Культура общения по телефону

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока: формировать навыки вежливого разговора по телефону; в процессе игровых ситуаций добиваться реализации в речи детей этикетных выражений; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: толковые словари С.И.Ожегова, игрушечные телефоны, сотовые телефоны, пословицы.

(Класс делится на 3 группы.)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ученик читает стихотворение Л.Рыжова “Телефон”.

Чтение с доски.

Динь-дон, динь-дон
Зазвонил наш телефон.
Читаем объявление:
“Начинаем час общения”.

Учитель. Что такое общение? (Дети отвечают)

Работа со словарями С.И.Ожегова.

Дети читают хором, что обозначает слово ОБЩЕНИЕ.

Общение – это взаимные отношения, деловая или дружеская связь с людьми.

Учитель. Что значит ОБЩАТЬСЯ?

Общаться – поддерживать общение, взаимные отношения с родственниками, друзьями.

Учитель. Как можно поддерживать отношения, общаться с родственниками, друзьями, которые далеко от нас?

Дети. Можно послать открытку, письмо, телеграмму, посылку, позвонить и получить ответ....

2. Общение по телефону

Учитель. Самый быстрый способ общения – это телефонный разговор.

Рассказ ученика об изобретении телефона.

Телефон был изобретён давно. 2 июня 1875 года был проведён первый эксперимент в Бостоне Александром Брехем Беллом. Почти через год был сделан первый телефон. Звуки голоса можно было передать с верхнего этажа на два этажа ниже.

Учитель. В наш век телефонного общения мы можем общаться находясь на большом расстоянии друг от друга. Что нужно помнить, знать?

Дети. Надо знать номер телефона с кем будешь говорить, постараться в позднее время не звонить, уметь правильно, быстро спросить, ответить, поговорить, употреблять в речи вежливые слова.

Игра: “Телефон”.

Задания каждой группе:

– попросить о чём-нибудь друга, записать вежливые слова просьбы;

– поблагодарить маму за вкусный тортик, записать вежливые слова благодарности;

– вызвать скорую помощь, милицию, пожарную службу.

После выступлений дети читают вежливые слова просьбы, благодарности.

Примерные ответы:

Просьба

Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу Вас, если Вам не трудно, будь другом, помоги, пожалуйста...

Благодарность

Спасибо, большое спасибо, благодарю тебя, мне приятно тебя слышать, я очень благодарна тебе, мне нравится твой тон...

Этимология слов. СПАСИБО– это старинное слово означает: СПАСИ ВАС БОГ ЗА ДОБРЫЕ ДЕЛА.

БЛАГОДАРЮ– ДАРЮ ТЕБЕ (ВАМ) БЛАГО, ДОБРО ЗА ТВОЮ (ВАШУ) ЧУТКОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ.

Учитель. Прочитаем с доски слова и сделаем выбор слов, как можно слушать того, с кем мы общаемся.

СОСРЕДОТОЧЕННО – РАССЕЯННО
ЭМОЦИОНАЛЬНО – РАВНОДУШНО
С ПОНИМАНИЕМ – С НЕДОУМЕНИЕМ

Как же нужно слушать и почему? (Когда слушаешь, очень важно понять о ком или о чём идёт речь.......)

Составление пословиц из слов, объяснение их значений.

  1. То же слово, да не так бы молвить.
  2. Шепоток во весь роток
  3. Говорит, что горох в стену лепит.
  4. Говорит, словно жвачку жуёт.

Учитель. Важно не только, что сказал, но и как сказал.

Правила общения
(составляют дети)

1. Говори нормальным тоном.
2. Не спеши, говори чётко, внятно.
3. Говори тише, не кричи.
4. Уважай собеседника, умей благодарить, просить, вежливо разговаривать.

Учитель. Если мы будем так общаться, то можем услышать в ответ похвальные слова:

а) Мне нравится твой тон!
б) Тебя так приятно слышать!
в) Молодец! Ты не тараторишь, умеешь хорошо говорить...

Тон, громкость, темп бывают важнее самих слов. С общения можно узнать: как ты относишься к своему собеседнику, какое у тебя настроение, какие чувства испытываешь при общении...

3. Итог.

Что вы нового узнали сегодня? Что запомнили? На следующем занятии мы будем учиться общаться с представителями учебных заведений, больниц, с воспитателем детского сада, с руководителями предприятий, где работают ваши родители. Спросите у родителей, знакомых, родственников, как нужно общаться.