Чтобы работать творчески, надо поверить в то, что ты на это способен.
Е.И.Пассов
Пояснительная записка
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
В ситуации перехода старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение необходимо обеспечение целостной и разносторонней профильной подготовки учащихся. Поскольку сегодня представитель любой профессии может осуществлять свою деятельность в любой точке мира, он должен уметь пользоваться английским языком как средством для достижения своих целей, именно поэтому целесообразно введение данного спецкурса в гимназии.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Процесс обучения иностранным языкам призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.
Данный спецкурс предполагает формирование у школьников:
- умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;
- владение всеми видами диалога (предусматривающими участие в беседе/дискуссии, осуществление запроса информации, обращение к собеседнику за разъяснениями, выражение своего отношения) на основе тематики выбранного профиля;
- знаний правил речевого и неречевого поведения в определенных стандартных ситуациях, национально-культурных особенностей страны изучаемого языка и умений осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями.
У учащихся развиваются также такие специальные учебные умения как:
- осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму;
- пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
- участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации.
Развитие речевой компетенции предполагает расширение тематики диалогов и монологов профильной направленности, чтение и аудирование дополняется текстами в рамках выбранного профиля, акцентируется внимание на переводе профессионально – ориентированных текстов. Для становления социокультурной компетенции расширяется страноведческая информация с учётом профиля учащихся.
Использование англоязычных учебных пособий и наглядности, аудио и видео ресурсов, обучающих компьютерных дисков с интерактивными упражнениями, интернет ресурсов способствует не только более эффективному усвоению материала спецкурса, но и повышает мотивацию к изучению предмета в целом.
Целью данного спецкурса является развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению на английском языке.
Задачи спецкурса:
формирование практических навыков успешного, эффективного англоязычного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях;
углубление содержания изучаемых тем общения, видов и типов текстов с ориентацией на профиль обучения, расширение лексического запаса и общего кругозора учащихся в связи с выбранным профилем;
углубление профессионального интереса, содействие решению задач профессионального самоопределения учащихся.
Данный спецкурс рассчитан на 1 час в неделю, 34 занятия в год.
Для реализации поставленных целей и задач в рамках предлагаемого курса используются следующие методы и формы обучения:
Коммуникативно-ориентированный метод в преподавании английского языка, предполагающий организацию учебного общения как средства усвоения языкового материала и общеучебных умений и навыков;
метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической задачи, поиск языковых средств её решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов;
метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор текстового материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного отношения к проблеме, предъявление позиций, обсуждение вариантов решения проблемы.
Основные формы организации учебных занятий:
- дискуссии и обсуждение;
- все формы учебного диалога;
- групповые мини-проекты;
- работа с аудио и видео ресурсами;
- занятия с использованием глобальной сети Интернет.
Предполагаемые результаты:
- уметь вести разговор в различных ситуациях общения:
- Свободное время и культура.
- Мир образования.
- Моя семья.
- Люди и общество.
- Магазины и услуги.
- Дом.
- Природа.
- Работа.
- Мир путешествий.
- Наука и технологии.
- Спорт и здоровый образ жизни.
- Мир политики.
- Поддержать разговор в 12 темах общения, соблюдая нормы речевого этикета, расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свое мнение, просьбу, требование, сделать запрос пои интересующей теме, уметь выбирать коммуникативно-приемлемые речевые стратегии и невербальные средства опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- делать развернутые сообщения, описывать в рамках пройденных тем, давать оценку прочитанного, полно характеризовать персонажи (с аргументацией), уметь описывать картинки, выполнять индивидуальные и групповые коммуникативно-ориентированные проекты, в т.ч. с использованием ИНТЕРНЕТ, уметь рефлексировать свою речевую деятельность и уметь исправлять коммуникативно-неприемлемое оформление речи на английском языке.
- уметь без предварительной подготовки вести беседу:
- понимать основное и детализированное содержание высказываний носителей языка в стандартных ситуациях общения, при необходимости, переспрашивая, прося уточнить.
Формы контроля уровня достижений учащихся.
- Устная презентация мини-проекта, оценка материалов проекта, презентация групповых мини-проектов
- Языковое тестирование.
Этот вид тестирования включен в курс по следующим соображениям. Во-первых, профилизация обучения в старшей школе напрямую соотносится с единым государственным экзаменом по английскому языку. В связи с этим данный спецкурс, созданный для повышения предметной компетенции, не может игнорировать задачу подготовки к успешной сдаче единого государственного экзамена. Во-вторых, в настоящий момент процесс изучения иностранного языка всё больше подчиняется идее разноуровневого контроля полученной подготовки учащихся.
