Цель: создание педагогических условий для формирования у учащихся знаний о ценности здоровья и бережного отношения к нему, навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки.
Задачи:
- Формировать у детей представление о различных изменениях, которые происходят в их организме.
- Выяснить в какой период жизни необходимо начинать заботиться о здоровье.
- Формировать первоначальные представления о правильной линии поведения.
- Сформулировать простейшие правила здорового образа жизни.
- Заинтересовать детей проблемой здоровьесбережения.
Оборудование:
1. Дидактическая игра "Узнай меня!" (фото людей в разные периоды жизни). Приложение № 3.
2.Дидактическая игра "Глаза - зеркало души" (фото глаз людей в разные периоды жизни). Приложение № 3.
3.Дидактическая игра "Я расту!" (иллюстрации контура кисти руки и ступни человека в разные периоды жизни). Приложение № 3.
4. Картинки, иллюстрирующие правильную линию поведения и неправильную.
5. Маркер, клей-карандаш, лист формата А-3 для каждой группы.
6. Слова опоры: "Когда?", "Как?", "Для чего?".
7. Карточки с этапами работы: "выдвижение гипотез", "исследование", "научный совет", "открытие".
8. Карточки с заданиями для каждой группы учащихся. Приложение № 1, Приложение №2.
9. Презентация к занятию (14 слайдов). Приложение № 4.
10. ПК, интерактивная доска SMART Board.
Структура занятия
Этап занятия | Дидактические задачи этапа | Методы, формы, приемы, средства работы | Результат |
1. Актуализация знаний. /2 мин./ | Обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний, определение темы занятия. | Создание проблемной ситуации с удивлением, обращение к личному опыту детей, подводящий диалог к формулированию темы занятия. | Заинтересованность детей проблемой здоровьесбережения. |
2. Постановка проблемы. /4 мин./ | Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы занятия, планирование деятельности по решению данной проблемы. | Работа в группах. Использование методов анализа и синтеза. |
Определение основных задач занятия. Формулировка проблемы занятия. |
3. Поиск выхода из проблемной ситуации. /6 мин./ | Выдвижение и проверка гипотез. | Работа в группах. Метод наблюдения, исследовательская работа. | Подготовка выводов каждой группы по своим наблюдениям. |
4. Открытие. /5 мин./ | Овладение новым знанием. | Презентация работы групп. | Выводы по теме занятия. |
Физ.минутка. \1мин.\ | Снять статическое напряжение. | Игровые. | Готовность детей к дальнейшей работе. |
5. Формулирование правил, сохраняющих здоровье. /10 мин./ | Обеспечение усвоения новых знаний и формирования умений применять их в ходе своей деятельности. | Групповая творческая работа с наглядным материалом. Классификационный метод, метод сравнения. | Создание свода правил по сохранению здоровья. |
6. Рефлексия. /2 мин./ | Выявление уровня осознания содержания пройденного, значимости изученного материала для каждого ребёнка. | Метод рефлексии. | Для учащихся: оценка своей активности
и качества работы. Для учителя: сформированность у учащихся навыка самооценки. |
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
I | Актуализация знаний, формулирование
темы занятия Слайд 1. - Здравствуйте, ребята! - Какое сообщение я вам отправила этими словами? - Кому вы говорите эти слова? - Почему? - А является ли это традицией - при встрече говорить "здравствуйте"? - Как вы думаете, почему именно здоровья желаем мы всем тем, с кем встречаемся? - Вот и мы сегодня будем говорить о здоровье. (на экране появляется слово "здоровье") - О чьём здоровье каждый из вас больше всего беспокоится, и почему вы так думаете? - За чьё здоровье вы сможете отвечать? (на экране появляется слово "Моё") - Вот мы с вами и сформулировали тему занятия. Назовите её. - Работать мы будем в группах, поэтому вспомним правила работы в группе: Слайд 2. |
- Пожелали здоровья. - Всем знакомым. - Мы хотим, чтобы они были здоровы. - Да. - Потому что здоровье - самое главное для человека.
(дети высказывают свои идеи, учитель подводит их к мысли о том, что самым важным для человека является своё здоровье) - "Моё здоровье" (дети называют правила работы в группе) |
||||||||||||||||||
II | Постановка проблемы 1. Создание проблемной ситуации - Вернёмся к теме нашего занятия - "Моё здоровье". Какие вопросы у вас возникли относительно этой темы. - Какие из них вы постоянно сейчас называли? (на доске появляются слова "Когда?", "Как?", "Почему?") - Итак, мы определили круг вопросов, над которыми мы сегодня поработаем. - Попытайтесь сформулировать проблему, которую мы будем решать на занятии. 2. Формулирование проблемы, определение плана работы. Cлайд 3. - На время занятия наш класс превращается в научную лабораторию, в которой работает 3 отдела (это наши группы), а мы, соответственно становимся научными сотрудниками. - Я предлагаю вам сначала найти ответ на вопрос "Когда (в какой период жизни) человеку особенно важно заботиться о своём здоровье, почему?", а затем "Как заботиться о своём здоровье?" Спланируем свою работу! - Перед вами карточки с основными этапами работы. Обсудите в группах, в какой последовательности нам работать? На обсуждение 30 секунд. (появляется общий план работы на слайде) Слайд 4 1. Когда (в какой период жизни) человеку особенно важно заботиться о своём здоровье, почему? (выдвижение гипотез, исследование, научный совет, открытие) 2. Как заботиться о своём здоровье? (выдвижение гипотез, исследование, научный совет, открытие) |
(дети формулируют вопросы) (выбирают из них наиболее значимые)
- Когда, почему и как надо заботиться о своём здоровье?
(выступление групп, обсуждение, корректировка) |
||||||||||||||||||
III | Поиск выхода из проблемной ситуации. 1. Выдвижение гипотез - Итак, выдвигаем гипотезы: "Когда (в какой период жизни) человеку особенно важно заботиться о своём здоровье, почему?" На обсуждение 30 секунд. (Каждой группе выдаётся карточка №1. Приложение №1) - Время вышло. Слушаем представителей каждой группы. - Итак, мы выслушали гипотезы выдвигаемые всеми группами. Кто же прав? Чтобы это выяснить проведём исследование. 2. Исследование - Выполните задание № 2. 1 группа "Узнай меня!" (Детям выдаётся таблица с фото одних и тех же людей в разные периоды жизни. Им надо определить, кто есть кто, пронумеровав фото.)
2. Группа "Я расту!" (Детям выдаётся таблица с контурами кисти руки и ступни человека в разные периоды его жизни. Им необходимо сделать вывод о том, когда быстрее (сильнее) увеличиваются контуры кисти и ступни человека) Контуры кисти руки, ступня младенца обведена на лист бумаги
3 Группа "Глаза - зеркало души" (Детям предлагается таблица с фото глаз людей в разные периоды жизни. Ребятам надо определить в какой период жизни человека, можно определить его характер.)
- Подготовьте выступающих от каждой группы. На работу даётся 3 минуты. |
Выступают представители от каждой группы: "Человеку особенно важно заботиться о своём здоровье в : (называет период жизни), потому, что :.(доказательство) |
||||||||||||||||||
Открытие знаний. Слайд 5. - Открываем научный совет! Слушаем представителей групп, что же они выяснили? (каждая группа выступает со своими выводами) Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
- Итак, подведем итог работы научного совета: Слайд 9. - Когда человек, быстрее всего растет и развивается? - Когда закладывается характер человека? - Когда закладывается основы здоровья? - Как же надо относиться к своему здоровью и к самим себе в вашем возрасте? - Итак, к какому открытию мы пришли? Слайд 10. |
Выступает группа №1: - С возрастом человек изменяется, потому что растет, развивается, особенно сильно он меняется в детстве, т.к. быстрее всего растет и развивается в детском возрасте. Выступает группа №2: - Контуры кисти руки и ступни сильнее (быстрее) увеличиваются в детстве, значит, человек растет сильнее всего (скорее) в детстве с младенчества до 7-10 летнего возраста. Выступает группа №3: - Человек с возрастом . изменяется духовно. Это видно по его глазам. Сильнее и быстрее всего это происходит в детстве. По глазам младенца мы не можем определить его характер, а по глазам 7-8 летнего человека хоть и сложно, но уже можно. С возрастом всё легче и легче определить характер и особенности человека. Значит, сильнее всего человек меняется в детском возрасте.
- В детстве человек быстро растет и развивается, поэтому ему необходимо серьезно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, т.к. основы здоровья тоже закладываются в детстве. |
|||||||||||||||||||
ФИЗ. МИНУТКА | ||||||||||||||||||||
V. | Формулирование правил, сохраняющих
здоровье. - На вопрос: "Когда (в какой период жизни) человеку особенно важно заботиться о своём здоровье и почему?" мы ответили. - Переходим к решению следующего вопроса: "Как заботиться о своём здоровье?" - Что же надо делать, чтобы сохранить своё здоровье? Ваши гипотезы. - А теперь найдём общие пункты правил сохраняющих здоровье. - О чём говорили все ребята? - Группы, получите задания. 1 группа - Питание (как, чем, когда) 2 группа - Занятия (чем, как, когда) 3 группа - Опасные ситуации (какие и что с ними делать). (каждая группа получает лист, маркер, клей-карандаш, ножницы, набор картинок и формулирует правила, способствующие сохранению здоровья) На работу 7 минут. Слайд 11. - Итак, слушаем и обсуждаем результаты работы. |
(дети говорят, что надо правильно питаться, закаляться и т.п.) - О питании, занятиях, опасностях.
Выступление представителей каждой группы, дополнения, обсуждение |
||||||||||||||||||
VI. | Рефлексия. Слайд 12. - Когда же надо начинать заботиться о своём здоровье и выполнять те правила, которые вы сегодня вывели для себя и почему? - А теперь, каждый из вас сделает свой выбор: - Если вы бережно будете относиться к своему здоровью и выполнять правила, способствующие сохранению здоровья - вы показываете зелёный цвет "светофора", если нет - красный. - Обоснуйте свой выбор. - Молодцы! Я надеялась на то, что вы выберете верную линию поведения, а именно - здоровый и правильный образ жизни, и начнёте этим заниматься сразу, после нашего занятия. - И в завершении занятия мне хотелось бы узнать, как вы оцениваете свою работу и актуальность данной темы. (дети с помощью "светофоров" дают оценку своей работе и актуальности темы) Слайд 13. |
С самого раннего детства, потому что в детстве человек быстрее всего растёт, развивается. А значит, и здоровье его закладывается в детстве.
Дети показывают квадраты.
Выступление 1-2 учащихся. |