружно.

- Желаю удачи!

(Каждая пара получает один тест)

Тест:

Найди ключевое слово, по буквам, которые обозначают правильные ответы:

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:: Склонение.

- Что такое склонение?

(Изменение слов по падежам и числам называется склонением).

- А какую часть речи вы повторили, выполняя задание?

(Имя прилагательное)

Слайд 3.

- Тема урока звучит так:

ТЕМА: Склонение имен прилагательных.

И сегодня на уроке, во время нашего путешествия, мы будем учиться правильно употреблять в письменной и устной речи имена прилагательные, учиться определять грамматические категории прилагательного.

Слайд 4

- Итак, давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.

Лексическая работа:

- Давайте вспомним, а что такое алгоритм, на каком уроке вам встречалось это понятие?

Алгоритм - точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.

Какие шаги мы должны сделать, чтобы определить падеж прилагательного?

Составление алгоритма:

  • 1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.
  • 2 шаг - определить падеж у имени существительного.
  • 3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного.

(каждый шаг памятки открывается на экране)

3. Репродуктивно-поисковый этап.

Проблема: Значит, какое слово главное в словосочетании прилагательного и существительного.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ!!!

- Давайте рассмотрим на практике, какова важность применения прилагательных в речи.

Слайд 5.

- Я предлагаю вам прочитать текст. Название текста состоит из словосочетания прилагательного с существительным. Я скрыла от вас прилагательное.

- Прочитайте название текста

:.. Хвост

- Что вы можете сказать о тексте с таким названием? О чем этот текст?

Задание: На столах у вас есть этот текст, прочитайте его самостоятельно и подготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- А сейчас прочитайте вслух (по одному абзацу).

Чтение текста

(Серебряный ) хвост

Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.

Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

Я направился по (лисьему) следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и (пушистый) хвост. Теперь каждая волосинка покрылась (ледяным) чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.

(В третьей части текста отсутствуют прилагательные)

Первичное восприятие

- Где же мы с вами очутились, благодаря автору этого произведения?

Где происходят события рассказа ? (Горы, лес)

- О ком этот текст?

- Что необычного увидел автор?

- Как удалось писателю раскрыть тайну лисьего хвоста?

- Основная мысль этого текста? (удивительное рядом, надо уметь наблюдать)

- Охарактеризуйте человека, который написал это произведение?

- Определите вид текста (повествование с элементами расследования).

- Вы хорошо проанализировали этот рассказ.

Слайд 6

Составление плана текста.

- А сейчас давайте составим план прочитанного текста.

Задание: Составьте план текста из пунктов, предложенных на доске.

(Два человека работают за доской.)

Остальные работают учителем.

- На сколько частей можно разделить этот текст?

- Как определили?

- А сейчас давайте проверим как справились с заданием наши ребята._

У нас получилось два плана

1. Вступление - Зима спустилась с гор.

2. Основная часть - Встреча с лисой.

3. Заключение - Тайна раскрыта.

- Какой из двух планов подходит к этому тексту?

- А какой план относится к нашему рассказу? (Общий, план рассказа)

- Вы правильно составили планы?

Распространение предложений.

Слайд 7.

- Мы с вами внимательно наблюдали за событиями, произошедшими в рассказе.

- Давайте попробуем дополнить этот рассказ?

Задание:

- В третьей части текста необходимо вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

(Читаем по одному предложению и рассуждаем)

1. Я направился по (лисьему) следу.

- Все ли понятно, что необходимо пояснить?

(Указать принадлежность следов)

Вариант автора, сравнение.

2. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду.

- Что необходимо пояснить, для чего?

Вариант автора, сравнение.

3. Намок и (пушистый) хвост.

- Что поясняем качество или принадлежность?

4. Теперь каждая волосинка покрылась (ледяным) чехлом.

- Что поясняем и зачем? (Что происходит с водой в мороз)

- Вы грамотно и точно дополнили предложения.

Слайд 8.

Озаглавить текст

- Так как же можно назвать этот текст?

Задание: Подберите прилагательное к существительному хвост?

- Что привлекло внимание автора? Зачитайте предложение?

Слайд 9.

Выборочное письмо

- А сейчас я вам хочу предложить задание поискового характера?

Ведь в любом путешествии мы стараемся узнать что-то новое.

Задание: Найдите в третьей части текста словосочетаниями существительных с прилагательными необходимые в задании.

