Экономическое развитие России в начале ХХ века

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательные: на основе документального и статистического материала сформировать знания об уровне развития экономики России начала ХХ века; выявить основные проблемы и найти пути их решения.
  • Воспитательные: воспитывать чувства сопричастности к судьбе Отечества, переживания за её исторические судьбы, уважения и гордости за её успехи.
  • Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Оборудование: раздаточный материал: «Лист дополнительного материала»; мультимедиа презентация; атлас по истории Отечества ХХ века.

Тип урока: урок формирования новых ЗУН.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание (2-3 мин.)

Учитель сообщает тему урока  и спрашивает учащихся, о чём бы они хотели сегодня на уроке узнать и, исходя из этого, формулируется план:

– развитие аграрного сектора экономики;
– жизненный уровень крестьянства;
– проблемы и перспективы промышленного развития;
– уровень жизни рабочих.

2. Изучение нового материала

Основным методом является фронтальная беседа, которая строится на основе:

– актуализации знаний учащихся не только по предшествующим темам истории   Отечества, но и используя МПС;
– организации работы учащихся с различными источниками знаний: анализ документов и статистических данных (раздаточный   материал, мультимедиа презентация), историческая карта.

1) На основе актуализации  знаний о пореформенном развитии аграрного сектора экономики, учащиеся выделяют основные тенденции в  развитии сельского хозяйства:

– гибель сельскохозяйственных предприятий, основанных на принудительном труде;
– возникновение капиталистических предприятий в аграрном секторе экономики (Приложение 2, слайд 1).

Рассказ ученика (опережающее задание по книге Шацилло В.К. «Книга для чтения по истории Отечества ХХ  века») об организации капиталистического предприятия помещиками графами Бобринскими.

2) На основе слайда 2 (Приложение 2) организуется самостоятельная  работа учащихся, результатом которой становится вывод, что к началу ХХ века Россия из аграрной превращается в аграрно – индустриальную, как, например, Италия.  При этом  по объёму сельскохозяйственной продукции занимает одно из ведущих мест в мире.
3) Используя (Приложение 2, слайд 3), учащиеся, анализируя предложенные учителем статистические данные, приходят к выводу, что среди социальных групп деревни (помещики и крестьяне –  кулаки, середняки, бедняки) крестьянское хозяйство преобладает в производстве всего хлеба, но в производстве товарного хлеба – помещики.

4) Учащимся предлагается проанализировать статистические данные слайда 4 (Приложение 2) в сравнении с данными  слайда 1. Учитель подводит учащихся к выводу об экстенсивном пути ведения сельского хозяйства в России и предлагает подтвердить или опровергнуть сделанный вывод на основе справочного материала №1 из «Листа дополнительного материала» (Приложение 1).

5) Организация совместной работы учителя и учащихся со статистическими данными слайдов 5 и 6 (Приложение 2) с привлечением справочного материала №2 из «Листа дополнительного материала» (Приложение 1). В результате анализа делается вывод, что у подавляющего большинства крестьянских хозяйств  земельные наделы значительно меньше прожиточного минимума.

6) Организация совместной работы учителя и учащихся на основе актуализации знаний по теме о жизни пореформенной  деревни и знаний, полученных в ходе урока  (с привлечением  справочного материала №3 из «Листа дополнительного материала»).

Учащиеся формулируют  причины низкого уровня жизни крестьян:
– малоземелье, особенно в европейской части, где сосредоточено ? населения страны;
– выкупные платежи с 1861 года;
– низкий уровень агрокультуры.

На основе полученных выводов учащиеся предлагают пути решения сложившихся проблем:

– переселение за Урал;
– стимулирование процессов урбанизации;
– отмена выкупных платежей;
– переход к интенсивным формам и методам ведения сельского хозяйства.

7) Организация  самостоятельной работы учащихся на основе справочного материала №4 из «Листа дополнительного материала» (Приложение 1). Задание: заполнить таблицу – колонка об этапах развития капитализма в Западной Европе  (Приложение 2, слайд 7): Этапы развития капитализма в России и в Западной Европе. В зависимости от уровня подготовленности группы можно организовать совместную работу учащихся и учителя по заполнению таблицы.  Вторая колонка таблицы об этапах развития капитализма в России заполняется на основе актуализации знаний учащихся по предшествующему материалу об экономическом развитии России в XVIII, XIX веках. При использовании интерактивной доски учитель по ходу обсуждения может заполнять таблицу или вызывать учащихся к доске; при наличии только мультимедиа проектора – демонстрация слайда №8 с заполненной таблицей.

Совместную работу учащихся и учителя по анализу заполненной таблицы целесообразно строить на основе следующих вопросов:

– в чём разница развития России и Западной Европы;
– насколько отстаёт Россия от Западной Европы (по каждому периоду);
– причины отставания России;
– могла ли Россия сразу перейти к созданию заводов и фабрик;
– надо ли и почему преодолевать отставание от Западной Европы;
– при каких условиях можно преодолеть отставание и как;
– насколько реалистична такая программа действий.

Итогом обсуждения должен стать вывод о том, что России необходимо было в кратчайшие сроки ликвидировать отставание от развитых стран мира. С этой целью первостепенной задачей становится развитие группы «А» (тяжёлая промышленность).

8) Организация совместной работы учителя и учащихся со статистическими данными слайда 9 диаграмма промышленного развития России. На основе метода фронтальной беседы целесообразно организовать работу по вопросам:
– какие отрасли – группа «А» или «Б» лучше развиты;
– выполняются ли задачи приоритетного развития группы «А»;
– определите периоды кризисов и подъёмов (здесь учителем вводится понятие экономического цикла и сразу же идёт его актуализация);
– в чём особенности экономического кризиса в России этого периода;
– какие отрасли – группа «А» или «Б» – больше затронуты кризисом;
– какие предприятия – большие или маленькие – более жизнеспособны в условиях экономического кризиса и  почему;
– какова эффективность крупных предприятий в виде монополий.

Работа по карте атласа:  определяются крупнейшие российские монополии и районы их размещения.

Результатом обсуждения является вывод (конкретизированный учителем) о том, что, несмотря на приоритетное развитие группы «А», которая щедро финансировалась правительством, соотношение по объёму производства  в 1913 году структура промышленности  было: гр. «Б» > гр. «А» (59%  > 41 %). Российская экономика, как и экономика других стран, переживала периоды кризисов (1880-1893 гг.; 1900-1908 гг.) и подъёмов (1893-1900 гг.; 1908-1913 гг.). Большую роль в  развитии экономики России сыграл кризис 1900-1908 гг. И хотя он затронул, в основном, группу «А», но создал условия для её дальнейшего развития. Начинается монополизация. К 1909 г. В России были монополизированы все отрасли промышленности. Часто во главе заводов  и банков стояли одни и те же люди.
Рассказы учеников  (опережающее задание по книге Шацилло В.К. «Книга для чтения по истории Отечества ХХ  века») о ярчайших представителях финансовой олигархии России – Путилове, Рябушинских.

9) Организация  самостоятельной работы учащихся на основе справочного материала №5 из «Листа дополнительного материала» (Приложение 1) и статистических данных слайдов 10 и 11 (Приложение 2).Цель: характеристика уровня жизни рабочих.

Учащиеся приходят к выводу о крайне низком уровне жизни (при наличии времени на уроке учащимся можно предложить, исходя из уровня цен, просчитать стоимость рациона необходимых продуктов на месяц на человека и на семью из 3 человек). Может быть поднят вопрос о производительности труда и эффективности производства (в зависимости от подготовленности группы). В этом случае уточняется, что прирост производства осуществлялся за счёт, в основном, экстенсивных факторов.

10) Организация совместной работы учителя и учащихся по карте атласа  проводится с акцентом на вопросы:
– Какие промышленные районы есть в России;
– Какой промышленный район является главным.

