Программа элективного курса в 9-м классе "Давайте поговорим по-английски"

Разделы: Иностранные языки


Чтобы работать творчески, надо поверить в то, что ты на это способен.

Е.И.Пассов

Пояснительная записка

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

В ситуации перехода старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение необходимо обеспечение целостной и разносторонней профильной подготовки учащихся. Поскольку сегодня представитель любой профессии может осуществлять свою деятельность в любой точке мира, он должен уметь пользоваться английским языком как средством для достижения своих целей, именно поэтому целесообразно введение данного спецкурса в гимназии.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется

  • межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
  • многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
  • полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Процесс обучения иностранным языкам призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.

Данный спецкурс предполагает формирование у школьников:

  • умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;
  • владение всеми видами диалога (предусматривающими участие в беседе/дискуссии, осуществление запроса информации, обращение к собеседнику за разъяснениями, выражение своего отношения) на основе тематики выбранного профиля;
  • знаний правил речевого и неречевого поведения в определенных стандартных ситуациях, национально-культурных особенностей страны изучаемого языка и умений осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями.

У учащихся развиваются также такие специальные учебные умения как:

  • осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму;
  • пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
  • участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации.

Развитие речевой компетенции предполагает расширение тематики диалогов и монологов профильной направленности, чтение и аудирование дополняется текстами в рамках выбранного профиля, акцентируется внимание на переводе профессионально – ориентированных текстов. Для становления социокультурной компетенции расширяется страноведческая информация с учётом профиля учащихся.

Использование англоязычных учебных пособий и наглядности, аудио и видео ресурсов, обучающих компьютерных дисков с интерактивными упражнениями, интернет ресурсов способствует не только более эффективному усвоению материала спецкурса, но и повышает мотивацию к изучению предмета в целом.

Целью данного спецкурса является развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению на английском языке.

Задачи спецкурса:

  • формирование практических навыков успешного, эффективного англоязычного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях;

  • углубление содержания изучаемых тем общения, видов и типов текстов с ориентацией на профиль обучения, расширение лексического запаса и общего кругозора учащихся в связи с выбранным профилем;

  • углубление профессионального интереса, содействие решению задач профессионального самоопределения учащихся.

Данный спецкурс рассчитан на 1 час в неделю, 34 занятия в год.

Для реализации поставленных целей и задач в рамках предлагаемого курса используются следующие методы и формы обучения:

Коммуникативно-ориентированный метод в преподавании английского языка, предполагающий организацию учебного общения как средства усвоения языкового материала и общеучебных умений и навыков;

метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической задачи, поиск языковых средств её решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов;

метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор текстового материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного отношения к проблеме, предъявление позиций, обсуждение вариантов решения проблемы.

Основные формы организации учебных занятий:

  • дискуссии и обсуждение;
  • все формы учебного диалога;
  • групповые мини-проекты;
  • работа с аудио и видео ресурсами;
  • занятия с использованием глобальной сети Интернет.

Предполагаемые результаты:

  • уметь вести разговор в различных ситуациях общения:
    1. Свободное время и культура.
    2. Мир образования.
    3. Моя семья.
    4. Люди и общество.
    5. Магазины и услуги.
    6. Дом.
    7. Природа.
    8. Работа.
    9. Мир путешествий.
    10. Наука и технологии.
    11. Спорт и здоровый образ жизни.
    12. Мир политики.
  • Поддержать разговор в 12 темах общения, соблюдая нормы речевого этикета, расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свое мнение, просьбу, требование, сделать запрос пои интересующей теме, уметь выбирать коммуникативно-приемлемые речевые стратегии и невербальные средства опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
  • делать развернутые сообщения, описывать в рамках пройденных тем, давать оценку прочитанного, полно характеризовать персонажи (с аргументацией), уметь описывать картинки, выполнять индивидуальные и групповые коммуникативно-ориентированные проекты, в т.ч. с использованием ИНТЕРНЕТ, уметь рефлексировать свою речевую деятельность и уметь исправлять коммуникативно-неприемлемое оформление речи на английском языке.
  • уметь без предварительной подготовки вести беседу:
  • понимать основное и детализированное содержание высказываний носителей языка в стандартных ситуациях общения, при необходимости, переспрашивая, прося уточнить.

Формы контроля уровня достижений учащихся.

  • Устная презентация мини-проекта, оценка материалов проекта, презентация групповых мини-проектов
  • Языковое тестирование.