Учебно-тематический план
Тема |
Кол-во часов |
Вид занятий |
Свободное время |
3 |
Дискуссия, ролевые диалоги, озвучивание отрывка фильма |
Мир образования |
3 |
Урок-презентация, обсуждение, проект “Моя школа” |
Моя семья |
2 |
Ролевая игра, ролевые диалоги, проект “Моя будущая семья” |
Люди и общество |
3 |
Дискуссия, круглый стол, диалоги |
Магазины и услуги |
3 |
Ролевая игра, интернет-проект |
Дом |
2 |
Ролевая игра, описание |
природа |
3 |
Занятия в ИЦШ с использованием интернет |
Мир профессий |
3 |
Проекты, урок-презентация, ролевая игра, дискуссия |
Здоровье и здоровый образ жизни |
3 |
Проект, дискуссия, описание картин |
Спорт в моей жизни |
3 |
Занятия в ИЦШ |
Наука и технологии |
4 |
Интернет-проекты, викторина, ролевые диалоги |
Мир путешествий |
3 |
Проекты, презентации, ролевая игра |
Содержание изучаемого курса
1. Свободное время и культура.
Говорение: Мир кино. Описание фильма. Обсуждение проблемы просмотра фильма и его книжной версии. Проект “ Что предпочитают делать в свободное время подростки”. Описание фотослайдов. Обсуждение планов на выходные.
Аудирование: Диалоги “Поход в кино”, “Наши планы на выходные”. Словообразование: Предлоги.
2. Мир образования.
Говорение: Презентация “Британские школы и колледжи”. Советы для успешной учёбы в школе. Экскурсия по школе для ваших зарубежных друзей. Описание картинок.
Аудирование: Разговор учителя с учениками. Мнение о школьной форме.
Словообразование: суффиксы
3. Моя семья
Говорение: Британские и американские семьи. Советы родителям. Домашняя работа. Описание фотослайдов. Обсуждение проблемы – Должны ли матери оставаться дома для ухода за детьми до 18 лет?
Аудирование: Разговор друзей о своих семьях.
4. Люди и общество.
Говорение: Описание людей. Что носить? Сравнительная характеристика людей.
Аудирование: Выпуск новостей. Политические взгляды людей.
5. Магазины и услуги.
Говорение: Интернет-презентация “Grease Spoons in London”. Сравнение двух способов шопинга. Описание фотослайдов. Дискуссия “ Должны ли магазины работать по воскресеньям?”.
Аудирование: Реклама на радио. Заказ продуктов по телефону.
6. Дом.
Говорение: Проект “Место, в котором мы живём”. Выбор нового места жительства.
Аудирование: Описание места жительства. Радиопрограмма.
7. Природа.
Говорение: Интернет-проект “Уникальные животные Канады”. Экологические проблемы. Ролевая игра “Как вы относитесь к природе в вашей семье?”.
Аудирование: Прогноз погоды. Репортаж об экологической катастрофе.
8. Работа.
Говорение: Проект “ Мир профессий”. Описание фотослайдов. Качества людей в разных профессиях. Работа на лето.
Аудирование: Разговор друзей “Как заработать карманные деньги?”
9. Мир путешествий.
Говорение: Виды транспорта. Какое путешествие вы бы выбрали?
Аудирование: Разговор о каникулах во Франции.
10. Наука и технологии.
Говорение: Развитие технического прогресса. Люди и современные технологии. Презентация “наука и технологии в нашей жизни”. Викторина.
Описание фотослайдов.
Аудирование: Радиопрограмма об известных изобретателях.
11. Спорт и здоровый образ жизни.
Говорение: Проект “Спорт в России”. Обсуждение: Что значит спорт в твоей жизни? Описание фотослайдов.
Аудирование: Рассказ об известном спортсмене.
12. Здоровье.
Говорение: Дискуссия: Как дожить до 100 лет? Проект “Здоровое питание”.
Интернет-проект “История диеты”.
Аудирование: Радио-интервью.
Методические рекомендации
Для успешного выполнения поставленных задач данного спецкурса необходимо, чтобы:
- учитель английского языка владел коммуникативной методикой обучения иностранным языкам в школе, технологией социокультурного развития школьников средствами родного, первого и других иностранных языков, технологией отбора отечественной и зарубежной литературы для решения конкретных дидактических задач;
- в учебном заведении была возможность использовать как отечественные, так и зарубежные учебники иностранного языка, учебные пособия по другим предметам, культуроведческие аудио и видеоматериалы, материалы международно-признанных тестов по оценке уровня владения английским и другими языками;
- в учебном заведении развивались прямые межшкольные контакты между российскими школьниками и учащимися зарубежных стран, между представителями педагогических коллективов школ.
В дидактическом плане эффективная работа по данной программе, во-первых, требует наличия тесного междисциплинарного взаимодействия между учителями английского и родного языков при развитии у школьников культуры общения, языковой и речевой наблюдательности. Во-вторых, она предусматривает наличие междисциплинарной взаимосвязи между английским языком как учебным предметом и другими школьными предметами в ознакомлении с культурным многообразием мира, глобальными проблемами современной цивилизации и формами сотрудничества людей в поиске их решений. И, наконец, существенную положительную роль играет использование новых информационных технологий в коммуникативно-речевом, социокультурном и языковом самообразовании школьников.
Литература:
- Oxford. Exam Excellence. Oxford University Press. 2006.
- Audio CD. Exam Excellence.
- Exam Excellence. Picture Bank.
- Компьютерный диск “ Talk to me”.
- CD “Разговорный английский в диалогах”.