Итогом работы по карте будет вывод о том, что среди промышленных районов России (Южный, Уральский, Центральный, Западный,  Северо – Западный) ведущая роль принадлежит Южному промышленному району.

11) Организация  самостоятельной работы учащихся на основе справочного материала №6 из «Листа дополнительного материала» (Приложение 1). Активный характер внешней торговли свидетельствует об успехах экономического развития России, что подтверждается фактами о её техническом обеспечении.

12) Совместная работа учителя и учащихся  продолжается по диаграмме слайда 9по вопросам:
– Определить годы экономических циклов. (1880-1900гг.; 1900-1913гг.)
– Как в течение каждого периода изменяется объём производства. (С 1880 г. по 1900 г. объём промышленного производства увеличился в 2 раза, а с 1900 г. по 1913 г. ещё на 2/3)

Результатом обсуждения является вывод (конкретизированный учителем) о том, что по темпам роста промышленности Россия заняла 1-е место в мире. Но темпы индустриального роста были столь высоки, что возможности отечественного машиностроения, даже при максимальном напряжении, оказывались недостаточными.

Учащиеся под руководством учителя решают данную проблему:

– импорт машин и оборудования за счёт привлечения денег в бюджет, в частности, от продажи зерна и экспорта другого продовольствия. Это давало возможность России иметь бездефицитный (активный) торговый баланс;
– привлечение иностранного капитала.

Здесь целесообразно организовать работу по карте атласа и определить районы размещения иностранного капитала, а также выяснить, насколько он распространён в России и существовала ли угроза превращения России в колонию.

3. Актуализация знаний по изученному материалу  и знаниям, сформированным на предыдущих уроках методом     фронтальной беседы с целью:

– Выяснение особенностей развития России.

Обсуждение данного вопроса приводит к формированию следующих выводов:

– Высокий уровень монополизации, достигавший иногда 100%. Были, но не соблюдались антимонопольные законодательства.
– Банкам принадлежала ведущая роль в слиянии банковского и промышленного капиталов, но у власти в стране находились, в основном, помещики во главе с Николаем II, а финансовая олигархия реальной политической власти не имела.
– Россия нуждалась в деньгах, поэтому ввоз капитала (инвестиции) преобладал над вывозом.
– Колоний как таковых нет, к ним относятся Средняя Азия, Сибирь.
– Определение уровня достижений России. Учащиеся дают аргументированный ответ на основе работы справочного материала №7 из «Листа дополнительного материала» (Приложение 1).

4. Рефлексия (3-4 мин.)

Учитель предлагает учащимся задуматься о том, что нового они сегодня узнали на уроке и по желанию учащихся выслушиваются их ответы.

5. Первичное закрепление материала (3-4 мин.)

– проблемы аграрного сектора экономики;
– каковы пути их решения;
– роль сельского хозяйства в развитии промышленности;
– причины отставания промышленного развития России от стран Западной Европы;
– пути преодоления отставания;
– роль экономического кризиса в развитии страны;
– что свидетельствует о процессе монополизации России;
– успехи и достижения России к 1913 году.

6. Подведение итогов: домашнее задание, выставление оценок за работу на уроке.

Литература:

  1. Исследования по истории русской империи (Экономика и политика царской России) // ж. «История Отечества», №4,1991
  2. Жарова Л.Н., Мишина И.А.  История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Полнер Е.Д. История Отечества. Дидактические материал для преподавателей и учащихся школ, профтехучилищ, техникумов – С.-Пб.: Всероссийский институт повышения квалификации руководящих и педагогических работников, 1993.
  4. Предпосылки Столыпинской реформы // ж. «История СССР», №6,1991.
  5. Царствование Николая II в цифрах и фактах.  //ж. «Отечественная история», №3,1994.
  6. Шацилло К.Ф. Книга для чтения по истории Отечества, начало ХХ века: Кн. для учащихся 10 кл. сред. шк.– М.: Просвещение, 1993.