Поставьте вопрос от существительного к прилагательному, выделите окончания прилагательных. (Задание выполняется в тетради)

1. (Словосочетание в форме Именительного падежа)

2. (Словосочетание в форме Дательного падежа)

3. (Словосочетание в форме Творительного падежа)

4. (Словосочетание в форме множественного числа)

Вы были очень внимательны и поэтому легко справились с заданием.

Слайд 10.

Физминутка

- Мы продолжаем наше путешествие и оказались на лесной полянке.

- Каких еще животных мы можем встретить в зимнем лесу?

(На экране волк, лиса, заяц)

Задание: Я буду называть вам характеристики животных, а вы должны изобразить это животное.

Трусливый, хитрая, злой, рыжая, серый, голодный.

3. Поисково-творческий этап.

- Мы немного отдохнули на лесной полянке.

А сейчас давайте продолжим наше путешествие?

- А где мы окажемся, узнаем, прочитав следующий текст?

Прочитайте название стихотворения.

Слайд 11.

Иней

Лексическая работа.

Иней - вид атмосферных осадков, представляющих собой тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся из водяного пара.

По деревьям серебристая
Перекинулась фата -
Белоснежная, пушистая,
Кружевная кр.сота!
И себя березка грус.ная
Не могла узнать сама-
Так украсила искус.ная
Ветки дере.ца зима:

- Где же мы с вами оказались? (В березовой роще)

4. Сравнительный анализ произведений

Задание: Сравните эти произведения "Серебряный хвост" и "Иней"

- Чем похожи эти произведения?

(Зима (какая?), отношение автора, сравнения СЕРЕБРО.)

- Какие произведения о зиме вы знаете?

- Чем отличаются?

(стихотворная и прозаическая форма, разные предметы описания)

- Мог ли эти произведения написать один и тот же человек?

- Вы правильно подметили все сходства и отличия этих произведений.

5.Орфографическая работа.

А сейчас мы проведем орфографическую работу.

- Читая стихотворение, вы заметили, что в некоторых словах не хватает букв?

Задание: Вставьте пропущенную букву, укажите орфограмму и подберите проверочное слово.

(Один человек работает у доски, остальные в тетрадях на местах)

Кр.сота (Безударная гласная, проверочное слово красный)

Грус.ная (непроизносимая согласная, грусть , грустить.

Искус.ная (непроизносимая согласная, искусен),

Дере.ца- (парная согласная в слабой позиции, деревья)

Вы хорошо знаете орфограммы и умеете их применять.

6. Самостоятельная работа

- Итак, наше путешествие подходит к концу, и мы как настоящие путешественники можем написать небольшой рассказ о нем.

Слайд 12.

(Текст на слайде)

Мы путешествовали по зимн(ему) лесу. Дышали чист(ым) горн(ым) воздухом. Наблюдали за удивительн(ой) красотой родн(ой) природы. Нам очень понравилось зимн(ее) путешествие!

Задание: Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных. Укажите падеж имен прилагательных.

Фронтальная проверка

- Давайте проверим, как вы справились с заданием?

(Читаем предложение, находим прилагательное и существительное, к которому относится прилагательное)

По лесу (какому?) зимнему (Д.п.)

Воздухом (каким?) горным, чистым (Т.п.)

За красотой( какой?) удивительной ( Т.п.)

Природы (какой?) родной (Р.п)

Путешествие (какое?) зимнее (Им.п)

- Так как же вы определяли падеж прилагательного? (по существительному, к которому оно относится.)

Вы доказали, что даже сложные задания вы выполняете быстро и качественно.

Слайд 13.

7. Выводы. Аналитический этап.

Ребята это было последнее задание в нашем путешествии.

- Очень жаль, что все так быстро закончилось.

А сейчас давайте проверим, что вы запомнили из нашего необычного урока.

- Вспомните, как называли зиму авторы произведений, с которыми мы познакомились сегодня на уроке?

- Кого же мы повстречали в этом путешествии?

- Какая же часть речи помогает нам ярче и красочнее представить то, что описывается в художественных произведениях?

- Как называется прилагательное в литературе?

- Как определить падеж имени прилагательного?

- Каким был урок? (ответьте прилагательными)

Получился ли наш урок, таким как вы хотели?

- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке!

Особенно хочу отметить работу на уроке следующих учеников

Слайд 14.