Этот вид тестирования включен в курс по следующим соображениям. Во-первых, профилизация обучения в старшей школе напрямую соотносится с единым государственным экзаменом по английскому языку. В связи с этим данный спецкурс, созданный для повышения предметной компетенции, не может игнорировать задачу подготовки к успешной сдаче единого государственного экзамена. Во-вторых, в настоящий момент процесс изучения иностранного языка всё больше подчиняется идее разноуровневого контроля полученной подготовки учащихся.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Свободное время

3

Дискуссия, ролевые диалоги, озвучивание отрывка фильма

Мир образования

3

Урок-презентация, обсуждение, проект “Моя школа”

Моя семья

2

Ролевая игра, ролевые диалоги, проект “Моя будущая семья”

Люди и общество

3

Дискуссия, круглый стол, диалоги

Магазины и услуги

3

Ролевая игра, интернет-проект

Дом

2

Ролевая игра, описание

природа

3

Занятия в ИЦШ с использованием интернет

Мир профессий

3

Проекты, урок-презентация, ролевая игра, дискуссия

Здоровье и здоровый образ жизни

3

Проект, дискуссия, описание картин

Спорт в моей жизни

3

Занятия в ИЦШ

Наука и технологии

4

Интернет-проекты, викторина, ролевые диалоги

Мир путешествий

3

Проекты, презентации, ролевая игра

Содержание изучаемого курса

1. Свободное время и культура.

Говорение: Мир кино. Описание фильма. Обсуждение проблемы просмотра фильма и его книжной версии. Проект “ Что предпочитают делать в свободное время подростки”. Описание фотослайдов. Обсуждение планов на выходные.

Аудирование: Диалоги “Поход в кино”, “Наши планы на выходные”. Словообразование: Предлоги.

2. Мир образования.

Говорение: Презентация “Британские школы и колледжи”. Советы для успешной учёбы в школе. Экскурсия по школе для ваших зарубежных друзей. Описание картинок.

Аудирование: Разговор учителя с учениками. Мнение о школьной форме.

Словообразование: суффиксы

3. Моя семья

Говорение: Британские и американские семьи. Советы родителям. Домашняя работа. Описание фотослайдов. Обсуждение проблемы – Должны ли матери оставаться дома для ухода за детьми до 18 лет?

Аудирование: Разговор друзей о своих семьях.

4. Люди и общество.

Говорение: Описание людей. Что носить? Сравнительная характеристика людей.

Аудирование: Выпуск новостей. Политические взгляды людей.

5. Магазины и услуги.

Говорение: Интернет-презентация “Grease Spoons in London”. Сравнение двух способов шопинга. Описание фотослайдов. Дискуссия “ Должны ли магазины работать по воскресеньям?”.

Аудирование: Реклама на радио. Заказ продуктов по телефону.

6. Дом.

Говорение: Проект “Место, в котором мы живём”. Выбор нового места жительства.

Аудирование: Описание места жительства. Радиопрограмма.

7. Природа.

Говорение: Интернет-проект “Уникальные животные Канады”. Экологические проблемы. Ролевая игра “Как вы относитесь к природе в вашей семье?”.

Аудирование: Прогноз погоды. Репортаж об экологической катастрофе.

8. Работа.

Говорение: Проект “ Мир профессий”. Описание фотослайдов. Качества людей в разных профессиях. Работа на лето.

Аудирование: Разговор друзей “Как заработать карманные деньги?”

9. Мир путешествий.

Говорение: Виды транспорта. Какое путешествие вы бы выбрали?

Аудирование: Разговор о каникулах во Франции.

10. Наука и технологии.

Говорение: Развитие технического прогресса. Люди и современные технологии. Презентация “наука и технологии в нашей жизни”. Викторина.

Описание фотослайдов.

Аудирование: Радиопрограмма об известных изобретателях.

11. Спорт и здоровый образ жизни.

Говорение: Проект “Спорт в России”. Обсуждение: Что значит спорт в твоей жизни? Описание фотослайдов.

Аудирование: Рассказ об известном спортсмене.

12. Здоровье.

Говорение: Дискуссия: Как дожить до 100 лет? Проект “Здоровое питание”.

Интернет-проект “История диеты”.

Аудирование: Радио-интервью.

Методические рекомендации

Для успешного выполнения поставленных задач данного спецкурса необходимо, чтобы:

  • учитель английского языка владел коммуникативной методикой обучения иностранным языкам в школе, технологией социокультурного развития школьников средствами родного, первого и других иностранных языков, технологией отбора отечественной и зарубежной литературы для решения конкретных дидактических задач;
  • в учебном заведении была возможность использовать как отечественные, так и зарубежные учебники иностранного языка, учебные пособия по другим предметам, культуроведческие аудио и видеоматериалы, материалы международно-признанных тестов по оценке уровня владения английским и другими языками;
  • в учебном заведении развивались прямые межшкольные контакты между российскими школьниками и учащимися зарубежных стран, между представителями педагогических коллективов школ.

В дидактическом плане эффективная работа по данной программе, во-первых, требует наличия тесного междисциплинарного взаимодействия между учителями английского и родного языков при развитии у школьников культуры общения, языковой и речевой наблюдательности. Во-вторых, она предусматривает наличие междисциплинарной взаимосвязи между английским языком как учебным предметом и другими школьными предметами в ознакомлении с культурным многообразием мира, глобальными проблемами современной цивилизации и формами сотрудничества людей в поиске их решений. И, наконец, существенную положительную роль играет использование новых информационных технологий в коммуникативно-речевом, социокультурном и языковом самообразовании школьников.

Литература:

  1. Oxford. Exam Excellence. Oxford University Press. 2006.
  2. Audio CD. Exam Excellence.
  3. Exam Excellence. Picture Bank.
  4. Компьютерный диск “ Talk to me”.
  5. CD “Разговорный английский в диалогах”.