Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих результатов, оценки степени близости достигнутого к планируемому.
Школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, в ней фиксируется лишь результат учебного процесса. Оценка учителем учебной деятельности не всегда вызывает адекватную реакцию ребенка. Хочется иметь механизм посредством которого ученик может научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, анализировать ее, развивать умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации.
Способом, позволяющим контролировать деятельность по результату, предлагаю ведение учащимся «рефлексивной карты»
Цель составления «рефлексивной карты»
Для учителя – это средство оценивания:
а) интеллектуальных, коммуникативных
проявлений ребенка;
б) уровня овладения предметными знаниями,
умениями, навыками
Рефлексивная карта дает возможность учителю следить, как возникают умения и навыки, вовремя выявить затруднения и помочь.
Ребенку «рефлексивная карта» помогает:
а) сформировать умение оценить свою работу,
сравнить с образцами или с результатами
предыдущей работы;
б) видеть личное развитие;
в) дать представление о конкретных умениях и
навыках, которые должны быть сформированы:
г) выработать потребность в организации своего
труда
Рефлексивная карта для ребенка служит средством содержательной оценки, помогает формированию самостоятельности и ответственности.
Рефлексивная карта представляет собой таблицу. В ней отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения. В конце каждого урока учитель вовлекает учащихся в процесс анализа и словесной оценки своих успехов. Ежедневно ученик ставит специальные знаки в соответствующих графах («+» – знаю, умею; «х» – иногда ошибаюсь; «?» – испытываю затруднения). Ученик определяет уровень усвоения и знания материала, намечает путь устранения пробелов (выучить правило, уточнить шаги алгоритма, сделать пошаговый анализ, «взять» помощь, задать вопрос товарищу или учителю, воспользоваться карточкой самопроверки, самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты, учебник и др), намечает план работы на следующий урок и выстраивает коммуникативные связи ( работа с учебной литературой, работа с консультантом, работа в паре и др.).
Приведу пример рефлексивной карты по теме «Система уравнений с двумя переменными»
ЗУН | Самооценка | Оценка другим учеником | Оценка учителя |
Знаю: | |||
– что такое система уравнений | |||
– что такое корень системы | |||
– что значит решить систему | |||
– что такое график | |||
– алгоритм построения графика | |||
– графики элементарных функций | |||
– алгоритм решения системы уравнений графически | |||
– алгоритм решения системы уравнений способом подстановки | |||
– алгоритм решения системы уравнений способом сложения | |||
Умею: | |||
– определять степень уравнения | |||
– выражать одну переменную через другую | |||
– определять по виду уравнения его график | |||
– отмечать точку по ее координатам в координатной плоскости | |||
– строить графики элементарных функций | |||
– определять, является ли пара чисел решением системы уравнений | |||
– решать системы уравнений графически | |||
– решать системы способом подстановки | |||
– решать системы способом сложения |
Карта заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.
Важное условие развития самооценки —
становление рефлексивности, которая проявляется
в умении анализировать собственные действия,
видеть себя со стороны и допускать существование
других точек зрения. Ученик должен научиться
наблюдать и анализировать учебную деятельность
товарищей, для этого практикую взаимопроверку
знания теоретического материала, обучающих
самостоятельных упражнений, карточек
взаимоконтроля. Взаимопроверка служит хорошей
школой воспитания самоконтроля – ведь
полученные навыки контроля ученик переносит на
свою деятельность. Поэтому в
«рефлексивной карте» предусмотрена графа
«оценка другим учеником».
По одному из умений может получиться такая
картинка: «–, –, –, +» – это означает
многократный подход к заданию, формирующим
данное умение и деятельность, наконец,
увенчалась успехом. Угрожающе может выглядеть
рисунок « –, –, –, –» в картах многих учащихся по
окончанию темы. Этого быть не может, если учитель
просматривает карту каждый урок, ставит значок
или беседует с учащимся, делает рекомендации,
помогает ученику спланировать деятельность.
При наличии одного – двух минусов в карте,
составляется карта пошагового контроля
индивидуальных затруднений ученика. Она
помогает учащемуся выявить причину ошибки,
помогает раскладывать задачу на составные части.
Пример карты пошагового контроля по теме: «Решение систем способом подстановки»
– умею определять в каком уравнении легче
выразить переменную
– умею выражать одну переменную через другую
– умею выполнять подстановку полученного
выражения в другое уравнение
– умею проверять, что полученная подстановка
выполнена правильно
– умею раскрывать скобки (умножать одночлен на
многочлен, возводить многочлен в степень)
– умею переносить слагаемые из одной части
уравнения в другую
– умею приводить подобные слагаемые
– умею решать уравнения вида ах = в
– знаю правила действий с рациональными числами
и умею ими пользоваться.
Работа с картой пошагового контроля приносит
положительные результаты. Во-первых, учит
ребенка фиксировать изменения достижений и
адекватно выражать их в речи. Если ранее ученик
не мог определить причину ошибки и на вопрос
учителя «Почему не выполнено задание?», он просто
отвечал «Не понял», то теперь сформирован навык
строить грамотно вопрос, отражающий конкретную
проблему.
Во-вторых, вырабатывает у ученика привычку
анализировать полученные результаты, проверять
правильность выполнения задания, вычленить
ошибку, контролировать свою деятельность в ходе
выполнения задания.
Работа с «картой» может стать формальной, если не станет систематической.
«Карта» дает возможность и учителю и ученику следить как возникают умения и навыки, создает условия для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом. Рефлексивная самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании.